Главная » Файлы » Предметы » География


Урок географии в 6 кл по теме "Атмосферное давление"
15.09.2015, 12:16

Дата ________ Класс_______
ТЕМА: Атмосферное давление.
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования знаний об атмосферном давлении
Образовательные:
- сформировать понятие "атмосферное давление";
- дать представление об изменении атмосферного давления с высотой, научить определять атмосферное давление, рассчитывать АД на разной высоте;
-познакомить со строением барометра
Развивающие:
- развивать навык исследовательской деятельности, установления причинно – следственных связей,
- развивать логическое мышление, математические способности;
- развивать умение применять полученные по теме знания в новых учебных ситуациях;
- развивать умения общения и деятельности при работе в ППС и МГ.
Воспитательные:
- возможность применения знаний в жизни.
Ученики будут знать:
-определение термина АД
-прибор для определения АД, единицы измерения
-закономерность изменения давления с высотой и при изменении t
Ученики будут уметь:
-измерять АД с помощью барометра
-рассчитывать АД на разной высоте
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы
ХОД УРОКА:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время Модуль
1.
Моти-
вацион-
ный

1.Орг класса. Деление на группы по цвету карточек
2.АОЗ.
1) Блиц- опрос (слайды)
• Какую оболочку Земли мы изучаем?
-Повторим главное, чтобы двигаться дальше по теме
• Почему атмосферу называют броней планеты?
• Почему атмосферу можно назвать «защитным экраном»?
• Почему атмосферу можно назвать теплой «рубашкой» Земли?
2)Определение истинности утверждений
Источник тепла на Земле – Солнце
Воздух нагревается лучами Солнца
На каждый 1 км высоты t снижается на 60
При нагревании воздух сжимается, при охлаждении – расширяется
На Земле 5 тепловых поясов
Самый теплый месяц – июнь, так как Солнце выше всего над горизонтом.
Разность между самой высокой и самой низкой t- амплитуда
А=20 (А=340)
Чтобы определить среднюю t за год, надо сложить средние t каждого месяца
Средняя годовая t = 0,60
-Что такое монгольфьер?
-Какое свойство воздуха используют для запуска воздушного шара?
-Почему, поднявшись на высоту 200м, шар начинает опускаться вниз?
-Подумайте, как действие монгольфьера связано с темой нашего урока
3)Подведение итога. Выставление оценок за д/з группе № 2 и за рассказ о монгольфьере
2. Мотивация учебной деятельности. Определение темы и целей урока.
Прием "Домашняя заготовка"
В 1664 г. герцог Тосканский решил построить фонтан на террасе своего дворца, а вода в фонтан должна была подаваться из озера, лежащего ниже террасы, у подножия холма рядом с замком. На чердаке дворца флорентийские мастера поставили большой бак, а рядом с ним — насосы. Накачанная в бак вода должна была изливаться самотеком в фонтанные трубы. Однако, как ни налегали на рукоятки всасывающих насосов, вода из озера поднималась только на высоту 10 метров. Преодолеть еще десяток несколько м — до бака — вода ни за что не желала. Даже на несколько см сверх 10 м не удавалось заставить подняться упрямую воду. Странное, непонятное упрямство!
- У вас есть предположения о том, почему не поднималась вода выше 10 м?
Эту задачу решил Еванджелиста Торричели, ученик Галилея. Это сможем сделать и мы, если изучим тему сегодняшнего урока.
-Тема урока «Атмосферное давление»
_ Определите задачи урока
«Я буду знать…»
«Я буду уметь..»


3 группа – инд карточки
Индивидуальное задание
№ 1
1. Используя данные таблицы, вычислите среднюю суточную температуру и амплитуду колебаний температуры.
Время, ч 6 12 18 24 А t средн
t◦ -3 2 +1 +2
2. Солнце выше всего над горизонтом в……., самый теплый месяц………….
2. Термометр – это ………..
Индивидуальное задание
№ 2
1.В течение дня измерили температуру несколько раз: 1 ч - +5◦С
7ч - 0◦С
13ч - +3◦С
19ч - +2◦С
Чему равна А?
А=….
2.Самый холодный месяц в году…..
3. Измерять температуру воздуха надо в тени, потому что….
№ 3.
1.Определите температуру воздуха на высоте 3 км, если на уровне моря она - +20◦С.
Дано: Решение:
h = 3 км
t - +20◦С
t - ?
2. Если в северном полушарии лето, то в южном…..
3. Метеостанция – это….
№ 4
1.Определите годовую амплитуду, если в июле средняя t = 180 , а в январе t= - 50

2.Если январь- лето, а июль- зима, то мы в …………полушарии.
3. Чтобы термометр показывал верную температуру, дверцы будки на метеостанции открываются на …..
Участие в блиц-опросе через сигнальные карточки (зеленый- красный)

Обговаривание в группе, выдвижение предположений
озвучивание

Запись даты, темы урока
Определение положения в мишени знаний
«Я буду знать…»
Что такое «атмосферное давление»
Почему образуется АД?
Как измеряется АД
В каких единицах измеряется АД?
Как изменяется АД
«Я буду уметь..»
Измерять АД
Объяснять причины изменения АД
Решать задачи на определение величины АД
Формулировка Ц и З урока 1 мин

4 мин

2 мин

2 мин


2.
Реализация
и
осозна-
ние
новых знаний
1.Организация изучения темы
1) Понятие «атмосферное давление»
-Прочтите в словарях определение слова «давление».
-О какой силе в атмосфере может идти речь?
-Действительно ли воздух обладает силой и создает давление?
Проделаем два опыта
Опыт 1(ученики)
1) Положите линейку на край стола. Слегка ударьте.
2) Положите линейку на край стола на 1/3. Закройте листом бумаги 2/3 линейки. Что произойдет, если мы ударим по свободному концу. Проверьте
3) Почему лист бумаги не поднимается? Какая сила противостоит вашей силе?
-Сделаем вывод: Что давит сверху на лист бумаги?
Опыт 2(учитель)
-В стакан налью воду, закрою листом бумаги. Переверну. Что произойдет?
-Почему не вытекает вода из стакана? Какая сила мешает?
-Сделайте вывод: в каких направлениях действует давление воздуха?
-Попробуйте сформулировать «что такое атмосферное давление»?
2) Организация работы по учебнику§24
Задание по учебнику (ИМД):
Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на предметы, которые на ней находятся.
Подведение итога: что узнали?

2) Измерение АД
-Какой следующий вопрос изучим?
-Предлагаю видео. Повторим то, что узнали, выделим новые знания:
Кто и как измерил АД?
В каких единицах измеряется АД?
О каких мм идет речь?
Задание в МГ

Демонстрация барометра с объяснением его строения
Подведение итога: что узнали?
-Каким прибором измеряется давление воздуха? Показ слайда
- Слово «барометр» придумал английский ученый Роберт Бойль.
- Какие виды барометров?
-Почему прибор имеет такое название?
- В каких единицах измеряется давление?
-Чему равен 1 мб?

Задание 3 (МГ № 1) и Проблемный вопрос и задание для освободившихся групп:
- Почему мы не чувствуем давление воздуха, а барометр так чувствителен к изменению АД?
-Всегда ли организм не чувствителен к внешнему давлению?
-В каком случае АД имеет самое большое значение?

-Тенсинг Нордгей, один из первых покорителей Эвереста, делился воспоминаниями, что самые трудные были последние 30м до вершины, ноги были чугунными, каждый шаг приходилось делать с трудом. Он установил для себя норму: четыре шага – отдых, четыре шага – отдых. Почему так трудны восхождения на горы?
-Почему опасно сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные стеклянные банки?
3)Изменение АД
-В каком случае АД самое высокое? Почему?
-В каком самое низкое? Почему?
-Что обозначает 760 мм рт ст?
-Какая закономерность в изменении АД с высотой?

Подведение итога.
З следующего этапа
4. Закрепление знаний и умений учащихся.
-Итак, АД изменяется через каждые 10 м на 1 мм РТ ст.
1)Мы поднялись на высоту 300 м. На сколько измениться АД? Станет больше или меньше? (на 30 мм меньше)
-Если АД было 760 мм, то теперь оно…730 мм
2) Мы спустились в пещеру на глубину 50 м. Как измениться АД? (увеличится на 5 мм) Если оно было на поверхности 740 мм, то в пещере…(745 мм)
- Что нужно сделать, чтобы посчитать АД?
2) Практикум
1. г.Павлодар находится на высоте
140 м над уровнем моря.
Какое АД будет считаться нормальным для нашего города?
2.Атмосферное давление на взлетной полосе -790 мм.рт.ст.
Вертолет поднялся на высоту 2000 м.
Найдите давление за бортом вертолета.
Гора высотой 3000 м. АД= 440 мм рт ст
АД на вершине– 440 мм рт ст.
Найдите АД у подошвы горы.
4.Найдите высоту холма, если у подножия 750 мм, а на вершине 760 мм

Нахождение слова в словарях
Чтение

Проделывают опыт, анализируют

Обсуждают в МГ, высказывают предположения.
Чтение 1 части, запись определения
Группа № 5 – задание на восстановление текста
Озвучивает 5 группа
1. Воздух имеет….., поэтому он создает ………………………………….
2. На 1 квадратный сантиметр поверхности давит столб воздуха силой в ………
3. Человек не ощущает атмосферного давления, потому что ……………….. давление человека равно………………… давлению атмосферы.
Атмосферное давление- это…….

Ставят З следующего этапа
Просмотр видео
1 гр.Прочитайте 3 часть § 24, с.77-78
1. Как называется прибор для измерения АД? (запишите в тетрадь) Почему?
2. Чем отличаются два вида приборов?
3. Составьте в тетради схему «Виды …..»
4. На чем основан принцип действия приборов?
5. Измерьте АД с помощью классного барометра (подойдите к учителю)
2-4 гр Прочитайте 3 часть § 24, с.77-78
1. С помощью какого прибора измеряется АД? (запишите в тетрадь)
2. Как переводится название прибора?
3. Составьте в тетради схему:
Виды барометров


Измерьте АД с помощью классного барометра (подойдите к учителю)
5 гр.Прочитайте 3 часть § 24, с.77-78
1. Барометр- это прибор для измерения ….? (запишите в тетрадь)
2. Закончите в тетради схему
Виды барометров

? Барометр - анероид

3. Где используют барометр- анероид?
4. Измерьте АД с помощью классного барометра (подойдите к учителю)

Озвучивание группами учителю возле барометра
Записывают в тетрадях НАД= ..мм рт ст
Отвечают на вопросы ОО

Решение проблемных вопросов в МГ

Обсуждение в МГ

ОО после обсуждения в МГ по слайду

Отчет группы № 1 по заданию № 3

ОО

Выведение алгоритма

Решение задач, показ на досках ответов

Оценивание группы 4

Подведение итога 1 мин

2 мин

3 мин

2 мин

7 мин

3 мин

3 мин

2 мин

5 мин


3. Рефлексия
Какие новые знания вы получили?
Какие умения приобрели?
Чему удивились?
Дом зад:1. Изучить: параграф 24 (стр. 76-78).
2.Задание № 5 с. 78(в тетради)
3.Задание на выбор:
Как работают современные фонтаны?
Какую погоду предвещает повышение и понижение АД?


Заполнение мишени знаний

Запись домашнего задания 5 мин

На дне шахты барометр зафиксировал давление 790 мм.рт.ст.,
а у поверхности земли – 750 мм.рт.ст.
Найдите глубину шахты.


В каком случае атмосферное давление самое высокое,
а в каком – самое низкое. Почему?

Почему барометр чувствителен к изменению атмосферного давления, а человек – нет?
Тенсинг Нордгей, один из первых покорителей Эвереста, делился воспоминаниями, что самые трудные были последние 30м до вершины, ноги были чугунными, каждый шаг приходилось делать с трудом. Он установил для себя норму: четыре шага – отдых, четыре шага – отдых. Почему так трудны восхождения на горы? Почему опасно сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные стеклянные банки?

Группа 1
Задание 1:
Прочитайте 1 часть § 24, с.76
1. Почему воздух создает давление?
2. С какой силой воздух давит на земную поверхность?
3. Почему человек не ощущает давления?
4. Что такое АД? (запишите в тетрадь)

Группа 2-4
Задание 1:
Прочитайте 1 часть § 24, с.76
1. Что создает воздух, имея вес?
2. С какой силой давит столб воздуха на каждый квадратный сантиметр земной поверхности?
3. На тело человека давит масса воздуха 15500кг. Почему человек не ощущает атмосферного давления?
4. Что такое АД? (запишите в тетрадь)

Группа 5
Прочитайте 1 часть § 24, с.76
4. Воздух имеет….., поэтому он создает ………………………………….
5. На 1 квадратный сантиметр поверхности давит столб воздуха силой в ………
6. Человек не ощущает атмосферного давления, потому что ……………….. давление человека равно………………… давлению атмосферы.
7. Атмосферное давление- это……. (запишите в тетрадь)
Прочитайте 1 часть § 24, с.76
1. Воздух имеет….., поэтому он создает ………………………………….
2. На 1 квадратный сантиметр поверхности давит столб воздуха силой в ………
3. Человек не ощущает атмосферного давления, потому что ……………….. давление человека равно………………… давлению атмосферы.
Атмосферное давление- это……. (запишите в тетрадь)
Прочитайте 1 часть § 24, с.76
1. Воздух имеет….., поэтому он создает ………………………………….
2. На 1 квадратный сантиметр поверхности давит столб воздуха силой в ………
3. Человек не ощущает атмосферного давления, потому что ……………….. давление человека равно………………… давлению атмосферы.
Атмосферное давление- это……. (запишите в тетрадь)
Прочитайте 1 часть § 24, с.76
1. Воздух имеет….., поэтому он создает ………………………………….
2. На 1 квадратный сантиметр поверхности давит столб воздуха силой в ………
3. Человек не ощущает атмосферного давления, потому что ……………….. давление человека равно………………… давлению атмосферы.
Атмосферное давление- это……. (запишите в тетрадь)
Прочитайте 1 часть § 24, с.76
1. Воздух имеет….., поэтому он создает ………………………………….
2. На 1 квадратный сантиметр поверхности давит столб воздуха силой в ………
3. Человек не ощущает атмосферного давления, потому что ……………….. давление человека равно………………… давлению атмосферы.
Атмосферное давление- это……. (запишите в тетрадь)



Прочитайте 3 часть § 24, с.77-78
4. С помощью какого прибора измеряется АД? (запишите в тетрадь)
5. Как переводится название прибора?
6. Составьте в тетради схему:
Виды барометров


7. Измерьте АД с помощью классного барометра (подойдите к учителю) Прочитайте 3 часть § 24, с.77-78
6. Как называется прибор для измерения АД? (запишите в тетрадь) Почему?
7. Чем отличаются два вида приборов?
8. Составьте в тетради схему «Виды …..»
9. На чем основан принцип действия приборов?
10. Измерьте АД с помощью классного барометра (подойдите к учителю)
Прочитайте 3 часть § 24, с.77-78
1. С помощью какого прибора измеряется АД? (запишите в тетрадь)
2. Как переводится название прибора?
3. Составьте в тетради схему:
Виды барометров


4. Измерьте АД с помощью классного барометра (подойдите к учителю) Прочитайте 3 часть § 24, с.77-78
5. Барометр- это прибор для измерения ….? (запишите в тетрадь)
6. Закончите в тетради схему
Виды барометров

? Барометр - анероид

7. Где используют барометр- анероид?
8. Измерьте АД с помощью классного барометра (подойдите к учителю)
Прочитайте 3 часть § 24, с.77-78
1. С помощью какого прибора измеряется АД? (запишите в тетрадь)
2. Как переводится название прибора?
3. Составьте в тетради схему:
Виды барометров


4. Измерьте АД с помощью классного барометра (подойдите к учителю)

Группа 1
Задание № 3
Прочитайте часть 2, с.77
Допишите на постере:
1) 760 мм рт ст – это…….
2) Его измерили при следующих условиях:
Высота от уровня моря- м
Географическая широта -
Температура -
3) Атмосферное давление зависит

от от
Сам-ое решение:
Задача № 1
У подножия горы атмосферное давление – 765 мм рт.ст. На какой высоте атмосферное давление будет 705 мм рт.ст.
Задача № 2
У подножия возвышенности давление 760 мм рт.ст.
Какова высота возвышенности, если на вершине атмосферное давление – 748 мм рт.ст. Холм это или гора?
Задача № 3
У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм, а на вершине горы в это же время - 720 мм. Определите относительную и абсолютную высоту горы.

Индивидуальное задание
№ 1
1. Используя данные таблицы, вычислите среднюю суточную температуру и амплитуду колебаний температуры.
Время, ч 6 12 18 24 А t средн
t◦ -3 2 +1 +6
2. Солнце выше всего над горизонтом в……., самый теплый месяц………….
2. Термометр – это ………..
Индивидуальное задание
№ 2
1.В течение дня измерили температуру несколько раз: 1 ч - +5◦С
7ч - 0◦С
13ч - +3◦С
19ч - +2◦С
Чему равна А?
А=….
2.Самый холодный месяц в году…..
3. Измерять температуру воздуха надо в тени, потому что….
Индивидуальное задание
№ 3.
1.Определите температуру воздуха на высоте 3 км, если на уровне моря она - +20◦С.
Дано: Решение:
h = 3 км
t - +20◦С
t - ?
2. Если в северном полушарии лето, то в южном…..
3. Метеостанция – это….

Индивидуальное задание
№ 4
1.Определите годовую амплитуду, если в июле средняя t = 180 , а в январе t= - 50
А=
2.Если январь- лето, а июль- зима, то мы в ………………….полушарии.
3. Чтобы термометр показывал верную температуру, дверцы будки на метеостанции открываются на …..
Индивидуальное задание
№ 5
1.Определите годовую амплитуду, если в июле средняя t = 90 , а в январе t= - 190
А=
2.Если январь- зима, а июль- лето, то мы в ………………….полушарии.
3. Для определения температуры на метеостанциях используют….…..


Группа 1
Прочитайте часть 2, с.77
Оформите на постере:
1) 760 мм рт ст – это…….
2) Его измерили при следующих условиях:
Высота от уровня моря- м
Географическая широта -
Температура -
3) Атмосферное давление зависит

от от



Атмосферное давление зависит


Высота от уровня моря-
Географическая широта -
Температура –
760

Что такое
атмосферное давление
Почему образуется
Как, в каких единицах
измеряется
Как изменяется

Измерять АД
Объяснять причины
изменения АД
Решать задачи
на определение
величины АД

АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Категория: География | Добавил: Svetlana61
Просмотров: 2684 | Загрузок: 680 | Рейтинг: 0.0/0
Случайные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar