Конспект урока «мудрецы Востока»

План урока
Предмет: Рассказы по истории Казахстана
Класс: 5 Урок № 9 Дата:
Тема: Мудрецы Востока
Цель: в ходе урока рассказать учащимся о выдающемся мыслителе Востока – Аль Фараби.
Задачи:
Образовательная: дать знания о развитии науки в IX – XII вв, об ученых из казахских земель, об их вкладе в развитие науки.
Развивающая: научить делать характеристики историческим личностям, оценивать их деятельность, правильно изъясняться научным языком.
Воспитательная: воспитывать учащихся на примере и лучших качествах выдащихся ученых.
Ресурсы: Артыкбаев Ж.О, Сабданбекова А.А, Абиль Е.А. Рассказы по истории Казахстана: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы.
Оборудование: доска, карта, учебник, презентация, раздаточный материал
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: словесный – рассказ, беседа
практический – работа с учебником
Метод контроля: устный – фронтальный

Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап
Какой ваш настрой на начало урока? Проведем психологический тренинг. У вас на рабочих столах лежат «облачка». Возьмите и изобразите на них улыбку или грусть в зависимости от вашего настроения, закрепите их на планшете в самом верху (получится небо). У. закрепляет в правом верхнем углу (сияющее солнышко). Приложение 1

II. Проверка знаний
Игра «кто быстрее?»
1. Имя царица саков?
2. Основатель государства гуннов?
3. Какой титул носил правитель гуннов?
4. На какие группы делилось сакское общество?
5. Кто является основателем Тюркского каганата?
6. Какой титул носил правитель Тюркского каганата?
7. С какой письменностью сравнивают письмена древних тюрков?
8. В честь кого были написаны древнетюркские стелы?
9. На какие три группы делилось сакское общество?
10. Кто такой Аттила?
III. Изложение нового материала

Сегодня нам предстоит познакомиться с выдающимся ученым, мыслителем, философом, математиком, астрологом, теоретиком музыки Аль — Фараби (870-950 г.г). Родился он в семье военачальника тархана из кыпчакского рода в местности Фараб (арабское название г.Отрара). В детстве, также как все дети, играл со своими сверстниками, купался в водах реки Арысь, учился конной езде. Но уже тогда он отличался от других детей чрезвычайной любознательностью, старательностью, уникальными способностями. Учиться Аль-Фараби начал в медресе в городе Отраре, а затем продолжил свое образование в городах Шаш, Самарканд, Бухара, а также в ряде других городов Ближнего и Среднего Востока (Мерв, Хорран, Александрия, Каир, Дамаск, Багдад). Многие годы жизни ученый провел в Багдаде, который являлся политическим и культурным центром Востока.

Второй учитель после Аристотеля. Рассказывают, что однажды один из близких людей отдал Аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби начал их листать и очень увлекся этим. Увлечение научными идеями Аристотеля Аль-Фараби сохранил на всю жизнь.

Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими , но не знал арабского. К концу жизни он владел 70-ю языками. Первые годы жизни Аль-Фараби в Дамаске не была легкими. Рассказывают , что он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам, при свете купленной на заработанные днем деньги свечи. Однако вскоре он находит покровителя — халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамданида (943—967), который помогал талантливым и передовым людям своего времени.

Живя в Багдаде Аль-Фараби начал заниматься различными науками. Он пошел в ученики к наиболее популярному в те времена ученому- мыслителю Абу-Бишр Матта Бен- Йунису. Со слов учителя он записал комментарии к трудам Аристотеля по логике и еще больше погрузился в изучение наследия Аристотеля. За энциклопедические знания, огромный вклад в развитее науки и культуры стран Востока и Запада Аль-Фараби получает звание « второго учителя» мира после Аристотеля.

Многочисленные труды Аль-Фараби по философии, математике, физике, медицине, логике, этике, географии. Аль-Фараби написал 150 трудов по различным отраслям наука. В работе « Книга о классификации и определении наук», которую сокращенно называют « Ихсо аль — улум» Аль- Фараби дает собственную классификацию наук. Все науки он разделяет на 5 видов: наука о языках, логика, математика, физика и метафизика и гражданские науки. Занимаясь наукой, Аль-Фараби часто посещал известные в те времена библиотеки, в том числе он побывал в знаменитой Александрийской библиотеке. Аль-Фараби не разделял исламскую религию и науку, и призывал постигать их и развивать одновременно. Основные сочинения, которые прославили имя Аль Фараби: «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», трактат о классификации наук, «Большая книга о музыке».

Аль — Фараби был также универсальным музыкантом: он играл на различных инструментах, пел, сочинял песни и Кюи и сам был умелым мастером изготовления музыкальных инструментов. Свою любовь к музыке он изложил в труде « Великая книга музыки».

Строительство этнокультурного центра и мавзолея Аль-Фараби. В Сирии, где он умер и похоронен, великому ученому Аль Фараби установлен памятник на территории историко-культурного центра. В столице Сирии – городе Дамаске создан историко-культурный центр Аль -Фараби, занимающийся изучением наследия великого ученого. Рукописи Аль — Фараби находятся во многих библиотеках мира. Наши казахстанские ученые тоже вносят свой вклад в развитие фарабиеведения( изучения наследия Аль – Фараби), в Казахстане издано много книг Аль-Фараби на казахском и русском языках.Аль-Фараби (870 – 950 гг.) – выдающийся ученый и мыслитель не только Казахстана, но и всей Центральной Азии, второй учитель после Аристотеля.

Работа с учебником
Учащиеся читают текст учебника. В ходе чтения заполняют схему.

Аль-Фараби

ІV Закрепление
Заполни визитную карточку

V Рефлексия:
Каждому из учащихся раздаются «грибочки», на которых они должны показать свое настроение на завершающем этапе урока (улыбка, или грусть). «Грибочки» учащиеся прикрепляют в нижней части планшета. Получается грибная поляна. Учитель крепит на планшет «капельки дождя», символизирующие знания, полученные на данном уроке, а в дальнейшем все приобретенное на данном курсе даст большой «урожай»!

VІ домашнее задание
§24, перессказ

Конспект урока "мудрецы Востока"

Автор:


0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

publisher

Конспект урока "мудрецы Востока" 12
Комментарии: 0Публикации: 3711Регистрация: 08-12-2018