Главная » Файлы » Главная (раздел закрыт) » Планирование [ Добавить материал ]

исторический кружок по истории Казахстана для учащихся 8 класса "Исторические личности в истории Нового времени"

Вы сможете скачать через 0 сек.

18.09.2017, 23:39

Пояснительная записка.

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями. Некоторые из них оставили в ней значительный след, наложили свой отпечаток на ход исторических событий и их результаты.
Любая, даже самая яркая и талантливая личность действует в определённых условиях и не способна отменить их по своему произволу.
Особенности личности полководца, политического лидера, творца новой религии, выдающегося учёного или художника влияют на форму протекания соответствующих исторических процессов. Но даже гений не способен осуществить то, что противоречит законам природы или в корне расходится с историческим опытом людей, их стремлениями, ожиданиями и возможностями. Выдвижение личности обусловливается и потребностями общества, и личными качествами людей.
В цивилизованных странах достойно оценивают заслуги и почитают память выдающихся исторических личностей, своей жизнью и деяниями способствовавших сплочению и процветанию родного народа.
Казахская история также изобилует славными именами мудрых правителей, храбрых батыров, выдающихся ученых.
С переходом к профильному обучению учащиеся 8 классов должны углубленно изучать историю Отечества.
Кружок «Исторические личности в истории Казахстана в Новом времени» предполагает ознакомление учащихся 8 класса с жизнью и деятельностью великих людей и, в отличие от безликой истории прошлых лет, дает ёмкие знания о личностях, которые сыграли заметную роль в развитии нашей страны.
Основная цель кружка:
- представить исторические события прошлого и настоящего через призму биографий и исторических данных общественных, политических, культурных деятелей Казахстана.
Главные задачи:
- развитие чувства уважения учащихся к истории и культуре своего народа, сохранение и приумножение культурного наследия своей страны;
- формирование ценностно-ориентационной компетенции и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории;
- способствование на примере жизни и деятельности героев дальнейшему развитию и обогащению творческой самостоятельности учащихся направленной на патриотическое, нравственное, трудовое, гражданское воспитание;
- активизация познавательной деятельности старшеклассников;
- повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Программа кружка «Исторические личности в истории Казахстана в Новом времени» (34 часа)
Введение. (1 час)
XVIII и начало XX века в истории Степи – период полный драматизма и противоречий. События, казалось бы далекие от казахской степи, потрясали привычный феодальный уклад. Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во многом было обусловлено процессом окончательного превращения края в колонию Российской империи.
Исторические личности XVIII в. (8 часов)
Положение Казахского государства в первой трети 18 века. Тауке хан (1680-1747гг) создатель закона «Жеты жаргы» - «Семь установлений». Золотой век Казахского ханства. Джунгарская агрессия. «Годы великого бедствия» (1723-1727гг). Толе би (1663-1756гг), Казыбек би (1665-1765гг), Айтеке би (1683-1739гг) - знаменитые бии трех Жузов. Объединение народа перед лицом джунгарской агрессии. Съезд в Ордабасы. Создание единого ополчения. Великие батыры Кабанбай, Богенбай, Райымбек, Есет, Баян – защитники Казахского ханства от джунгарской агрессии.
Исторические личности в этапах колонизации Казахстана и России. (12)
Присоединение Младшего жуза к России. Хан Младшего жуза – Абулхаир (1710-1748 гг.).
Хан Абылай - великий хан трех жузов (1771-1781 гг.) От Сабалака – к ханскому престолу. Борьба Абылая за объединение казахских земель. Место Абылая в истории Казахстана.
Восстание 1783-1797 гг. Причины, повод, движущие силы. Сырым Датов - руководитель восстания в Младшем жузе. Реформы барона Игельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе. Причины поражения и историческое значение восстания. Касым Абылайулы и Саржан Касымулы. Султан Среднего жуза, хан всех трех жузов – Кенесары – «мятежный султан». Движение 1837-1847 гг. Причины, цель, движущие силы. Внутренняя и внешняя политика Кенесары. Последствия восстания и историческое значение. Возникновение Бокеевского ханства. Хан Жангир. Восстание 1836-1838 гг. Народные защитники – Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов.
Исторические личности в становлении и формировании культуры Казахстана в XVIII – XIX вв. (6)
Открытие светских школ. Роль российских ученых в изучении Казахстана. Г.Н. Потанин. Казахская литература и музыкальное искусство казахской степи. Шокан Уалиханов – великий казахский ученый – «промелькнувший метеор». Научные исследования Шокана. Место Шокана Уалиханова в истории Казахстана. Абай Кунанбаев – акын, мыслитель, просветитель, основоположник казахской письменной литературы. «Гаклия» - слова назидания. Абай и народное просвещение. Абай – поэт. Переводческая деятельность Абая. Место Абая в истории Казахстана. Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель казахского народа.
Исторические личности начала XX века. (7 часов)
Исторические причины возникновения, цели, программные задачи партии «Алаш». Алихан Букейханов - ученый-экономист, лидер казахского народа, руководитель партии кадетов. Газета «Казах». Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов – выразители демократических идей начала 20 века. Вклад М. Дулатова, А. Букейханова, А. Байтурсынова в развитие народного образования и литературу. «Оян, казах!». Известные казахские поэты, кюйши и сказители. Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шигайулы, Таттимбет Казангапулы, Ыкылас Дукенбайулы и др.

