Организация познавательной деятельности студентов при изучении физики

ФИО автора:Берикболова Назгуль Нугмановна
Основной файл:Скачать файл

Организация познавательной деятельности студентов при изучении физики

Понимание проявляется в правильном ответе, постановке вопроса, решении задачи, анализе текста и иллюстраций, речевых суждения и умозаключениях, в правильном применении знаний. Обобщение проявляется в умениях правильно связать части знания, определить место нового знания среди изученного, определить границы применимости и др. Дидакты выделяют четыре компоненты содержания образования: знания о природе, технике, человеке и опыте деятельности; опыт репродуктивной деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально — ценностного отношения к миру. Эти компоненты выражают социальный заказ общества, т.е. «опыт рода». Передача «опыта рода» целенаправленно возможна при определенных условиях, в частности, научные знания прямо и эффективно «передаются» лишь при организации учебной деятельности студентов.

Естественно, что к ней прежде всего относится учебная деятельность. Характеристики познавательной деятельности применительно к изучению физики приведены в таблице1. Процесс усвоения начинается с восприятия и осознавания факта; идет через понимание и осознавание путем сравнения, сопоставления аналогии, объяснения; заканчивается систематизацией зна­ний путем обобщения изученного. На каждом этапе усвоения важно найти для контроля и оценки «внешние» проявления процесса усвоении. Восприятие фиксируется через слушание объяснений, внимание, через чтение текста и наблюдение явлений.

В этой связи учебная деятельность не любая деятельность в процессе учения. Сам процесс учения многоаспектен, он

не может быть сведен лишь к организации учебной деятельности. Учебная деятельность прежде всего адекватно мотивирована, т.е. получение знаний становится личной целью ученика. Это условие трудно обеспечить. Необходимо создать на уроке атмосферу поиска, сотрудничества, сотворчества, эмоционального комфорта; вскрыть необходимость формирования того или иного понятия — сформулировать учебную проблему, определяя границы в знаниях студентов при объяснении конкретного явления действительности; создать условия для уверенности в решении задачи.

Вторая способствует развитию индивидуальных качеств личности. Стратегией при усвоении знаний науки является изучение материала от общего к частному, от всеобще абстрактного к конкретному. Именно в этом основа формирования теоретического отношения к действительности. В результате учебной деятельности формируются такие психологические качества личности как рефлексия на свою деятельность и ее результат, внутренний план действий при решении задач и др.

Учебная деятельность направлена на усвоение наиболее общих способов действий. Это действия и «заключены» в научных знаниях и закономерностях усвоения. Для овладения обобщенным способом действия необходимо его выделить, определить этапы формирования, обеспечить организацию действия с учебным материалом. Важно учесть, что существенной является как коллективная, так и индивидуальная деятельность.

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

Yerzhanbek Assylbek

Комментарии: 0Публикации: 5Регистрация: 20-10-2019