Главная » Файлы » Планирование » Поурочное планирование

Тема урока: Словосочетание и предложение.


28.11.2018, 19:10

Тема урока: Словосочетание и предложение.

Цель урока:
1. Создать условия для развития у учащихся умений сравнивать и различать слова и словосочетания, словосочетания и предложения.
2. Развивать внимание, логическое мышление, орфографические и каллиграфические навыки письма; обогащать словарный запас; активи¬зировать связную речь учащихся.
3. Воспитывать любовь к языку, культуре труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________
Оборудование, наглядность, ТСО

Этапы и структура урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
Для того чтобы у вас все сегодня получилось я очень хочу чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба,
Владычицей побед.
Как вы понимаете эти строки?
Дружба – это очень важно, ведь благодаря ей мы можем вместе справиться с любой трудностью.
И на уроке за ваши ответы я буду выдавать такие значки (учитель показывает детям улыбки).
Только если вы будите по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.

2. Работа над ошибками.
Анализ диктанта и грамматических заданий
Ученики, которые не допустили ошибок при написании диктанта и вы¬полнении грамматических заданий, работают индивидуально по карточкам.
Исправьте ошибки, разберите глаголы по составу слова.
У подъезда школы весит объявление. В Воскресенье мы па едем на искурсию па гораду. Мы ришыли от правитца всем классом.
К дисяти чисам подехал овтобуз и по садил группу рибяд. Нас визли чреес мосд реки дон на првый берех. Там мы по ситили заапарк. Видели мидведя, двух валков, вирблюда, лва._

С учениками, допустившими в проверочной работе ошибки, учитель уста¬навливает тематические рамки для повторения материала. Проанализируйте свои ошибки.
— Знание каких правил требует повторения?
— Выполните работу над ошибками, которые вы допустили в тексте.
3. Чистописание
Учитель: Сегодня мы будем писать буквы Гг сочетаниях с глас¬ными буквами:
гог ага его
- Продолжите строку, соблюдая закономерность.
а) Прописываем словарное слово (вывешиваем на доске) месяц.
б) Работа со словарем.
- А знаете ли вы, этимологию этого слова, то есть историческое происхождение? (Нет).
- А интересно узнать? (Да.)
- Я хочу, чтобы, …поработал с этимологическим словарем и открыл нам истину об этом слове.
4. Словарная работа. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
- Я думаю, что все вы хотите у меня спросить, какова же тема урока и что будем делать на уроке.
- Рубрика «Давай - подумаем» и поможет вам самим определить тему урока.
(На доске значок «Давай - подумаем»).
- Посмотрите на рисунке. Что вы на них видите? (Столы.)
- Что такое стол с точки зрения единицы языка? (Это слово.)
(Учитель прикрепляет на доску первую часть темы урока).
- И так, сегодня речь пойдет о слове.
- Что такое слово?
- Слово – это единица языка, служащая для называния отдельного понятия.
Проверка: Интересно, что скажет следопыт, изучив этимологию слова месяц – март.
Текст:
Нынешнее название месяцев существовали еще в Древнем Риме, более 2-х тысячелетий назад.
У древних римлян год начинался не с 1 января, как у нас, а с 1 марта, с приходом весны. А так как римляне были воинственным народом и постоянно вели войны с кем-нибудь из соседей, первый месяц года посвящался римскому богу войны Марсу. Отсюда и название этого месяца – март (по латыни - мартиус).
- Какие эти столы? (Письменный, обеденный, журнальный.)
- Хорошо. Послушайте то, что вы сейчас проговорили, например: письменный стол.
- Если стол – это слово, то письменный стол это… ? (Словосочетание.)
- Итак, словосочетание – это соединение слов, в котором слова связаны по смыслу.
- Вы угадали следующую часть темы урока.
(Учитель вывешивает вторую часть темы: словосочетание).
- Вторая часть нашей темы – словосочетание.
- Ребята, составьте рассказ о столах.
(Ученики составляют рассказ).
- Из чего состоит наш рассказ.
- Из предложений.
- Что такое предложение?
Предложение – это грамматически и интонационно оформленное сочетание слов, выражающее законченную мысль.
- Вот теперь мы определили тему сегодняшнего урока.
(Учитель прикрепляет последнюю часть темы урока).
- Давайте все вместе прочитаем ее.
(Дети читают на доске тему урока).
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним и повторим, что такое словосочетание и предложение, будем сравнивать словосочетание и предложение, а также тренировать память, внимание, мышление.
- Почему же авторы учебника уделяют особое внимание различию этих ключевых слов в русском языке. И очень хотят, чтобы вы быстро и правильно умели их отличить.
- Мне кажется секрет в самих значениях этих слов.
(Учитель обращает внимание на доску с помощью указки, указывая на определения на доске). Дети отвечают сами.
В словосочетании слова связаны по смыслу, а предложение выражает законченную мысль.
- Давайте же попробуем в этом разобраться.

Работа с правилом по учебнику стр. 79
Упр. 172- устно.
Упр. 173- комментированное письмо.

Работа с правилом по учебнику стр. 80




7. - Посмотрите на доску. Как называется следующее задание, которое мы будем с вами выполнять?
? - хитрое задание.
- Поэтому нужно быть какими? (Внимательными).
- Перед вами написано предложение. Вам нужно сделать синтаксический разбор этого предложения.
- У доски работает … , а остальные на местах.
С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
(Разбор с комментированием у доски).
- Какое это предложение по цели высказывания? (Повеств.)
- Из скольких слов состоит предложение? (7)
- О чем говорится в предложении? (О снежинках.)
- Что о них говорится? (Что снежинки падали.)
- Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)
- Какова основа предложения? (Падали снежинки.)
- Назовите и выпишите из предложения все словосочетания.
Одинокие снежинки с пасмурного неба
Падали с неба изредка падали
- Назовите главное слово в словосочетании? (Ответы у доски.)
- Какое слово называют главным? (Слово от которого мы задаем вопрос к зависимому слову.)
- Если мы с вами от главного слова задаем вопрос к зависимому, то мы что делаем? (Связываем их по смыслу.)
- Подождите, вы не назвали еще одно словосочетание: снежинки падали.
Это не словосочетание!
- Почему вы так считаете?
Связь подлежащего со сказуемым не является словосочетанием.
- Молодцы, правильно.
- Итак, давайте подведем итоги.
- Для этого вам понадобится схема, которая лежит у вас на парте, вы будите их заполнять по ходу работы.
- Выражает ли словосочетание законченную мысль? (Нет.)
- А предложение? (Да.)
(К доске по очереди выходят ученики и прикрепляют карточки-ответы у доски).
- Вывод: Словосочетание - не выражает законченную мысль.
Предложение - выражает законченную мысль.
- Можно ли определить по цели высказывания словосочетание? (Нет.)
- А предложение? (Да.)
- Можно ли произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией? (Нет.)
- А предложение? (Да.)
- Вывод: «С» - не произносится с определенной целью и интонацией; «П» - произносится с определенной целью и интонацией.
- Умницы, справились с такими трудными заданиями.
- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, проведем физкультминутку, проведет ее …

Физкультминутка
Я нашла себе жука.
На большой ромашке
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке-
Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
8. Самостоятельная работа творческого х-ра.
Упр.174 . Проверка – фронтально.
9. Итог урока.

- Задайте друг другу вопросы о словосочетании и предложении.
10. Домашнее задание.
Упр. 175
11. Рефлексия
Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?

Категория: Поурочное планирование | Добавил: yworskay
Просмотров: 13 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar