Главная » Файлы » Рефлексия » учителей [ Добавить материал ]

Новые подходы в обучении

Вы сможете скачать через 0 сек.

25.11.2017, 12:49
Современная педагогическая практика находится в условиях перехода от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, активизирующей познавательные процессы ребенка. Важны не только усвоенные знания и переработка полученной информации, но и развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся.
Одной из основных задач образования является формирование коммуникативной компетентности ученика, которое включает в себя овладение способами взаимодействия ребенка с окружающими, навыки работы в группе, владение различными ролями в коллективе.
Внедрение новой Программы курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан способствует активной, познавательной учебной деятельности, которая является созданием ситуации успеха. В этой программе ученик из пассивного объекта должен стать субъектом, творцом, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность. При этом используется дифференцированный подход к каждому школьнику при планировании и проведении консультации. Наблюдая за ходом самостоятельной работы в группах в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных, учитывая их возрастные особенности. Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация учителя.
Мы, учителя, должны эффективно поддерживать своих учеников в их обучении, слушая и анализируя то, что дети говорят, делают и выполняют. Это и является одним из принципов понимания процесса обучения.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса. Для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически. Осуществляя взаимосвязь процессов формирования умений, мы содействуем повышению эффективности обучения и развития познавательной активности школьников. Таким образом, отрабатываются навыки работы с текстом. Уверенность ученика в том, что он сможет самостоятельно приобрести знания, пользуясь книгами, формулами, чертежами, картами, способствует развитию познавательного интереса к уроку математики. Главная работа заключается в организации самостоятельной работы учащихся на уроке и при самостоятельной работе дома.
В «Руководстве для учителя» подчеркнуто, что «в основу настоящей Программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложены конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний – с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющей базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающее, поверхностное обучение».
Данная Программа ставит перед учителем четкие обязательства быть восприимчивым к личности ученика. Целью Программы является исследования, самостоятельное добывание знаний учеником. Также ученик становится ответственным за свое обучение. Ответственность осознается и принимается учеником отчасти из-за среды, которую учитель создает на уроках. Учителя, знающие цели обучения и критерии успешности урока, знают и степень соответствия этим критериям со своими учениками.
Задачей Программы является помочь нам, казахстанским учителям оценить и усовершенствовать педагогическую практику. Основной принцип – это согласование практической деятельности с достоверными результатами научных исследований.
Программа представлена в виде семи модулей: новые подходы в преподавании и обучении; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения и оценивание обучения; использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании; обучение талантливых и одаренных детей; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении.
В новых подходах в преподавании подчеркивается, что «дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия». Взаимодействие между учеником и учителем на основе диалога помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. «Обучаться тому, как учиться» направлено на оказание учащимся в принятии ответственности за собственное обучение, так как и он продолжают обучение в дальнейшем самостоятельно.
В процессе развития критического мышления ученик способствует синтезированию информации, умение делать выбор в отношении своего обучения. Критическое мышление учителей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, применяя новые подходы.
На практике я применяла оценивание для обучения, оно тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Если у меня не получалось, то старалась возвращаться к этому заново. Ученик, прослеживая суммативное оценивание, может определить, на каком уровне он находится. Чтобы они не только принимали знания, но и обогащали свои навыки.

В период практики я интегрировала идеи семи модулей в учебный процесс. Организация самостоятельной работы ученика под руководством учителя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе. Она развивает самостоятельную творческую деятельность, исключительно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. Заставляя заниматься самостоятельной творческой разработкой решения какой-либо проблемы, данная технология повышает степень мотивации и эмоциональности учащихся, позволяет постоянно осуществлять взаимодействие учащихся и преподавателя с помощью прямых и обратных связей, а так же побуждает к практической и мыслительной деятельности, без которых нет движения вперед в овладении знаниями.
Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.
Эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке и проведении тематических учебных конференций, диспутов. В школе, я заметила, что наши дети качественнее занимаются при условии их активного вовлечения в обсуждения и диалог, применяя критическое мышление, приемы мозгового штурма, учитывая возрастные особенности своих учащихся. Для нас, педагогов важным и стимулирующим делом является вооружением учеников навыками и качествами, необходимыми для жизни в будущем.
Математическая деятельность многогранна и позволяет проводить не только обучение математике, прививая учащимся конкретные знания и умения, но и обучение математикой, в процессе которого развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы человека. Во время прохождения практики мною замечено, что ученики, работая в группе, проявляют больше
активности и заинтересованности, так как они замечают дух соревнования. В эту совместную работу вовлечены все члены группы, слабоуспевающие учащиеся тоже принимают участие в выполнении заданий. Когда дети готовили презентации, работы на плакате (постеры), каждый из них старается внести свой вклад в группу, потому что когда учащиеся разрабатывали план работы в группах, они отметили «уважение мнения каждого члена группы, принятие активного участия в работе группы».
Также в группе они обсуждают, беседуют, проводят совместные работы друг с другом. Я считаю, что групповая работа в классе приносит большую пользу, так как мы, учителя позволяем им выражать свое понимание темы, учитывая возрастные особенности детей. Мы помогаем детям осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы детей весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и формировании положительных нравственных качеств личности. На практике у меня были трудности во время групповой работы. Наиболее существенным является следующее, не все учащиеся в группе в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале. Затруднялись в выборе самого экономного пути изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях. Для преодоления барьера применяла методы дифференцированной работы, стратегию критического мышления.
Нестандартное отношение учителя к организации образовательного процесса, возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения учеников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности.
Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.
Внешними признаками самостоятельности обучающихся являются: планирование своей работы в соответствии с целью, подготовка рабочих мест, выполнение задания без непосредственного участия учителя, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют: мотивационная сфера, умственные, физические и нравственные усилия учащегося, направленные на достижение цели деятельности без посторонней помощи.
Но вместе с тем, я стараюсь не ограничивать обучение всех учащихся минимальным уровнем обязательных требований. Важно стремиться к более полному раскрытию математических способностей школьников.
Планирование действий, наблюдение за уроками, работа по группам, учитель – ученик, ученик – ученик, важно не только иметь представление об эффекте по развитию, но иметь детальный план для помощи в управлении и руководстве.

Использованная литература
Мирсеитова С. (2011) Формы и методы развития критического мышления обучающихся «Обучение как поиск и поиск для обучения».
Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан «Руководство для учителя» «Обучение критическому мышлению».
Категория: учителей
Просмотров: 33 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Случайные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar