Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Русский язык [ Добавить материал ]


Урок по русскому языку во 2 классе "Имена собственные и нарицательные"
23.11.2015, 20:11
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного.
2. Формировать умения определять имена собственные в тексте, классифицировать их по группам; тренировать умение писать имена собственные.
3. Развивать умения правильно писать словарные слова. Способствовать формированию орфографической зоркости, навыков грамотного и каллиграфического письма.
4. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
– Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.
А сейчас расшифруйте формулу удачи:

- Разотрите руки.
- Натяните улыбку.
- Привяжите ниточки к уголкам губ и накрутите на уши.
- Настроение каково? (Дети: «ВО!»)
- Ну, а если настроение «ВО!», то и работать будем «ВО!»

2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем расширять и закреплять свои знания о грамматических признаках имени существительного.

3. Работа в тетрадях. Запись числа и минутки чистописания.

- Почему слово роза можно написать и с маленькой и с большой буквы?

4. Словарная работа.
- Сегодня словарную работу мы с вами проведём не совсем обычно. Я знаю, вы любите разгадывать кроссворды. Я для вас приготовила кроссворд из словарных слов.
Детям раздаются карточки с кроссвордами.
(На доске вывешивается большой кроссворд)

Дети записывают слова в клеточки. После взаимопроверка:

- Скажите, какой частью речи являются слова, которые мы вы вписали? Что такое имя существительное? А почему я выделила первые буквы в словах под номерами 1, 2, 4? Почему эти слова надо писать с большой буквы?

5. Основная часть.
- Когда я утром вошла в школу, сторож передал мне этот конверт. Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести его к нам на урок.

Но кто такой этот Вова? В нашем классе мальчиков с таким именем нет … но кажется, я догадываюсь кто это может быть, и вы с ним знакомы …
(Идут картинки из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»)
- Скажите, почему у Вовки ничего не получалось? (потому что не хотел ничего делать сам). Он попросился сегодня к нам на урок. Может, мы его научим чему-нибудь. