Грамотность чтения — 7 вариант

Данный тест на время. Вам дадут 2000 секунд, чтобы ответить на все вопросы. Вы готовы?

2000

Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.
Интересно.
Мое знакомство с фауной этого города началось необычным образом. Утром, на второй день нашего пребывания в Ванкувере, я решил поснимать прямо с причала панорамы города. Поставил кинокамеру на штатив, навел объектив на противоположную набережную, где возвышались ряды небоскребов, включил камеру и повел панораму с этих гигантов на набережную, где бежали красивые автомобили. С набережной, не выключая камеры, перевел панораму на берег залива и неожиданно увидел через объектив какие-то небольшие комочки, похожие на уток. Я наехал объективом на более крупный план и не поверил своим глазам: на песке возле воды сидела довольно крупная стая канадских гусей. Я легко узнал их, потому как не раз гонялся за ними с кинокамерой у нас на Чукотке, куда канадские гуси изредка прилетают. Крупно тогда мне так и не удалось снять эту осторожную птицу. Дикие канадские гуси в Ванкувере?! Эти прирожденные стайеры, способные покрывать в полете огромные дистанции! Как они оказались в шумном городе? Для меня это было загадкой. Немного подумав, я решил, что, очевидно, в стае много молодых птиц, и стая, пролетев слишком большое расстояние и устав, вынуждена была сесть для отдыха в черте города. Случай сам шел мне в руки. Не мешкая, я снял камеру со штатива и, прихватив легкий нагрудный штатив, побежал по мосту на противоположный берег. Минут через двадцать я уже был на набережной вблизи дикого пляжа, где по-прежнему спокойно сидели гуси. Прячась за выброшенные морем коряги и редкие кустики, я подобрался к ним совсем близко. Помня, как трудно давалась мне подобная съемка на нашем Севере, я старался двигаться очень осторожно, не поднимая высоко головы и почти не дыша. Наконец переполз к последней, разделявшей нас коряге. От меня до птиц оставалось всего 8-10 метров. Гуси словно не хотели меня замечать. Они гуляли по песку, чистили свои перья клювами, иногда щипали травку, а некоторые, как мне показалось, двигались в мою сторону. Я так увлекся съемкой, что не сразу почувствовал, что меня кто-то дергает за штанину. Оглянулся и застыл от удивления. Несколько крупных гусей незаметно обошли меня сзади и сейчас разглядывали с явным интересом. А один, самый нахальный, дергал за штанину. Он либо проверял прочность моих фирменных джинсов, либо надеялся таким образом выпросить подачку. Я ничего не мог понять: передо мной явно были дикие гуси. Но почему они не испытывают здесь страха перед человеком? Дождавшись, когда стая поднялась и полетела над заливом, я снял на прощанье птиц в полете и пошел вдоль набережной в сторону Стенли-парка. Я шел мимо зеленых лужаек и стоянок легковых машин, удивляясь тому, что видел: через каждые двести-триста метров встречал одну за другой стаи гусей, свободно разгуливающих на лужайках, спортивных площадках, возле припаркованных автомашин и не обращавших внимания на снующих мимо пешеходов. Помню, мальчишки-школьники гонялись за ними. Гуси убегали от них, не желая улетать. Им явно здесь нравилось…

1. Утверждения, не соответствующие тексту. 1) фотограф сразу почувствовал, что его гусь тянет за штанину 2) гуси в Ванкувере не боятся людей 3) автор снимал гусей издалека 4) автор сразу узнал канадских гусей 5) автор ожидал, что гусь может подойти к нему

Правильно! Ошибка!

2. Главная идея текста

Правильно! Ошибка!

3. Подтверждает цитату героя «Гуси, словно не хотели меня замечать»

Правильно! Ошибка!

4. Герой легко узнал канадских гусей, потому что

Правильно! Ошибка!

5. Значение слова «штатив» в тексте

Правильно! Ошибка!

6. Автор называет гусей в первом абзаце «осторожной птицей», потому что

Правильно! Ошибка!

Аль-Фараби
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника. Умер в 950 году. Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как «Отрарская катастрофа». Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей. В молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей «Бейт аль-хикма», переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул «Муаллим ассана» – Второй учитель. Звание «второго» подразумевало наличие «первого», под которым имелся в виду Аристотель. И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к «общепринятому мнению», к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии.< Он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате «Слово о классификации наук». Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.

7. Последовательность событий
1. в Багдаде пополняет свои знания
2. его философские воззрения противоречили общественному мнению
3. Аль-Фараби был реформатором наук
4. родился в семье знатного тюркского военачальника
5. юношей покинул свой родной город

Правильно! Ошибка!

8. Утверждения, не соответствующие тексту
1. Багдад – политический и культурный центр арийского халифата.
2. Фараб стал именоваться Отраром.
3. Аль-Фараби изучал и переводил греческих авторов.
4. Стремился систематизировать знания своего времени.
5. Аристотеля и Тимура сближает широта и разносторонность научных интересов.

Правильно! Ошибка!

9. Аль-Фараби присвоили титул «Второй учитель» за

Правильно! Ошибка!

10. Выражение «близость к общепринятому мнению» в контексте подразумевает

Правильно! Ошибка!

11. Ученого не волновали вопросы

Правильно! Ошибка!

12. Цель второго абзаца

Правильно! Ошибка!

Самовар
Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в тысяча семьсот семьдесят восьмом году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более двухсот лет. Внутри самовара есть топка, куда накладывают угли, которые горят и отдают своё тепло воде, налитой в самовар. Древесный уголь – незаменимое топливо, и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный. Голенище его надевали на верхнюю часть топки, и сапог в руках человека выполнял ту же работу, что и кузнечные мехи в печи-горне. Хозяйка все время присматривала, как горят угли: тлеют ли они, разгораются хорошо или еле-еле. Иной раз не углядит – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: вдруг ненароком кто зайдет. Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит. Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почётное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж всё остальное. Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него, как у печи, согреться можно в дороге да кипяточку попить, если захочется. Угольный самовар тем и замечателен, что, пока угли в нём не перегорели, вода остаётся горячей.
13. Тип текста

Правильно! Ошибка!

14. Для усиления тяги в топке самовара использовали

Правильно! Ошибка!

15. Согласно источнику, самовар

Правильно! Ошибка!

16. Утверждения соответствуют тексту
1. Работу сапога сравнивают с работой кузнечных мехов в печи-горне.
2. Самовар трудно переносить.
3. Вода быстро остывает в самоваре.
4. Около самовара, как у печи.
5. Начищенный самовар что зеркало.

Правильно! Ошибка!

Если в течение дня земля нагревается и вечером вновь охлаждается, то охлаждается и воздух над ее поверхностью. Невидимые частицы воды конденсируются в воздухе, и водяные капельки оседают на травы, листву, камни. Чаще всего это происходит в ясные безветренные дни осени и весны. Ранним утром можно увидеть, как сверкают капли росы, освещенные лучами зари. Воздух потеплеет — роса испарится.
В морозные зимние ночи, когда температура воздуха падает ниже точки замерзания воды, капельки превращаются в крохотные кристаллики, землю окутывает серебристо-сверкающее покрывало, которое ложится на кустарники, и на ветви деревьев, и на электропровода. Иногда кристаллики инея так густо покрывают ветки, что те обламываются под их тяжестью.
Гроза — захватывающий спектакль природы. Сверкание молний и грохот грома не менее увлекательны, чем грандиозный фейерверк. Начинается гроза с воздушного столба, образующего белое облако, похожее на кочан цветной капусты. Грозовые облака — великаны среди кучевых. Внизу грозовое облако плоское. Оно вытягивается по направлению ветра наподобие наковальни. Поднимается ураганный ветер, сверкают молнии, гремит гром.

17. Спектакль по тексту

Правильно! Ошибка!

18. Идея текста соответствует цитате

Правильно! Ошибка!

19. Утверждение, не соответствующее тексту

Правильно! Ошибка!

20. В тексте гроза сравнивается с

Правильно! Ошибка!

Грамотность чтения - 7 вариант
Все очень плохо! Готовиться надо!
Неплохо, но можно и лучше, готовьтесь
Хороший результат, закрепляйте знания
Молодец! Продолжай в том же духе!

Поделитесь своими результатами:

Автор публикации

не в сети 3 месяца

Aida Kudaibergenova

30
Комментарии: 0Публикации: 89Регистрация: 02-09-2019