Главная » Файлы » Рефлексия » учителей

Сотрудничество с организациями ,как средство повышения мотивации в обучении


14.03.2018, 14:02

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием .
«Мотивация» (или motif-Франц. от латинского слова moveo-двигаю, побудительная причина, повод к тому или иному действию), понимается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенной деятельности, задают ее границы и формы, придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Силы, о которых упоминалось выше, находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
С помощью мотивации менеджер побуждает других людей работать для достижения целей организации, тем самым, удовлетворяя их личные желания.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Существует три аспекта мотивации:
1. Каково соотношение внутренних и внешних сил;
2, Что в деятельности человека находиться без мотивационного воздействия.
3. Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека..
Основные категории мотивации: потребности и вознаграждение.
Как известно, люди испытывают потребность в том случае, когда ощущают физиологический или психологический недостаток в чем-либо .
Потребности- это то, что возникает и находится внутри человека и требует удовлетворения. Это то, что есть у каждого, общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Человек, по своей природе, стремиться освободиться от каких бы то ни было потребностей как можно скорее, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и “настойчиво требует” своего устранения. Потребности могут быть осознанными и неосознанными, и люди по-разному могут пытаться реагировать на них: удовлетворять их, подавлять или не обращать на них внимания. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность подавлена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека .
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, находится внутри него, имеет личностный характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Мотивы определяются потребностями человека, ставшими на столько важными, чтобы побудить человека действовать. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие, в частности если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность.
Эффективность экономики и благосостояние общества во многом зависят от уровня общеобразовательной и профессионально квалификационной подготовки трудоспособного населения. Поэтому одной из задач образовательных учреждений являются оперативное реагирование на изменения профессиональной структуры рабочей силы и спроса на нее, налаживание устойчивых и эффективных связей между работодателями, образовательными учреждениями и населением. Это позволит преодолеть разрыв между профессиональными и образовательными стандартами и повысить качество человеческого капитала — качество образования. Оценка качества образования включает в себя:
- качество системы образования,
- качество образовательного процесса (включающего в том числе, учебную и производственную практики),
- качество образовательного результата.
Качество практического обучения будущих рабочих и специалистов, в первую очередь, зависит от эффективного управления учебно-производственным процессом в учебных заведениях технического и профессионального образования.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того чтобы достичь поставленной цели. В частности создание системы управления качеством вызвано потребностью общества в подготовке конкурентоспособного рабочего на рынке труда. Для выполнения требований, направленных на удовлетворение потребности обучающихся, родителей, работодателя в получении качественного образования необходимо решить следующие задачи:
- развитие взаимовыгодных отношений с потенциальными работодателями обучающихся, развитие социального партнерства, воспитательного процесса;
- укрепление материально-технической базы;
- оперативное реагирование на изменения в технологиях производства, ежегодное обновление программ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона;
- применение механизмов внешнего оценивания ,участие работодателя в разработке программ, (анкетирование) модернизация системы промежуточной квалификационной и итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации).
- совместная работа преподавателя и мастера производственного обучения. Подчеркнем: главным в оценке эффективности образования считается не планирование и организация учебного процесса, а его результаты, знания, умения и практический опыт. Создание системы контроля качества знаний, которая способствовала бы формированию компетентной личности, уверенно ориентирующейся в непрерывном потоке информации, является одной из основных задач современного образования. Проблема качества образовательного процесса сопровождается процедурами: оценивания, контроля, мониторинга и обеспечения качества. Поясним, что мы подразумеваем под каждой из обозначенных процедур. Оценивание — это непрерывный процесс, начинающийся с момента зарождения идеи о создании программы, сопровождая ее на протяжении всего времени существования и закачивания в момент завершения самой программы (суммарная оценка успеваемости или прогресса обучающихся по истечении определенного периода обучения). Контроль — процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей, путём сравнения фактического состояния системы с желаемым (на основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений).
Мониторинг — специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Обеспечение качества — совокупность действий, направленных на то, чтобы продукция или услуги соответствовали определенным требованиям и имели свойства, обозначенные в законодательных и других документах, что прописано также в международных стандартах. Подход по принципу компетентности, то есть основным становится требование к тому, какими компетенциями владеет выпускник, как он приспособлен к жизни, а не к количеству изученных им понятий и формул. Следовательно, можно сделать вывод о том, что во время обучения у студентов должна сформироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции отражают специфические для данной профессиональной области способности, знания и навыки, которые в дальнейшем дают возможность выпускнику самостоятельно анализировать и успешно решать профессиональные проблемы, производственные задачи и проблемные ситуации. Несомненно, что подготовка практически организованных, профессионально компетентных, способных к быстрой адаптации к профессиональной деятельности, обладающих креативным мышлением специалистов, невозможна без тесной взаимосвязи теории и практики. Указанные компоненты компетенций не могут быть сформированы только в процессе практического обучения. В рамках профессиональных модулей существуют междисциплинарные курсы, предшествующие практическому обучению, где идет формирование теоретических аспектов компетенций, обучающиеся овладевают теоретическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в профессиональной деятельности.
В то же время, контроль следует рассматривать не только как способ проверки знаний, но и как инструмент формирования основных мотивов учебной деятельности — мотива достижения и познавательного мотива, результаты которого позволяют объективно проанализировать качество подготовки студентов и выработать методы совершенствования учебного процесса. Реализация контроля знаний и умений студентов за время прохождения практики позволяет объективно проанализировать качество освоения студентами программы практики, получить информацию для сравнительного анализа учебно-методической работы руководителей практики и, на основе полученных данных, усовершенствовать междисциплинарные связи теоретических и практических дисциплин, рабочую программу, методику проведения практики. Получение исходной информации об уровне усвоения студентами знаний и умений дает основание для оценки сформированности компонентов профессиональных компетенций студентов. Для контроля качества обучения характерны два основных способа:
- первый — текущие наблюдения за учебной деятельностью обучающихся;
- второй — проверка знаний и умений обучающихся.
Оба этих способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга, содействуют успешному осуществлению процесса обучения. Оценка освоения профессионального модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.
Качественно осваивать профессиональные компетенции студентам помогает участие в конкурсах профессионального мастерства, дополнительное образовательные услуги, посещение различных выставок, семинаров, а также прохождение практики на предприятиях в условиях, приближенных к реальному производственному процессу, которые дают возможность для формирования как общих, так и профессиональных компетенций.
В ходе управления этим процессом все данные необходимо тщательно планировать, организовывать, мотивировать, контролировать, мониторировать, оценивать, вносить коррективы, тем самым обеспечивая качество практического обучения и развития профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивая положительную динамику. Для постоянного отслеживания динамики качества практического обучения и профессиональных компетенций необходим некий электронный мониторинг данных, с постоянным отслеживанием этих данных, а также в зависимости от полученного результата, коррекцией управления этим процессом. Данные мониторинга позволят получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе профессионального становления обучающихся на каждом этапе их развития и овладения ими профессиональными компетенциями.

Категория: учителей
Просмотров: 56 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar