Главная » Файлы » Рефлексия » учителей

по самообразованию брошюра


11.11.2018, 12:23

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель»
(К.Д.Ушинский)

Учитель 21 века — это:
— гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическо-му совершенству;
— умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
— умеющий организовать рефлексивную деятельность;
— обладающий высокой степенью профессиональной компетент-ности.

Педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала»
САМООБРАЗОВАНИЕ – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Цели самообразования:
-повышение профессиональной компетентности;
-расширение педагогических и психологических знаний
-углубление знаний по методике учебных предметов;
-овладение достижениями педагогической науки, передовой
педагогической практики;
-повышение общего культурного уровня учителя.
Для молодых специалистов:
-адаптация в педагогической деятельности,
-осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
-обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.
Для учителей, которые работают больше 5 лет:
-усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
-овладение способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;
-формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
-применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих учителей:
-актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
-проявление творческого потенциала педагога;
развитие исследовательской деятельности

Основные принципы:
непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
*профессиональное (предмет преподавания);
*психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
*психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
*методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
*правовое;
*эстетическое (гуманитарное);
*историческое;
*иностранные языки;
*политическое;
*информационно-коммуникативные технологии;
*охрана здоровья;
*интересы и хобби.

Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источ-ники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицисти-ческая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствую-щие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;
3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, посещение с обсуждением открытых уроков и др.
5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит удовольствие.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
Общественное мнение. Учителю небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!»

Алгоритм написания плана по самообразованию
1. Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании той проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив школы.
2. Постановка целей и задач, соответствующих целям воспитательной деятельности в учреждении образования.
3. Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения.
3.1. Повышение научно-теоретического и методического уровня педагогов-организаторов;
3.1.1. Изучение нормативных документов по воспитательной работе;
3.1.2. Изучение методических материалов по теме самообразования;
3.1.3. Выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ;
3.1.4. Посещение семинаров, методических объединений;
3.1.5. Изучение передового педагогического опыта и практики работы своих коллег.
3.2. Прохождения курсов повышения квалификации.
3.3. Участие в работе методических объединений, творческих группах с использованием активных форм занятий.
3.4. Апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и программ.
3.4.1. Выступление на семинарах, методических объединениях, конференциях;
3.4.2. Выявление затруднений в процессе внедрения инноваций;
3.4.3. Пути решения проблем;
3.4.4. Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с внешкольными учреждениями воспитания и обучения.
3.5. Самоанализ и самоконтроль.
3.6. Отчеты по самообразованию.
3.6.1. Наличие наглядной демонстрации продуктов труда педагогов-организаторов (доклады, разработки мероприятий, создание авторских проектов или программ и др.);
3.6.2. Создание портфолио педагога.

Работу над темой самообразования педагог строит, отвечая последовательно на следующие вопросы:
1. Чего я хочу добиться? (Формирование образа желаемого.)
2. Где я в настоящее время? (Определение сильных и слабых сторон нынешнего положения).
3. На что следует обратить внимание? (Ключевые вопросы, приоритеты, постановка задач). 4. Как прийти к желаемому? (Последовательность действий, приёмов, средств, разработка критериев).
5. Насколько успешно движение? (Оценивание эффективности процесса: контроль за происходящим.)
6. Чего удалось достичь? (Насколько далеко удалось подвинуться. Удовлетворен(а) ли я?).
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
1. Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала, какая литература изучалась: педагогическая, по психологии, методическая и др.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учащихся).
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, специалистами отдела образования).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретических и методических уровней, какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.

Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителей на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
- повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные учебные пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка методических информаций по применению новых методических технологий;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
-создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем образовательного процесса и профессионально - квалификационный рост педагога.

Самообразование педагогов будет продуктивным, если:
в процессе реализуется потребность педагога к собственному развития и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений;
педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получение теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой-самодиагностикой, диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;
программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не предоставить, самое главное - это желание учителя работать над собой и способность его творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Памятка по решению проблем в самообразовании

Возможная проблема Пути решения
1. Не могу определиться с темой самообразования • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
• Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РК, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
Подбор литературы:
• Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
• Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
• Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
• Включите современные взгляды на проблему
• Используйте опыт работы педагогов других МО
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
• Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
• Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
• Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. • Составьте план или схему полученных при изучении материалов
• Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий
1. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Памятка для анализа процесса самообразования:

1.Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами школы и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская, проектная работа;
2.Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.;
3.Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.);
4.Творческое сотрудничество (с педагогами);
5.Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы;
6. Постановка новых задач.

Определите свой уровень профессионального роста
Сегодня разработаны уровни профессионального роста учителя (И. Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень – слабая методическая подготовка.
1-й уровень - стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников.
2-й уровень – применение новых технологий обучения.
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий.
4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета.
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части.
7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.

(Образец) План работы по самообразованию на учебный год
в виде таблицы, состоящей из следующих столбцов:

Вид деятельности Содержание деятельности Сроки Формы предоставления результатов работы

Категория: учителей | Добавил: ypok2018 | Теги: самообразование, учитель, брошюра
Просмотров: 29 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar