Грамотность чтения — 5 вариант

Данный тест на время. Вам дадут 2000 секунд, чтобы ответить на все вопросы. Вы готовы?

2000

Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.
Об отношении к музыке
Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. «Ха! Орет как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком. … Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению. Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли – уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах. Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем. Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас. Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей – великая Надежда Обухова, – стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее. Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

1. Стиль текста, тип речи

Правильно! Ошибка!

2. Верное утверждение

Правильно! Ошибка!

3. Певица , которую раскритиковал герой текста

Правильно! Ошибка!

Опасная профессия
В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска. Не опасна, но почти невозможна в природе съёмка волков. Опасно снимать львов, очень опасно – тигров. Нельзя сказать заранее, как поведёт себя медведь – этот сильный и, вопреки общему представлению, очень подвижный зверь. На Кавказе я нарушил небезызвестное правило: полез в гору, где паслась медведица с медвежатами. Расчёт был на то, что, мол, отец и мать уже не так ревниво оберегает потомство. Но я ошибся… При щелчке фотокамеры, запечатлевшей двух малышей, дремавшая где-то поблизости мать кинулась ко мне, как торпеда. Я понимал: ни в коем случае нельзя бежать – зверь бросится вслед. На месте оставшийся человек медведицу озадачил: она вдруг резко затормозила и, пристально поглядев на меня, кинулась за малышом. Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон.

4. Реакция фотографа на действия медведицы

Правильно! Ошибка!

5. Идея текста

Правильно! Ошибка!

Самовар
Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в тысяча семьсот семьдесят восьмом году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более двухсот лет. Внутри самовара есть топка, куда накладывают угли, которые горят и отдают своё тепло воде, налитой в самовар. Древесный уголь – незаменимое топливо, и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный. Голенище его надевали на верхнюю часть топки, и сапог в руках человека выполнял ту же работу, что и кузнечные мехи в печи-горне. Хозяйка все время присматривала, как горят угли: тлеют ли они, разгораются хорошо или еле-еле. Иной раз не углядит – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: вдруг ненароком кто зайдет. Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит. Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почётное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж всё остальное. Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него, как у печи, согреться можно в дороге да кипяточку попить, если захочется. Угольный самовар тем и замечателен, что, пока угли в нём не перегорели, вода остаётся горячей.

6. Предложение не соответствует смыслу утверждения: Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая.

Правильно! Ошибка!

7. Смысл предложения: Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж всё остальное.

Правильно! Ошибка!

8. Основное свойство самовара

Правильно! Ошибка!

9. Утверждения соответствуют тексту
1. Работу сапога сравнивают с работой кузнечных мехов в печи-горне.
2. Самовар трудно переносить.
3. Вода быстро остывает в самоваре.
4. Около самовара, как у печи.
5. Начищенный самовар что зеркало.

Правильно! Ошибка!

10. Самовар не предназначен, для того чтобы

Правильно! Ошибка!

11. О тульском мастере написано произведение

Правильно! Ошибка!

12. Изложение текста идёт в данном порядке
1. В дальнюю дорогу
2. Тульский самовар
3. У трудолюбивой хозяйки
4. Древесный уголь и сапог
5. Почётное место

Правильно! Ошибка!

Схимники человечества
На памятниках, барельефах, мемориальных досках учёные всегда кажутся чуждыми суете и страданиям. Но до того, как их лики застыли в бронзе или гра­ните, им были ведомы и печаль, и отчаяние. Все они были самыми обычными смертными, только одарённее и ранимее. И тернии, всегда устилающие дорогу к пьедесталам, ранили их ничуть не меньше, чем всех остальных людей, только раны их были невидимы миру. Что поделать, такова стезя науки: мы видим учёных лишь в редкие моменты их славы – когда их венчают наградами, когда, собственно, работа уже закончена и результат её оценен обществом. А вот в те – не мгновения даже, нет, – в те месяцы и годы, что творят они в своих лабораториях, их действия, их мысли, их надежды скрыты от нас. Тогда они – схимники человечества, принявшие добровольный и нигде не писанный обет отрешённости. Поэтому мы так часто и не знаем, как рождались научные открытия. Иной скептик может спросить: а не всё ли равно нам, потомкам, нам, потребителям великих открытий, как они были сделаны и что думал учёный в тот или иной момент своей работы? Главное – что открытие сделано, принято на вооружение обществом и верно служит ему. Конечно, последнее обстоятельство существенно. Но есть и ещё одно, вроде бы скромное по сравнению с ним, но вдумайтесь в него. Каждое открытие делает человек, ставший учёным по призванию. Учёный – не специальность, ей нельзя обучить в институте. Могут обучить химии, могут – физике. Но человек, получивший диплом, может и не стать учёным. Даже если он займёт должность научного сотрудника – он останется до конца дней своих холодным подмастерьем науки, если не будет в нём воспитана любовь к творчеству, охота к дерзновенным попыткам выйти за рамки существующих представлений, смелость перед признанными авторитетами, пусть даже чреватая иногда личными жертвами. Но кто воспитает любовь, привьёт охоту, сделает смелым – кто, как не сама наука: всем своим прежним опытом, своей волнующей историей, открывающей горизонты не только в прошлом, но и в будущем. Только она способна разбудить в школьнике Лобачевского, обнаружить в служащем Эйнштейна, сделать переплётчика Фарадеем. Но для этого надо знать её, знать в разные минуты её вечной жизни. И когда она скрытна и упряма перед бездельником, и когда милостиво щедра к труженику. И когда она – изнурительная, скучная работа, и когда она – праздник ума и фантазии, и когда учёный – её поденщик, и когда он – её властитель. Поэтому нуж­ны истории наук, поэтому нужны биографии учёных, поэтому нужны их мемуары – толстые и тонкие, скучные и занимательные, – любые, только бы достоверные, толь­ко бы приоткрывающие доступ к чужой душе в переживания души собственной, чужому уму – в лабиринты напряжённых молчаливых размышлений.

13. Не соответствует тексту высказывание

Правильно! Ошибка!

14. Схимники –

Правильно! Ошибка!

15. Результат работы ученых мы видим (по тексту)

Правильно! Ошибка!

16. Утверждения, соответствующие тексту
1. Нужны биографии учёных, наука не способна дать знания
2. Учёный – не специальность, ей можно обучиться в институте
3. Открытия делают определённые люди только в лабораториях
4. Учёные – обычные смертные
5. Человек, получивший диплом, может и не стать учёным

Правильно! Ошибка!

17. Последовательность событий
1. действия и мысли учёных скрыты от нас
2. наука открывает горизонты будущего
3. дорога к пьедесталам трудна
4. необходимы письменные источники об ученых
5. ученые часто приносят себя в жертву

Правильно! Ошибка!

18. Память об учёных НЕ запечатлена

Правильно! Ошибка!

19. Ученым становится человек (по тексту)

Правильно! Ошибка!

20. Утверждения, соответствующие тексту
1. В тексте дается и информация о необходимости развивать науку.
2. В тексте дается и информация о необходимости писать скучные и занимательные мемуары.
3. Учёным может стать даже ленивый человек.
4. Ученый – холодный подмастерье науки.
5. На памятниках, барельефах, мемориальных досках запечатлена память об ученых.

Правильно! Ошибка!

Грамотность чтения - 5 вариант
Все очень плохо! Готовиться надо!
Неплохо, но можно и лучше, готовьтесь
Хороший результат, закрепляйте знания
Молодец! Продолжай в том же духе!

Поделитесь своими результатами:

Автор публикации

не в сети 7 месяцев

Aida Kudaibergenova

30
Комментарии: 0Публикации: 89Регистрация: 02-09-2019