Грамотность чтения — 2 вариант

Данный тест на время. Вам дадут 2000 секунд, чтобы ответить на все вопросы. Вы готовы?

2000

1. Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже. Аль-Фараби
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника. Умер в 950 году. Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как «Отрарская катастрофа». Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей. В молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей «Бейт аль-хикма», переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул «Муаллим ассана» – Второй учитель. Звание «второго» подразумевало наличие «первого», под которым имелся в виду Аристотель. И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к «общепринятому мнению», к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии.< Он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате «Слово о классификации наук». Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.

Последовательность событий
1. в Багдаде пополняет свои знания
2. его философские воззрения противоречили общественному мнению
3. Аль-Фараби был реформатором наук
4. родился в семье знатного тюркского военачальника
5. юношей покинул свой родной город

Правильно! Ошибка!

2. Утверждения, не соответствующие тексту
1. Багдад – политический и культурный центр арийского халифата.
2. Фараб стал именоваться Отраром.
3. Аль-Фараби изучал и переводил греческих авторов.
4. Стремился систематизировать знания своего времени.
5. Аристотеля и Тимура сближает широта и разносторонность научных интересов.

Правильно! Ошибка!

3. Аль-Фараби присвоили титул «Второй учитель» за

Правильно! Ошибка!

4. Выражение «близость к общепринятому мнению» в контексте подразумевает

Правильно! Ошибка!

5. Ученого не волновали вопросы

Правильно! Ошибка!

6. Цель второго абзаца

Правильно! Ошибка!

Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже. Об отношении к музыке Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. «Ха! Орет как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком. … Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению. Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли – уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах. Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем. Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас. Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей – великая Надежда Обухова, – стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее. Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. 7. Постаревший автор не может допустить

Правильно! Ошибка!

8. Ощущения, которые чувствовал автор перед дирижершей и оркестрантами

Правильно! Ошибка!

9. Певица , которую раскритиковал герой текста

Правильно! Ошибка!

10. Реакция слушателей на исполнение музыкантов

Правильно! Ошибка!

11. Автор композиции, с которой начался концерт

Правильно! Ошибка!

12. Автор в Ессентуках посетил

Правильно! Ошибка!

Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже. Самовар
Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в тысяча семьсот семьдесят восьмом году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более двухсот лет. Внутри самовара есть топка, куда накладывают угли, которые горят и отдают своё тепло воде, налитой в самовар. Древесный уголь – незаменимое топливо, и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный. Голенище его надевали на верхнюю часть топки, и сапог в руках человека выполнял ту же работу, что и кузнечные мехи в печи-горне. Хозяйка все время присматривала, как горят угли: тлеют ли они, разгораются хорошо или еле-еле. Иной раз не углядит – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: вдруг ненароком кто зайдет. Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит. Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почётное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж всё остальное. Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него, как у печи, согреться можно в дороге да кипяточку попить, если захочется. Угольный самовар тем и замечателен, что, пока угли в нём не перегорели, вода остаётся горячей. 13. Согласно источнику, самовар

Правильно! Ошибка!

14. Для усиления тяги в топке самовара использовали

Правильно! Ошибка!

15. Тип текста

Правильно! Ошибка!

16. Утверждения соответствуют тексту
1. Работу сапога сравнивают с работой кузнечных мехов в печи-горне.
2. Самовар трудно переносить.
3. Вода быстро остывает в самоваре.
4. Около самовара, как у печи.
5. Начищенный самовар что зеркало.

Правильно! Ошибка!

17. О тульском мастере написано произведение

Правильно! Ошибка!

Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже. 18. Супермен по тексту не должен

Правильно! Ошибка!

19. Утверждение, соответствующее тексту

Правильно! Ошибка!

20. Газета, в которой даны рекомендации, как стать суперменом

Правильно! Ошибка!

Грамотность чтения - 2 вариант
Все очень плохо! Готовиться надо!
Неплохо, но можно и лучше, готовьтесь
Хороший результат, закрепляйте знания
Молодец! Продолжай в том же духе!

Поделитесь своими результатами:

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Aida Kudaibergenova

30
Комментарии: 0Публикации: 89Регистрация: 02-09-2019