Календарно-тематическое планирование
кружка «Исторические личности в истории Казахстана в Новом времени»
8 «Б» класс. В неделю 1 ч. Всего (34 часа)

№ Тема урока Часы Сроки
1 Введение 1
Исторические личности XVIII века 8
2 Положение Казахского государства в первой трети 18 века. 1
3 Тауке хан (1680-1747гг) Золотой век Казахского ханства 1
4 Толе би (1663-1756гг), Казыбек би (1665-1765гг), Айтеке би (1683-1739гг) – знаменитые бии трех Жузов. «Жеты жаргы» 1
5 Джунгарская агрессия. «Годы великого бедствия» (1723-1727гг). 1
6 Объединение народа перед лицом джунгарской агрессии. Съезд в Ордабасы. Создание единого ополчения. 1
7 Руководители и участники национально-освободительного движения против джунгарской агрессии. 1
8 Великие батыры Кабанбай, Богенбай, Райымбек, Есет, Баян – защитники Казахского ханства от джунгарской агрессии. 1
9 Основные места сражений: Аягузская битва, Анракайское сражение, Булантинская битва. 1
Исторические личности в этапах колонизации Казахстана и России. 12
10 Присоединение Младшего жуза к России. Хан Младшего жуза – Абулхаир (1710-1748 гг.). 1
11 Хан Абылай - великий хан трех жузов (1771-1781 гг.) От Сабалака к ханскому престолу. 1
12 Борьба Абылая за объединение казахских земель. Место Абылая в истории Казахстана. 1
13 Сырым Датов - руководитель восстания в Младшем жузе. Восстание 1783-1797 гг. Причины, повод, движущие силы. 1
14 Реформы барона Игельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе. 1
15 Причины поражения и историческое значение восстания под руководством Сырыма Датова 1
16 Усиление колониального гнета. Жоламан Тленшиулы – батыр и бий из рода табын. (1822-1825) 1
17 Касым Абылайулы и Саржан Касымулы – предводители национально-освободительного движения казахского народа. 1
18 Султан Среднего жуза, хан всех трех жузов – Кенесары – «мятежный султан». Движение 1837-1847 гг. Причины, цель, движущие силы. 1
19 Внутренняя и внешняя политика Кенесары. Последствия восстания и историческое значение. 1
20 Возникновение Бокеевского ханства. Хан Жангир. 1
21 Восстание 1836-1838 гг. Народные защитники – Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. 1
Исторические личности в становлении и формировании культуры Казахстана в XVIII – XIX вв. 6
22 Открытие светских школ. Роль российских ученых в изучении Казахстана. Г.Н. Потанин. 1
23 Казахская литература и музыкальное искусство казахской степи. 1
24 Шокан Уалиханов – великий казахский ученый – «промелькнувший метеор». Место Шокана Уалиханова в истории Казахстана. 1
25 Абай Кунанбаев – акын, мыслитель, просветитель, основоположник казахской письменной литературы. «Гаклия» - слова назидания. Абай и народное просвещение 1
26 Абай – поэт. Переводческая деятельность Абая. Место Абая в истории Казахстана. 1
27 Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель казахского народа. 1
Исторические личности начала XX века. 7
28 Исторические причины возникновения, цели, программные задачи партии «Алаш». 1
29 Алихан Букейханов - ученый-экономист, лидер казахского народа, руководитель партии кадетов. Газета «Казах». 1
30 Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов – выразители демократических идей начала 20 века. 1
31 Вклад М. Дулатова, А. Букейханова, А. Байтурсынова в развитие народного образования и литературу. «Оян, казах!». 1
32 Сподвижники и единомышленники А. Букейханова 1
33 Известные казахские поэты ХIX - начала XX веков. 1
34 Известные кюйши и сказители ХIX - начала XX веков. 1
Всего 34

Результаты изучения кружка «Исторические личности в истории Казахстана в Новом времени»:

Учащиеся должны знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;
- важные события в истории Казахстана, исторических деятелей;
- о степени изученности и новых концептуальных подходах основных исторических проблем истории Казахстана;
- о материальном и духовном наследии казахского народа и о своеобразных особенностях ее развития;
- творческую деятельность ученых, мыслителей, акынов, жырау, композиторов и певцов.

Учащиеся должны уметь:
- проводить поиск исторической информации в разнообразных источниках;
- давать оценку роли религии в формировании мировоззрения человека;
- давать самостоятельную характеристику основным историческим событиям, историческим деятелям, социальным группам;
- выказывать свою личностную оценку, по изучаемым вопросам и аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
- выступать с сообщениями и докладами;
- составлять конспекты по отдельным темам;
- выполнять тестовые задания;
- осуществлять самостоятельный поиск дополнительного материала.

Литература:
1. Карпык Аль-Халел. Белая кость прошлого. Наши современники. Алматы, 1994
2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы, 1992
3. Сарсенбаев А. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. Алматы. «Аруна», 2002
4. Султанов Т. История Казахского ханства. Алматы. Мектеп, 2003
5. Аяган Б. Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней, в четырех томах. Алматы.
6. Интернет ресурсы

Категория: Планирование | Добавил: Karla
Просмотров: 200 | Загрузок: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Случайные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar