СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Иванова Н.Г.

КГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха»

г. Караганда, Республика Казахстан

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

По официальным сведениям, в Республике Казахстан насчитывается около 18.4 тысяч лиц, имеющих инвалидность в связи с нарушением слуха, из которых около 1917 лица детского возраста. Как правило, данной группе людей трудно социализироваться в силу ограниченных способностей, барьеров и опасений, и недопонимания со стороны общества [1, 2]. В настоящее время одной из актуальных задач является поиск средств для решения проблемы разделения общества изнутри. Адаптационная физическая культура включает в себя не только физиологические нагрузки, но и большую психологическую деятельность для каждого нуждающегося [3, 4]. Если окунуться в историю данного вопроса, то источники свидетельствуют, что первая специализированная деятельность, направленная на занятие спортом лицами, имеющими ограниченные возможности появилась в 1888 году, когда впервые был открыт первый спортивный клуб, открытый в Берлине, аудиторией которого были глухонемые.  В настоящее же время В Республике Казахстан регулирование адаптивной физической культуры происходит на основании главы 3, статьи 19  Закона Республики Казахстан от 03.07.2014 N 228-V ЗРК «О физической культуре и спорте»

Индикаторами социального здоровья принято считать уровни рождаемости и смертности, градиент заболеваемости и физического развития индивидов, продолжительность жизни. К сожалению, сведения, аккумулированные за последние несколько лет по приведённым маркерам социального здоровья, свидетельствуют о росте социальных болезней, увеличении количества детей с физическими недостатками. Это говорит о всё более растущей необходимости в профессионалах по адаптивной реабилитационной физической культуре в школе. Под адаптивной физической культурой мы понимаем систему улучшения и гармонизации всех граней и качеств ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических или этических) на основе физических упражнений, социальных и гигиенических факторов. Безусловно, адаптивная физическая культура является междисциплинарной областью деятельности будущих и настоящих педагогов.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это проект физиологического обучения, созданный с целью удовлетворения личных двигательных, а кроме того, эмоциональных потребностей, либо иных трудностей, сопряженных с инвалидностью [5, 6].

Адаптивная физическая культура может помочь людям с ограниченными возможностями лучше социализироваться в обществе, а постоянный контакт с подготовленными спортсменами будет мотивировать людей с ограниченными возможностями на готовность к поражениям, исследовать предпосылки поражений и принимать личные неудачи, составлять план путей выхода от поражений к новым свершениям и успехам. Ключевые разновидности АФК:

  1. адаптивное физиологическое воспитание;
  2. адаптивный спорт;
  3. адаптивное физическое восстановление;
  4. адаптивное моторное восстановление.

Адаптивное физиологическое воспитание. Этот тип АФК ориентирован на формирование у людей с ограниченными способностями специализированных познаний, которые нужны для стандартного существования субъекта в обществе, на увеличение трудоспособности органов и систем лица, на поддержку и формирование физически-моторных свойств.

Адаптивное физическое восстановление. Этот тип АФК ориентирован на активизацию и сохранение физической силы человека, которая была задействована при разных типах работы (к примеру, обучение, деятельность, увлечение и прочие), на поднятие общего настроения (общением и увлекательными мероприятиями). Главная цель адаптивного физиологического восстановления состоит в обеспечении эмоционального удобства людей с ограниченными возможностями.

Адаптивное моторное восстановление. Сущность данного вида АФК ориентирована на восстановление мышечной деятельности и памяти тела субъекта, которые существовали ранее и были утрачены из-за перенесенных болезней и травм, сидящего вида существования и иных условий. Главными задачами адаптивной физиологической культуры считаются:

  1. Восстановление и формирование мышечной деятельный людей с ограниченными возможностями;
  2. Предоставление эмоционального удобства людям с ограниченными способностями, в том числе освобождение от эмоциональных барьеров и опасений;
  3. Сохранение физических сил людей с ограниченными возможностями. Адаптивная физическая культура представляет немаловажную значимость в развитии способностей у обучаемых, позволяет формировать собственные тренировочные и конкурсные движения, и в дальнейшем применять в их в жизни. Адаптивная физическая культура считается одним из самых стремительно развивающихся направлений.

В современном обществе адаптационное физическое воспитание вносит важный вклад в формирование поведенческих моделей с упором на развитие терпимости в мире. Роль адаптационного спорта в особенности важна для людей с полученной инвалидностью, которые обязаны вновь социализироваться в современном мире, при этом первоочередное внимание уделяется адаптации к действующим социальным нормам, стандартам и правилам. На сегодняшний день почти в каждом городе Республики Казахстан имеются средние учебные заведения, принимающие лиц с ограниченными способностями (в том числе и школьные секции), и разнообразные организации адаптивной физической культуры и спорта. Данное обстоятельство свидетельствует не только о прогрессе нашего государства в этой сфере, но и о стремительном темпе формирования адаптационного сознания во всем мире. Таким образом, адаптивная физическая культура – это проект физиологического обучения, созданный с целью удовлетворения личных двигательных и эмоциональных нужд, либо иных трудностей, сопряженных с инвалидностью. Адаптивная физическая культура может помочь обучаемым естественным образом адаптироваться к ограничениям здоровья в целом и интеллектуальным недостаткам в частности. Перспективы развития АФК заключаются в дальнейшем развитии данного направления в общеобразовательных учреждениях городов Казахстана, при этом необходимо вводить предмет «адаптивная физическая культура» в общую образовательную программу учебных заведений.

Список литературы:

  1. Аналитический отчёт министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан за 2019 год
  2. Изаак С.И., Малиц В.Н., Рожков П.А. Развитие адаптивной физической культуры и спорта в современной ситуации общественного развития // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 9 (151). – С. 104–109. 3
  3. Психология физической культуры: Учебник / Под ред. Яковлев Б.П. – М.: Спорт, 2016. – 624 с.
  4. Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Учебное пособие / Токарская Л.В., Дубровина Н.А., Ба- бийчук Н.Н., – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2017. – 190 с.
  5. Воронов Н. А. Современные вопросы адаптивной физической культуры // Эпоха науки. –2018. – № 14. – С. 231–233.
  6. Межман И. Ф., Ухина Н. В. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры // Молодой ученый. –2015. –№18. –С. 427–429.