Главная » Файлы » Предметы » Химия

"Роль расчетных задач в обучении химии"


14.06.2018, 18:50

"Роль расчетных задач в обучении химии"

Одним из главных условий успешного освоения теоретического материала по химии является умение решать расчетные задачи. Так как именно этот процесс обучения позволяет студентам более осознанно понять и изучить многие теоретические закономерности и химические явления.
Процесс обучения и развития навыков решения химических задач можно разделить на блоки. Задания качественного содержания обычно предлагаются вначале обучения, целью которых является изучение химического языка (символов), правил составления химических формул веществ, написания уравнений химических реакций, применение стехиометрических законов химии.
Закономерно, что при дальнейшем изучении химии задания усложняются, целью обучения становится научить студентов уметь применять полученные теоретические знания на практике, в повседневной жизни, самостоятельно проводить сложные химические вычисления, причем следует отметить, что ставится упор на осмысленное применение основных химических законов, так как решения всех задач подчиняются этим законам. И здесь непременно используются количественные и качественные задачи различной тематики и содержания. В них обязательным требованием является нахождение одной, двух или трех неизвестных величин, которые называются искомыми. В некоторых заданиях искомые величины могут носить на первый взгляд, качественный характер, например, надо составить формулу вещества или определить неизвестный химический элемент. Но для того, чтобы выполнить это задание необходимо найти количество атомов в молекуле вещества, а это значит, необходимо применить количественный расчет.
Залогом успешного решения любой задачи является внимательное изучение условия задачи, и как следствие, понимание ее и осмысление. Изначально необходимо установить исходные вещества и продукты химической реакции, привести, если надо, к соответствующим единицам измерения, определиться с искомой величиной. При необходимости записать формулы веществ, процессы, описанные в задаче, в виде уравнений химических реакций, в обязательном порядке расставить стехиометрические коэффициенты. Применяя стехиометрические законы выясняем количественные соотношения между исходными данными задачи и искомыми величинами и выявляем присущие им закономерности.
В условии любой расчетной задачи в обязательном порядке приводятся цифровые значения каких-либо величин, которые находятся в определенной количественной зависимости между собой и искомой величиной. Это есть данные задачи. В качестве последних в условиях задачи иногда указываются не числа, а названия химических веществ, химические формулы. В таких случаях на основе этих названий или формул определяют значение физических и химических величин, характеризующих данные вещества. Это могут быть заряды ионов, степени окисления элементов, атомные массы, молекулярные массы, плотности, температуры кипения и т.д.
Осмысленному пониманию и как, следствие, правильному решению задачи, способствуют иллюстрации к заданию. Они являются схематическим отображением явлений и процессов, а также объектов, рассматриваемых в данной задаче. При этом записывают формулы и цифровые значения величин, отражающие количественные соотношения между искомой величиной (объектом) и другими составными частями (данными задачи). Зрительное представление происходящего процесса помогает разобраться в них, понять смысл задачи.
Следует отметить, что условия большинства расчетных построены таким образом, что являются достаточными для получения единственного верного решения. В условиях некоторых задач может содержаться информация не только необходимая для нахождения искомой величины, но и излишняя (естественно, непротиворечивая).
Обучение химии в условиях профессионального образования не будет эффективным без самостоятельного решения учащимися задач различного направления: преимущественно экологического и прикладного содержания. Решению задач в методике для понимания протекания сути теоретических процессов по химии, а также выработки умений применять полученные знания на практике, в повседневной жизни отводится едва ли не главенствующая роль. Как сказал известный ученый математик-педагог Д.Пойа "Умение решать задачи есть искусство, приобретающееся практикой". Однако это возможно при условии систематической целенаправленной работы по решению задач, начиная с самых простых, требующих от учащихся чисто механического воспроизведения изученного материала до задач, где необходимо использовать умения и навыки применять полученные знания в различных ситуациях, а также эвристических заданий. Но следует учитывать рекомендации Д. Пойа: «Умение решать задачи есть искусство, приобретающееся практикой».
Одной из составляющей естественнонаучного образования и немаловажным условием развития гармонической личности в современном обществе, выступает химическая грамотность, которая в принципе невозможна без обучения решению задач по химии. В числе важных критериев, характеризующих уровень развития химического мышления обучаемых, степени понимания теоретического материала, являются определенные навыки решения химических задач.
В процессе обучения основам химической науки абсолютное значение решению задач придавали такие известные ученые-химики как Я. Л. Гольдфарб, Л. А. Цветков, Г. П. Хомченко и другие.
Существуют множество методик и средств, применяемых преподавателями в деле обучения основам химии - методика опережающего обучения, автор замечательный педагог С.Н.Лысенкова, эвристические средства обучения и другие. Решение задач по химии - верный способ развития активной мыслительной деятельности обучаемых, логики, приобретения навыков и знаний в области химических наук.
Литература:
1. Пойа Д. Как решать задачу. — М., 1961.
2. Коновалова О.Ю. "Методика опережающего обучения учащихся решению расчетных задач по уравнениям химических реакций" - М., 2007.
3. Скоробовенко А.В. "Решение задач в процессе обучения химии", 2015.
4. Левчук Н.В. "Решение задач средствами эвристического обучения", 2016.

Категория: Химия | Добавил: litta1974
Просмотров: 61 | Загрузок: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar