Главная » Файлы » Планирование » Поурочное планирование

Пищеварительная система. Органы пищеварения.


15.10.2018, 18:53

Познание мира
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 6

Тема урока: Пищеварительная система. Органы пищеварения.

Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.

Задачи урока: Формировать знания Учащихся о значении пищеварительной системы в работе организма, органах пищеварительной системы и их функциях; развивать мыслительные навыки учащихся (анализ, синтез, обобщение); воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование, наглядность, ТСО: демонстрационный мотериал по теме «Пищеварительная система», учебник, карточки.

Этапы и структура урока.
Базовые знания: Понятие об органах пищеварения и их функциях; об изменениях, которым подвергается пища в пищеваритель¬ном тракте, о необходимости пищи для организма.

Опорные знания: Знания о кровообращении человека, дыхательных ор¬ганах; пища и жизненный опыт, условия правильного пи¬тания.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Сообщение темы и целей урока.
Есть волшебный край на свете,
Где бывают только дети.
Там по десять дней подряд
День рожденья у ребят.
И едят они в столовой
В эти дни не суп перловый,
Не лапшу, не вермишель,
Не овсянку, не кисель,
А клубничное мороженое,
По тарелочкам разложенное…
Там не ставятся отметки,
Вместо них ученику
Выдается по конфетке,
А подчас по пирожку.
С. Маршак
– Хотели бы вы побывать в таком волшебном крае? Что бы вы еще хотели съесть?
– А все ли это полезно нашему организму?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с очень важной системой – пищеварительной – и узнаем, как надо правильно питаться.

3. Проверка домашнего задания.
Назовите органы дыхания. Как происходит процесс дыхания? Почему нужно дышать через нос? Какое значение для человека имеют органы дыхания? Назовите правила гигиены дыхания. Какой вред приносит курение? Почему нельзя вдыхать незнакомые и ядовитые запахи? Как физи¬ческий труд и занятия физкультурой укрепляют органы дыхания? Как уберечь себя от простудных заболеваний? В заключение делается вывод об органах дыхания.

Вариант для фиксированного повторения: Карточка I. 1. Какая особенность скелета обеспечивает движение тела человека? (Кости соединены подвижно.) 2. Назови пять изделий промышленных пред¬приятий своего края. 3. Наклони вперед голову. Мышцы каких час¬тей тела выполнили эту работу? Карточка II. 1. Какое значение име¬ют кости позвоночника? 2. Назови пять продуктов, которые дает сель¬ское хозяйство края. 3. Понаблюдай за рукой во время письма. Мышцы каких частей тела выполняют работу при письме?

4. Знакомство с новой темой.
Сегодня мы познакомимся с органами пищеварения.
Вопросы:
– Подумайте: зачем мы питаемся?
– Приходилось ли вам испытывать чувство голода?
– Какие питательные вещества получает человек с пищей?

Дальше идет неизвестный для учащихся материал. Поэтому учитель рассказыва¬ет, что пережеванная пища поступает в пищевод, затем в желудок Учащиеся работают, находят у себя место, где в брюшной полости расположен желудок. В желудке и в кишечнике пища переваривается, стано¬вится растворимой и поступает в кровь.
Какое значение для человека имеют ор¬ганы пищеварения? (Они доставляют в организм человека пищу, а без пищи человек не может жить.)
Действительно, пища поддер¬живает жизнь. Если человек не ест несколько дней, он становится слабым, ему трудно передвигаться и работать. Но человеку важно не просто есть. Надо питаться разнообразной пищей.
Учитель пред¬лагает детям назвать, какие продукты мы употребляем в пищу. Уча-щиеся называют много разных продуктов.
Пользуясь таблицей «На¬ша пища», учитель рассказывает, что все продукты питания человек берет от растений и животных.
Поэтому они делятся на растительные и животные. Учащиеся читают по плакату, какая пища раститель¬ная, какая животная, приводят свои примеры. Кроме того, человек в пищу должен употреблять воду, соль, витамины. Витамины есть в растительных и животных продуктах питания.
Итак, чтобы быть здоровым, а ребенку еще и нормально расти, надо питаться разнообразной пищей.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
Учащиеся выполняют практическую работу по учебнику (с. 144).
1) Внимательно изучи этикетки на упаковках различных продуктов. На этикетках указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в продуктах.
2) Сравни данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.
3) Результаты исследования запиши в рабочую тетрадь.
– Какие продукты богаты белками, жирами, углеводами?

Гигиена питания.
Но нередко люди, питаясь разнообразной пищей, все-таки забо¬левают. Очень часто это бывает от несоблюдения гигиенических пра¬вил. Какие вы знаете правила гигиены, связанные с приемом пищи? Дети могут назвать некоторые из них. Теперь учитель предлагает самостоятельно выяснить правила питания, прочитав статью в учеб¬нике со слов «для сохранения здоровья...». Эти сведения также могут быть даны методом рассказа с опорой на жизненный опыт детей. Одним из важнейших правил гигиены питания является уход за зубами.
Вспомните, что происходит; с пищей во рту.
Какую работу при этом выполняют зубы?
Почему пищу надо хорошо пережевывать?
А какое еще значение имеют зубы?
Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся должны вспомнить и сравнить, как говорят люди, у кото¬рых нет зубов, и люди с зубами, как говорили они сами, когда у них выпадали зубы.
Значит, зубы помогают ясно и четко произносить звуки, кроме того, здоровые зубы сохраняют красоту лица.

Гигиена полости рта.
Итак, мы узнали, как важно иметь здоровые зубы. Что же нужно делать, чтобы сохранить зубы здоровыми? Частично ответить на этот вопрос могут дети. Опираясь на высказывания детей, учитель рас¬сказывает об охране зубов более подробно.
Чистить зубы надо утром и вечером. Перед чисткой зубов надо тщательно вымыть руки, щетку и прополоскать рот. Каждый зубной ряд (верхний и нижний) разбивается как бы на 8 участков: внут¬ренний правый, наружный правый, правая жевательная поверхность; внутренний левый, наружный левый, левая жевательная поверхность; наружный передний ряд и внутренний передний ряд. Сначала чистится жевательная поверхность одной стороны круговыми или поступа¬тельными (туда-сюда) движениями. Затем чистятся последовательно внутренняя и наружная стороны коренных зубов выметающими движениями. Внутренняя и наружная части передних зубов чистятся выметающими движениями. По каждому участку делается 10 движе¬ний щеткой.
В заключение зубы смыкаются, и весь зубной ряд чистится круговыми движениями. Общая продолжительность чистки зубов — 3 мин. Установлено, что правильная чистка зубов уменьшает забо¬левание кариесом на 30—40%.

Закрепление
Закрепление материала урока можно провести в виде игры «В гостях». Учитель говорит: «Вы пришли в гости. Вас приглашают за стол. Какие правила гигиены питания вы будете соблюдать?» Уча¬щиеся по очереди должны не просто рассказать, как они будут поступать, но и показать свои действия. Все другие учащиеся класса — гости. Учитель говорит, что гости наблюдают за тобой и судят о твоей культуре.
Затем можно предложить ответить на вопросы для повторения и подвести учащихся к выводу.


КАК НАДО ЕСТЬ
В столовой за одним столом сидели мальчик и пожилой человек – ученый. Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.
– Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.
Тот удивился.
– Разве вы не видите? Я ем кашу.
– Но ведь ты совсем ее не пережевываешь.
Мальчику стало смешно.
– А зачем я ее буду жевать – она и так жидкая.
– Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой ее сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.
Мальчик смущенно молчал.
– Запомни, что кусок черного хлеба, хорошо прожеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.
Я. Трахтман
III. Итог урока.
– Какие питательные вещества человек получает с пищей?
– Из каких органов состоит пищеварительная система?
– Как нужно правильно питаться?

Домашнее задание.
Подготовиться рассказать об органах пищеварения, о значении пищи, о гигиене питания и правилах со¬хранения зубов здоровыми (учебник, с. 22-23). Выполнить зада-ния учебника.

Категория: Поурочное планирование | Добавил: yworskay
Просмотров: 27 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar