Главная » Файлы » Рефлексия » администрации школы [ Добавить материал ]

Особенности развития профессиональной компетентности педагога малокомплектной школы в контексте обновления содержания образования

Вы сможете скачать через 0 сек.

11.01.2018, 16:05

Особенности развития профессиональной компетентности
педагога малокомплектной школы в контексте обновления содержания образования

Жабенцев С.Г.
заместитель директора по УВР
КГУ «Бастомарская средняя школа»
район М Жумабаева

Для Республики Казахстан вследствие ее географических и социо-культурных факторов малокомплектная школа – это условие сохранения села и развития сельского социума. Согласно Государственной программе развития образования Республики
Казахстан на 2011-2020 годы в условиях обновления образования особую значимость приобретает подготовка педагогических кадров и повышение их профессиональной компетентности. В Госу
дарственной программе развития образования и науки на 2016-2019 годы
в Республике Казахстан среди других важных задач значится повышение
престижа профессии педагога, повышение качественного состава
педагогических кадров и обеспечение их качественной подготовки. Эти
задачи выдвигают новые требования к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров в контексте обновления содержания образования
Залогом высокой результативности работы МКШ становится качество подготовки учителя малокомплектной школы – специалиста широкого профиля, способного к интеграции знаний и способов деятельности. Статистические данные показывают, что если каждый шестой ученик обучается в МКШ, то каждый четвертый учитель работает в МКШ. Учитель МКШ работает в условиях низкой плотности населения данной местности, в интегрированных классах, с многопредметной нагрузкой.
При обеспечении качества подготовки учителя мы сталкиваемся с проблемой: вузы не готовят подобных специалистов для малокомплектной школы. Учителя, работающие в малокомплектной школе, изучают ее особенности уже на практике. Для того, чтобы работала малокомплектная школа нужен специалист
особой подготовки, который мог бы преподавать различные
предметы по своему диплому в одном лице. Для этого просто
необходимо в педагогических институтах увеличить подготовку и
выпуск таких преподавателей.
Наиболее актуальными целями своего обучения педагоги МКШ считают желание повысить уровень своего профессионального мастерства,
стремление овладеть современными технологиями, методами обучения и воспитания, потребность в непрерывном обучении и повышение
квалификационной категории.
Согласно исследованиям Национальной академии образования им. И. Алтынсарина учителя МКШ работают в условиях:
- несовершенства нормативно правовой базы, регламентирующей
деятельность МКШ;
- нехватки пособий и методических рекомендаций для
учителя по организации образовательного процесса в условиях МКШ;
- отсутствия специализированных методик в классах с малой
наполняемостью и в разновозрастных совмещенных классах;
- ограниченности применения возможностей информационно-
коммуникационных технологий в отдаленных школах, так как нет
доступа к широкополосному Интернету;
- отсутствия организаций дополнительного образования и культурных
центров;
- недостатка специалистов обучения по нескольким специальностям;
- неподготовленности учителя к особенностям организации
образовательного процесса в условиях МКШ;
- слабой материально-техническая база и малого количества кабинетов новой модификации;
-недостаточного сотрудничества между учителями и руководителями
МКШ и ресурсных центров;
- отсутствия социально-бытовых условий для учителей
малокомплектной школы.
-невозможности создания внутришкольных предметных
методических объединений для обмена опытом преподавания и
повышения профессионального уровня педагогических кадров в
связи с малочисленностью педагогического коллектива;
- отсутствия возможностей для систематического обмена опытом
преподавания между учителями опорных (базовых) и малокомплектных школ;
- отсутствия социально-бытовых условий для учителей
малокомплектной школы.
Требования к квалификации учителя обусловлены задачами
малокомплектной школы и означают , что учитель должен уметь:
- выбирать эффективные методы и приемы самообразования;
- отбирать, адаптировать и конструировать оптимальные обучения в условиях класс-комплекта или малочисленного класса;
- управлять разновозрастным коллективом учащихся;
- организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
-создавать доверительную атмосферу и взаимоуважение между
членами разновозрастного коллектива учащихся.
Большая роль в процессе развития, совершенствования профессиональ-ной компетентности учителя принадлежит системе повышения квалификации.
Умелая организация и качественное содержание курсовой подготовки, творческая межкурсовая деятельность стимулирует развитие
конкурентоспособности учителя МКШ, способствует тому, чтобы он был
более восприимчивым к новшествам, мог реализовать свой
потенциал, решать профессиональные задачи. Но не всегда программы повышения квалификации учителей МКШ учитывают особенности их профессиональной деятельности и несут практическую направленность.
Главную роль в создании условий формирования профессиональной
компетентности педагога через корпоративное обучение играет
методическая служба школы. Она должна стать центром
управления инновациями, обеспечить участие каждого педагога
в управлении образовательным учреждением как посредством
включения в проблемные творческие группы, команды, так и
создания образовательных программ учителями - предметниками,
классными руководителями. В связи с переходом средней школы на обновленное содержание образования меняется структура и формы работы методической службы школы. Наряду с существующими структурами ШМО и предметных МО работают объединения уровневых учителей, проводят работу школьный тренер и школьный координатор по критериальному оцениванию. Для того, чтобы вся методическая работа шла успешно, необходимы их тесная координация и взаимодействие.
Одним из важнейших условий роста профессиональной компетентности учителя МКШ является возможность демонстрации своих возможностей и достижений на различного рода конкурсах, олимпиадах, участиях в семинарах, конференциях и т.п.
В основе обновленного содержания образования лежит меняющийся характер взаимоотношений на уроке учителя и ученика. Воспитывая своего ученика как самообучающуюся, саморегулирующуюся личность, педагог должен сам регулярно проводить рефлексию своей педагогической практики. Процесс саморегуляции учителя – предметника не столь однозначен и прост. Он требует преодоления многих стереотипов старой педагогической практики. Поэтому очень важно создание коллаборативной среды внутри педагогического коллектива, для преодоления страхов и стереотипов, мешающих компетентностному росту учителя.
Для успешного решения задач перехода на обновленное содержание МКШ, роста качества обучения необходимы:
- выпуск учителей, которые могли бы преподавать различные предметы по своему диплому в одном лице;
- укрепление материальной базы МКШ, для решения современных образовательных задач, что способствовало бы росту профессиональной компетентности учителя;
- изменение нормативно правовой базы, регламентирующей
деятельность МКШ;
- изменение программ повышения квалификации учителей МКШ с учетом особенности их профессиональной деятельности и практической направленности;
- изменение структура и формы работы методической службы школы,
- создание коллаборативной среды для корпоративного обучения коллектива.



Литература
1. "План Нации -100 конкретных шагов. Современное государство для всех". Астана, 2015 г.;
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. - Астана, 7 декабря 2010 г., № 1118;
3. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319–III "Об образовании" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2015 года);
4. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы (Постановление № 832 от 25 июня 2012 года Правительства РК);
5. Әбілқасымова А.Е., Аймағамбетова Қ.А. Қазақстандағы шағын кешенді мектептерді жетілдіру жолдары. Сб. по итогам Республиканского семинара "Современные технологии в подготовке учителей для МКШ". – Кызылорда, - 2000 г.;
6. Шамшидинова К.Н. Малокомплектная школа: проблемы, поиски, решения. Издательства ВКТУ, 2002 г.;
7. Қараев Ж.А., Ушуров Е.А. В помощь малокомплектной школе. – Астана, 2000 г.;
8. Современное состояние малокомплектных школ РК и пути их модернизации Жумабаева. А.Е, Лебедева . Л.А. "Шағын мектеп" журналы №9,2012 г.;
9. Материалы международного семинара "Содержание работы и управление МКШ в условиях развития образования", Алматы, 2009 г.;
10. Материалы республиканской научно-практической он-лайн конференции «Проблемы и пути совершенствования образовательного процесса малокомплектных школ в условиях модернизации системы образования» /филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области». Көкшетау 2016

Категория: администрации школы | Добавил: jabencev
Просмотров: 24 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Случайные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar