Главная » Файлы » Предметы » Информатика [ Добавить материал ]


Отчет по групповой презентации, касающийся выполнения заданий в период практической работы в школе
Вы сможете скачать через 0 сек.
16.02.2016, 06:25

Свою работу во время второго этапа «Лицом к лицу» мы с коллегами начали с работы в группах. Мы задавали вопросы, обсуждали, делились мнениями. При совместной работе, мы сошлись во мнении, что наиболее сложным для обсуждения является вопрос «Чему я научился?» Именно этот вопрос предполагает размышления учителя, его рефлексивные идеи о том, для чего проводилась работа, какова была цель действий, которые выполнял учитель и привели ли эти действия к желаемому результату.
Рассматривая каждое задание, я сделала вывод, что в основном трудности, с которыми сталкивались мои коллеги во время практики, были схожи с моими личными затруднениями. Лично для меня было важным планирование своей работы, четкое определение целей, этапов работы. Посильную помощь в планировании своих действий мне оказывали коллеги по школе, особенно те, кто вместе со мной проходят обучение по данной программе. Для коллег вопрос сотрудничества был более проблемным, так как большинство учителей в школе были скорее наблюдателями, нежели помощниками. Многие были равнодушны. Для меня был интересен опыт коллег, которые тесно работали с родителями, проводили обмен мнениями со своими учащимися через родителей. Мне кажется, что такая форма консультирования была бы более продуктивна. Она позволяет отслеживать как положительные, так и отрицательные моменты в процессе обучения. Мне кажется, что поиск единомышленников – одна из основных функций учителя-лидера, ведь некоторые мои коллеги смогли увлечь ключевыми идеями Программы тех учителей, которые познакомились с ней впервые. Таким образом, даже во взаимодействии учителей просматривается основной пласт конструктивисткой теории – интеграция собственного опыта с опытом коллег во время совместного обучения. Наглядно продемонстрировала это наша работа в группе.
Для своего отчета я решила выбрать участие в групповой презентации по обсуждению задания «Совместное обучение: талантливые и одаренные ученики». Для меня все вопросы, связанные с работой с талантливыми и одаренными учащимися являются не только важными, но и проблемными. В течение всего первого этапа «Лицом к лицу» я никак не могла определиться с тем, кто же такие талантливые дети. Очень трудно было воспринимать информацию о том, что нет детей не талантливых, что каждый в чем-то одарен. Ведь в моем понимании – талантливы только отличники. И только в период практики, только проводя уроки и разрабатывая задания для учащихся с учетом их способностей, я поняла, что действительно одарен и талантлив каждый ребенок. Существенный вклад в мое сознание внесли идеи Л.С. Выготского о том, что для того, чтобы привести ребенка к развитию, необходимо определить его «зону ближайшего развития» [1, с. 179]. Только войдя в зону знаний и умений каждого ученика, учитель может открыть для себя способности и возможности, а значит создать условия для их раскрытия [2, с.187]. Я первым делом поделилась с коллегами своим открытием. И постаралась акцентировать внимание коллег именно на этом аспекте. Ведь зачастую именно наше отношение к ребенку становится барьером в обучении. Я рассказала коллегам о том, как мне удалось проявить талант одного из моих учеников, проанализировав его рефлективный дневник и искусственно создав ситуацию, в которой он смог выступить и высказать свои мысли.
Рисунок 1. Групповая презентация
Мне очень понравилась идея коллеги Л. Она высказала мысль о том, что в работе с одаренными учащимися главное – не только подобрать задание, которое способно раскрыть возможности и индивидуальные особенности каждого, но и продумать его таким образом, чтобы оно давало стимул для развития. Я считаю, что это одна из ключевых идей. Очевидно, что работа учителя не заключается в констатации факта одаренности и успешности ребенка, учитель должен создать условия для совершенствования и развития личности, нацелить учащихся на дальнейший личностный рост [3, с.117]. Проблемный вопрос, который возник в процессе обсуждения, заключался в том, как подобрать такие задания, как понять, что это задание способно раскрыть талант ребенка. Для решения этого вопроса коллега Ж. предложила в качества варианта решения стратегию «Выполни сам», согласно которой учитель сначала сам выполняет это задание, а затем анализирует – способно ли оно навести на какие-то новые мысли и открытия. Я раньше даже не задумывалась о том, что учитель может примерять каждое задание для учащихся на себя. Ведь наше мышление слишком узко, и мы традиционно воспринимаем себя в качества «назидателя», а не «организатора или помощника». Эту стратегию мы решили применить в своей повседневной практике.
Мы решили не выделять кого-то одного для презентации и продумали инсценировку в драматическом стиле (рисунок 1). У каждого из нас была своя роль. Мы решили, что обсуждение и презентация работы с талантливыми и одаренными учащимися не может проходить в строгом и официальном стиле. Драма – одна из стратегий работы с одаренными учащимися, позволяющая раскрыть способности каждого. Свои мыли и идеи по работе с одаренными детьми нашим коллегам представляли боги, которые помогали учителям в период практики в школе: Бог Знаний – учил нас быть внимательнее к каждому, развивал наше критическое мышление, способность к анализу и синтезу; Бог Трудностей – давал нам стимул для развития, создавая проблемные ситуации; Бог Помощник – помогал нам решать трудности, предлагал пути решения; Бог Понимания – интегрировал все наши знания и умения с ключевыми идеями программы, Бог Перемен – советовал поработать над собой, над своим мировоспириятием и отношениям к детям, быть более внимательным к каждому ребенку. Любое нестандартное выступление, благодаря эффекту неожиданности, вызывает массу эмоций и все идеи, которые мы высказывали, были поддержаны нашей группой.
Подводя итоги работы в нашей группе, я сделала вывод о том, что большая часть проблем, с которыми сталкивается учитель в школе, вытекает из того, что каждый «варится в своем собственном соку». Мы не привыкли делиться своими идеями, просить помощи в решении трудностей, обращаться за советом. В лучшем случае учитель только может рассказать о каком-то конкретном случае, произошедшем на уроке, просто констатируя факт. Групповое обсуждение, обмен идеями и мыслями по поводу какого-либо вопроса позволяет совместно прийти к общему решению, эффективно использовать потенциал, способности и возможности каждого учителя. Это наглядно показала работа нашей группы: каждый высказал свои идеи, поделился своими переживаниями, рассказал о своих проблемах, рассматривая которые, мы смогли разработать стратегии по их решению.
В дальнейшем, я бы хотела не только уделить пристальное внимание работе с одаренными и талантливыми учащимися, разработке интересных творческих заданий, но и вовлекать в эту работу своих коллег. Ведь цель нашей работы – совместно учиться и развиваться для того, чтобы создать условия для совместного обучения и развития наших учеников. Сообща мы можем изменить сознание каждого учителя в отдельности и всего коллектива в целом.

Использованная литература
1. Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). Третье издание. «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2012. стр. 107-212.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991. 218 стр.
3. Рабочая концепция одарённости. Издание второе, расширенное и переработанное; Москва, 2003. 191 стр.

Категория: Информатика | Добавил: l_t85
Просмотров: 1323 | Загрузок: 657 | Рейтинг: 0.0/0
Случайные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar