Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

Галкина Раиса Михайловна, учитель начальных классов.
КГУ «Средняя школа №6» Акимата г. Лисаковска
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе.
Одна из главных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями Казахстана, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать всё происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует развитие и воспитание младших школьников. В Концептуальных основах воспитания сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих ценностей. Мы знаем, что развитие любой страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к Родине, своему народу, родным, чувство ответственности перед будущим. Если XX в. был эпохой научно-технических и экономических достижений, то XXI в. должен стать эпохой возрождения нравственности и духовности, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью на земле.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Казахстана.
В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением деятельности является воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота Казахстана.
Ведь вырасти человеку образованным и гуманным помогает знание своего прошлого. На первой ступени обучения закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, осознание себя частью общества и гражданином своего Отечества, формирование компетентной личности, способной внести свой вклад в жизнь страны. Особое значение в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы играет развитие его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Общение с произведениями искусства – необходимый опыт коммуникации.
Целенаправленная систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дает устойчивые положительные результаты: дети овладевают системой знаний о своей малой Родине и о Казахстане; проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям народов, осознают себя гражданами своего Отечества, стремятся к самовоспитанию, к самореализации. У детей формируются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим, беречь то, что создано трудом человека, природу, ответственно относиться к порученному делу. Появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.
Патриотическое воспитание в начальной школе осуществляется по нескольким направлениям. В различных формах оно охватывает все области жизнедеятельности детей младшего школьного возраста: творческую, спортивную, трудовую, досуговую (социально-психологическую (адаптация первоклассников), профилактика правонарушений), образовательную,
Сложилось сотрудничество с городским краеведческим музеем. Проводятся совместные мероприятия.
Важное место во внеклассной работе отводится изучению жизни народа, их традиций. Воспитание с опорой на национальные традиции, традиции народа, его культуру, потому что это не только кладезь мудрости и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и корни.
Одним из источников изучения жизни народа служат проведение праздников с определенными обрядами, песнями, играми. Доброй традицией стало проведение таких праздников “Масленица”. В ходе мероприятий дети знакомятся с бытом народа, его понятиями о нравственности, его верованиями, его историей и поэзией.
Учащиеся 2 «Б» класса активно принимают участие во всех классных и внеурочных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы, принимают участие в творческих конкурсах и выставках, библиотечных уроках, создают проекты.
В преддверии великого праздника Дня Победы в классе была проведена, работа над проектом литературно- музыкальной композиции «Этот День Победы!» посвящённом 70 -летию Победы в Великой Отечественной войне. Проект имел несколько этапов.
— Классный час по теме «Вставай, страна огромная!», посвящённый событиям Великой отечественной войны 1941 – 1945г.
— Чтение книг о войне.
— Мини – сочинение «Что я думаю о войне?».
— В гостях у ветерана Великой Отечественной войны Курасовой Раисы Николаевны.
— Конкурс рисунков о войне «Исправим мир».
— Изготовление поздравительной открытки и поделок «День Победы!»
ветеранам войны.
— Оригами «Голубь». — Акция «Георгиевская ленточка».
— Экскурсия в парк Победы
По сложившейся традиции учащиеся 2 «Б» класса поздравили ветерана войны Курасову Р.Н. с наступающим праздником Днём Победы.
Благодаря такой системе работы происходит становление норм демократической культуры, формирование навыков игрового общения и деятельности, развитие гражданских и патриотических чувств растущего организма, чувств сопричастности с происходящим в окружающем мире.

Автор:


Автор публикации

не в сети 2 года

publisher

Комментарии: 0Публикации: 3710Регистрация: 08-12-2018