Главная » Файлы » Планирование » Поурочное планирование

Развитие познавательной активности на уроках английского языка


05.06.2018, 14:41

Современная жизнь диктует необходимость коренных изменений как в практике преподавания, так и в методической науке. Успешному решению задач в области образования способствует творческая инициатива каждого учителя в поисках рациональных приемов обучения и воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим особую ценность приобретает опыт учителей иностранного языка, использующих современные педагогические технологии и реализующих технологии личностно – ориентированного обучения. Ключевая идея данной технологии – изменение учителем самого подхода к процессу обучения и отношению к ученику. Именно ученик является центральной фигурой учебного процесса; главной становится познавательная деятельность; приоритеты образования смещаются в сторону самостоятельного приобретения и применения полученных знаний; основными формами работы становятся совместные размышления, дискуссии, исследования.
Характерной особенностью работы учителя иностранного языка на современном этапе является формирование познавательной активности учащихся, которое обеспечивается максимальной активизацией всего учебного процесса путем разнообразных эффективных приемов, речевой направленностью уроков и определенной системой в работе. Учитывая требования сегодняшнего дня и особенности преподавания иностранного языка, моей методической темой является тема «Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного образования».
Итак, один из важнейших способов формирования познавательной активности учащихся на уроке английского языка - это усиление его коммуникативной и познавательной направленности. Поэтому процесс обучения и воспитания учащихся строю на основе восприятия ребёнка как личности, учитывая его психические, возрастные и индивидуальные особенности. На своих уроках и во внеклассной работе создаю оптимальные условия для развития личности каждого ученика. Свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач:
- формировать у учащихся прочные знания, необходимые для понимания иностранного языка, для использования их в реальной жизни;
-развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческий потенциал, самостоятельное мышление;
-воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.
Реализовать эти задачи позволяет групповая форма работы. Групповая форма работы очень эффективна в формировании познавательной активности: совершенствуются умения и навыки аргументированно строить свое высказывание, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, развивается логическое мышление, способность анализировать и сопоставлять, сориентироваться в создавшейся ситуации.
Считаю, что основной задачей учителя иностранного языка является обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника. Именно групповая форма работы позволяет реализовать эту задачу. Она способствует также формированию навыков и умений самостоятельной работы учащихся в овладении иностранным языком. При организации групповой работы класс делится на две и более группы для решения конкретных задач. В зависимости от ситуации каждая группа получает определенное задание одинаковое или дифференцированное.
Другим действенным средством повышения коммуникативной направленности уроков иностранного языка является создание учебных ситуаций, близких к естественным. Этот прием обучения находит широкое применение на моих уроках. Ситуации для ролевых игр я предлагаю в соответствии с изучаемыми темами. На одних уроках учащимся предлагается одна и та же ситуация, дается время на подготовку и затем проверяется результат.
Например, “Your friend and you are at the airport. You need your friend's help in a number of ways: with the luggage, checking in, flight information. Ask your friend to do these things with varying degrees of politeness.”
На других занятиях я предлагаю каждой паре подготовить свою ситуацию и представить ее классу.
Here are some situations for you. I'll give you 2-3 minutes to make up short dialogues.
1) Two friends saw a wonderful comedy on TV. They exchange their opinions.
2) Two friends speak about musical. One of them likes the music and the plot, another friend likes the acting.
3) You want to see a western on TV on the other channel. Your husband says that he wants to see a football match.
4) Your friend thinks that horror films are amusing. You are surprised.
5) You haven't seen your friend for a long time. You meet her in the street and you know that she is an actress.
Или предлагается одна и та же ситуация, но с определенным вариантом для каждой пары.
Imagine that you have come to London for the first time and come across some difficulties. The first one is how to get to some place in London. I will give you 2-3 minutes to prepare dialogues. You don't know how to get to:
a)Kensington Gardens b)the Royal Opera House c) Hyde Park d) Piccadilly Circus
e) Paddington Railway Station.
Очень часто на уроках я использую микроситуации, которые способствуют дальнейшему развитию навыков аудирования, умению построить и сформулировать высказывание, а также систематизировать и закрепить материал, пройденный на предыдущих уроках.
What would you say in the following situations?
1.You want to let an older person get on the train before you.(After you.)
2.Someone goes in front of you in a queue in a shop, you have been waiting for a long time.
(Excuse me, stop pushing in! )
3.You ask a policeman for the nearest tube station.(Could you tell me where the nearest tube station is please?)
Часто на заключительных уроках по теме предлагаю ситуации, где один ученик является ведущим, а остальные задают ему вопросы. Известно, что создание на уроке ситуаций имеет целью обучение не только говорению, но и пониманию собеседника. Или учащимся предлагается выполнить дома задание творческого характера, а на уроке в качестве опроса дается ситуация. Например:
Let's imagine the situation. Your friend wants to read a good book and he(she) asks you to give him(her) advice what book to read.That was your hometask. So I am looking forward to listening to everybody. Now let's get started.
Ситуацию очень часто нам подсказывает сама жизнь, но важно, чтобы она подходила для данного урока как можно лучше и способствовала тренировке определенного учебного материала.
Другим способом, повышающим познавательную активность является метод проектов. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика является одной из форм организации познавательной исследовательской деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта я стараюсь ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Говоря о необходимости использования проектов при обучении английскому языку, можно отметить следующие положительные стороны этого вида работы:
- повышение общей мотивации учащихся;
- образовательная и воспитательная ценность;
- повышение значимости английского языка как средства общения.
Для меня отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Известно, что для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным видом работы, в котором ребята пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях, создание проектов обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят.
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
При формировании познавательной активности учащихся наиболее полно используются различные методы. Используя частично – поисковый метод, я предоставляю возможность учащимся самостоятельного творческого поиска.
Поисково – исследовательский метод широко используется на пресс-конференциях и при работе с аутентичным материалом.
Проблемно-поисковый метод обучения я использую как один из основных на уроках-дискуссиях.
В своей работе я пришла к заключению, что формирование познавательной активности учащихся стимулирует работоспособность и заинтересованность учащихся, повышает их образовательный и интеллектуальный уровень.

(учитель английского языка ОСШОД№8 Саурова А.А.)

Категория: Поурочное планирование | Добавил: alima80
Просмотров: 54 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar