Главная » Файлы » Предметы » Физика [ Добавить материал ]


Статья "Новые подходы в обучении и преподавании".
Вы сможете скачать через 0 сек.
25.05.2016, 08:44

Новые подходы в обучении и преподавании.
В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева отмечено, что личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни». Все очевиднее становится, что в современном мире процесс обучения становится непрерывным, значит, ученики должны владеть такими стратегиями и навыками, которые помогут им продолжить обучение самостоятельно на протяжении всей жизни. В этой связи, основная задача учителя – сосредоточить внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться [1, С.30].
Поэтому учителю необходимо обратить внимание на то, как строить учебные занятия. Программа третьего (базового) уровня, по которой я обучалась, предлагает новые подходы в планировании учебных занятий. Учитель следит за тем, чтобы процесс работы был достаточно сложен и разнообразен с целью удержания внимания учеников, при этом, предъявляя им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач [2, C.30]
Как учитель физики, я должна не только знать свой предмет. Я должна быть способной преподнести его ученикам таким образом, чтобы они смогли составить свое толкование и мнение [2,C.31] . Известно, что предмет «Физика» – одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования. Данный предмет является одним из средств образовательного и воспитательного воздействия на учащихся, помогая развитию умственных способностей, логического мышления, воспитанию воли и характера. При изучении физики формируются абстрактно-теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки. Поэтому передо мной стол вопрос, как можно выполнить требования государственного стандарта, и в то же время, научить моих учеников учиться.
В этой связи идея Программы о том, что педагогу необходимо создавать образовательную среду становится для меня важной, а для ученика одним из «подмостков», которые помогут ему активно участвовать в учебном процессе. Таким образом, мне, как учителю, необходимо оказать ученику в этом процессе «скаффолдерскую» помощь[2, C.30].
Теперь, после окончания уровневых курсов, я не просто пишу план урока, а постоянно думаю, как можно поддержать обучение моих учеников, какой подход использовать, чтобы развить у учащихся также интерес, любознательность, речь и мышление.
В данной ситуации, как мне кажется, для всех педагогов, которые закончили курсы нового формата, близки и актуальны идеи «Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях (Hattie, 2009)» [2, C.4. ].
На мои убеждения повлияла теория, которая лежит в основе новых подходов в обучении и преподавании. Ученики в процессе обучения самостоятельно формируют и развивают собственное мышление, вступая в диалог с одноклассниками и учителем. Александер (2008) считает, что преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся [2, С.27].
Теперь я сосредоточила все внимание на развитии у моих учеников обучаться во взаимодействий друг с другом, С этой целью я стала создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся активно участвуют в учебном процессе, а не пассивно принимают информацию. На моих уроках я стараюсь, чтобы ученики активно участвовали во всех аспектах учебного процесса. Мне кажется, это дает им возможность, работая в группе, парах, формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, ставят цели для себя, отслеживать собственные результаты, а самое главное достижения. А для того, чтобы процесс был достаточно активным, я предоставляю моим ученикам разнообразные задания, использую активные методы и формы обучения. Задания, построенные по таксономии Блума помогают ученикам понять суть темы, проявить интеллектуальные способности. Тем самым, как мне кажется, я создаю условия для раскрытия потенциала моих учеников, учитывая их потребности, а это согласно идеям Программы « создаются такие условия, при которых ученики имеют самомотивацию, и, как следствие – стремление и любознательность» [2, С.32].Теперь мои ученики вовлекаются в работу и принимают активное участие во всем, что происходит в классе.
Таким образом, диалогическое обучение, это подход в обучении, который я применяю на уроках. Я стараюсь поощрять общение между учениками, побуждая высказывать иные точки зрения. Мои ученики, в процессе диалога, с увлечением обсуждают предлагаемые темы, проявляя инициативу. Мои некоторые «тихие», ранее довольно слабо проявлявшие себя в ходе уроков уже не боятся ошибиться.
Я пришла к такому выводу, что в наше современное время, на уроках необходимо использовать диалог в качестве мощного инструмента для достижения успеха учеников в обучении. Во время диалога в группе над тем или иным вопросом, ученик поневоле начинает мыслить, то есть развивает свое критическое мышление. Ведь обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление.
«Обучение тому, как учиться», или процесс формирования метасознания согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за свое обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно [2, С.30]. На практике я наблюдала, что диалог действительно даёт возможность говорить конструктивно, вызывает интерес к исследованиям, развивает любознательность, помогает формировать знания, поддерживает креативное мышление, даёт возможность учиться друг у друга, уважать и ценить мнение других.
В ходе наблюдения я заметила также: во-первых, такая работа охватывает всех учеников, а также учит детей взаимодействию друг с другом, развивая при этом и навыки культурного общения, а во-вторых, дает возможность ученикам быть заинтересованными, мотивированными. А это значит, что они со временем смогут взять на себя ответственность за свое обучение.
Теперь мне понятны идеи, о которых я узнала на курсах, что движущей силой «обучения обучению» является «метапознание». Обучение обучению происходит на моих уроках в ходе обдумывания самостоятельного обучения. А моя роль теперь изменилась. На уроке теперь я веду себя как скаффолдер и наблюдатель. Наблюдая и анализируя свои ежедневные занятия, я прихожу к заключению, что сейчас, на моих уроках, есть возможность раскрыться тем ребятам, которые раньше не выделялись из класса. Для меня самым важным на уроке то, что практически все учащиеся вовлечены в учебный процесс, даже те, которые раньше, к сожалению «спали».
Для учеников необходима обратная связь. Обратная связь – это мощный инструмент, для того, чтобы узнать, как мои ученики усвоили тему, чего им недостает, что они думают о своем обучении. Поэтому при проведении урока использую формативное оценивание, которое влияет на степень ответственности за свое обучение и продвижения учащихся к целям их обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование [1, С.12]. Часто в конце урока для рефлексии использую стратегии «Светофор», «Плюс-минус-интересно», «Три стула», «Бортовой журнал», «Двойной дневник» и др., чтобы учащиеся могли оценить свой вклад в совместное обучение.
Известно, что при использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит сам процесс умения работать в группе – важная компетенция, которую нужно формировать у учащихся и создавать условия для ее формирования. Поэтому одним из важных вопросов, который я собираюсь дальше развивать, это оценивание групповой работы.
Размышляя о своем прежнем опыте работы, я поняла, что на уроках я мало уделяла внимание созданию благоприятной комфортной обстановки, экономила время для других видов работы. Ознакомившись с приемами создания коллаборативной среды на курсах повышения квалификации, я выбрала для себя такие, которые соответствуют возрастным особенностям учеников моего класса. Для создания коллаборативной среды на каждом уроке использую видеоролики, музыкальные паузы и игры, такие как «Комплимент», «Дружеские рукопожатия», что способствует благоприятному настрою ученика на обучение.
Программа нового формата акцентирует на том, что результатом изменений должен стать ученик с внутренней мотивацией, способный к саморегяции и самореализации, проявление уверенности в своих способностях, умением рисковать, рассуждать, аргументировать, задавать вопросы во взаимодействии со сверстниками при подддержке учителя и высоком уровне самостоятельности [2, С.30].
Используя на уроках новые подходы, я увидела, что у учащихся повышается внутренняя мотивация к обучению. Внутренняя мотивация является важным условием успешного обучения. Современный учитель должен способствовать процессу образования положительной внутренней мотивации используя различные подходы. Проведя анкетирование совместно с психологом до применения в обучении новых подходов и после, проанализировав результаты, я увидела, что мотивация у учащихся повысилась на 50%. У них наблюдается стремление и любознательность к предмету физика. Наблюдая, я увидела, что групповая форма работы на уроках физики дает большие возможности в интеллектуальном развитии учащихся, при которой они взаимодействуют друг с другом. Ученикам с большей мотивацией к обучению нравится защищать постеры, тем самым развивая речевые навыки, а самое главное, они преодолевают барьеры. Мои дети теперь стараются слушать друг друга, оценивают выступление других групп, предлагают пути улучшения. Работая в группах и в паре, ученики из группы «А», могут оказать помощь более слабому.
Работая уже более двух лет, я заметила, что применяя новые подходы в обучении, интересс к предмету физика возрос, 10 учеников приняли участие в олимпиадах, конкурсах и заняли призовые места: К. Кэтти 2 место в городской олимпиаде; М. Динара в областной олимпиаде «Дарын» 3 место; М.Динара и К.Гульден обучались в заочной школе «Дарын»; международная интернет олимпиаде приняли участие 5 учеников.


Анализируя результаты моей практики после курсов, я вижу преимущества применения новых подходов в обучения. Ученики приобщаются к важным навыкам жизни это общение, умение слушать, умение находить выход из сложившейся ситуации, умение работать сообща для достижения общей цели, выслушивать точку зрения другого, тем самым формируется мотивация учения и обучения.
Работа в группе помогает моим ученикам не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса, воспитывается взаимоуважение, меняются отношения ко всему, улучшаются межличностные отношения, устанавливается психологический комфорт в коллективе. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи, как взаимная ответственность, внимательность, интерес к работе товарища. Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
Мне бы хотелось, чтобы каждый ученик чувствовал себя в безопасности и понимал, что его мнение важно для учителя и одноклассников, стремился активно участвовать в собственном обучении. В дальнейшем, ученики с развитой саморегуляцией могут стать самомотивированными, уверенными, увлеченными, ответственными личностями, а значит творческими, самостоятельными, целеустремленными, компетентными, умеющими свободно общаться в современном обществе.
Использованная литература
1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень. Третье издание. www.cpm.kz. Назарбаев Интеллектуальные школы. - 2012.
2. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. www.cpm.kz. Назарбаев Интеллектуальные школы. - 2012.
3. Шитова Т. Портфолио учителя третьего (базового уровня) , ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, 2013г

Категория: Физика | Добавил: 123shitov76
Просмотров: 1977 | Загрузок: 734 | Рейтинг: 0.0/0
Случайные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar