УРОК русской литературы

18.04.18. Тема. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

Цели: закрепить знания о вводных и вставных конструкциях, их пунктуационном оформлении;
совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

Ход урока

Ι. Орг. моменты.
ΙΙ.Объявление темы, цели.
ΙΙΙ. Проверка дом. задания
а) Фронтальный опрос по теме «Вводные слова»
б) Объяснительный диктант.
Правы те, кто говорят, что одни люди заполняют книгами жизнь, а другие — только стеллажи. Но вместе с тем пустота в душе, пожалуй, часто является следствием пустоты на домашних полках (если не отсут¬ствие их вообще) или чтения пустых книг. Естественно, каждый опреде¬ляет свой круг чтения, однако нельзя читать только детективы или при¬ключенческую литературу. (По С. Б э л з е.)
в) 1. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).
а) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.
б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!
в) Старуха очевидно рассказывала о горящем сердце Данко.
г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души. Ответ: а, в.
2. Вводное слово наконец выражает:
а) порядок мыслей б) источник сообщения
в) степень уверенности г) способ оформления мыслей Ответ: а.
3. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены)?
а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далеких строений.
б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.
в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо.
г) Товарищ почему-то не спал и по-видимому разыскивал меня. Ответ: б.
ΙV. Закрепление материала.
а) Работа по уч. —— ст р. 179 упр. 349.
б) Диктант «Проверь себя».
К концу охоты, словно на прощание, утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно зачерпнулось и пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.
Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем), но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. (И. Тургенев)
в) Определите, есть ли в них вводные слова или все слова являются самостоятельными
членами предложения
1) Старший лейтенант, казалось, совсем забыл о транспорте.
2) Порою мне казалось, что я погружаюсь в некую глубину.
3) С одной стороны, полковник был человеком решительным, неразговорчивым, суровым
на вид, с другой стороны, ему свойственна была исключительная мягкость
в обращении с подчиненными.
4) С одной стороны безмолвствовали горы, с другой стороны шумело близкое море.
5) Здесь, видно, раньше была кладовая.
6) В темноте было видно плохо.
7) Правда, в этом месте дорога круто сворачивала в противоположную сторону,
а перед ним лежала снежная пелена.
8) Правда глаза колет. (Пословица.)
V . Рефлексия. Итоги.
VΙ . Дом. задание: § 37 прав., упр. 350

18.04.18. Тема. А.И. Солженицын. Матрёнин двор

Цели: знакомство с повествованием о бедах послевоенной деревни, раскрыть
трагическую судьбу русской крестьянки; мастерство портретной характеристики.

Ход урока

Ι. Орг. моменты.
ΙΙ.Объявление темы, цели.
ΙΙΙ. Проверка дом. задания
а) Рассказ романе
б) Анализ эпизодов
ΙΙΙ. Объяснение материала
а) Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда
ставили «Матренин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным
произведением». «Рассказ правдив», «рассказ талантлив», отмечалось в критике. «Он
и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью
поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса».
б) Героиня рассказа — не выдуманный писателем персонаж. Автор пишет о реальном
человеке — Матрене Васильевне Захаровой, у которой он жил в 50-е годы.
В книге Натальи Решетовской «Александр Солженицын и читающая Россия» помещены
сделанные Солженицыным фотографии Матрены Васильевны, ее дома, комнаты, которую
снимал писатель. Его рассказ-воспоминание перекликается со словами
А. Т. Твардовского, который вспоминает о своей соседке тетке Дарье,
С ее терпеньем безнадежным, Со всей бедой —
С ее избою без сеней, Войной вчерашней
И с трудоднем пустопорожним, И тяжкой нынешней бедой.
Рассказ Солженицына написан не ради того только, чтобы еще раз сказать о страданиях
и бедах, которые перенесла русская женщина. Обратимся к словам А. Т. Твардовского,
взятым из его выступления на сессии Руководящего Совета Европейской ассоциации
писателей: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах,
представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная,
простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней
беседуем, как с Анной Карениной».
Прочтя эту речь в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому:
«Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит.
Вы указали на самую суть — на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика
рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
ΙV. Закрепление материала.
а) «Матренин двор» — произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына и о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Игнатич (под таким именем предстает перед нами автор) чувствует щекотливость своего положения: бывший лагерник (Солженицын был реабилитирован в 1957 году) мог наняться только на тяжелые работы — таскать носилки. У него же были другие желания: «А меня тянуло — учительствовать». И в строении этой фразы с ее выразительным тире, и в выборе слов передается настроение героя, выражается самое заветное.
б) Автор в рассказе, способы выражения лирического начала. Название рассказа, его финал.
Бедность Матрены смотрит из всех углов. Да откуда придет достаток в крестьянской дом? «Я только потом узнал, — рассказывает Игнатич, — что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Эти слова будут дополнены рассказом самой Матрены о том, сколько обид она перенесла, хлопоча о пенсии, о том, как добывала торф для печки, сено для козы.
в) Вот это и хочет понять и об этом хочет рассказать Александр Исаевич Солженицын. Все движение сюжета его рассказа направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в своем обыденном настоящем, сколько в своем прошлом. Она и сама, вспоминая о молодости своей, призналась Игнатичу: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свекор кричал: «Матрена! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».
V. Рефлексия. Итоги.
VΙ . Дом. задание: конспект

0
ФИО автора:Ташенова Жанна Ботбековна
Файл (разработка учителя):Скачать файл

Автор публикации

не в сети 3 дня

janna

0
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 11-05-2019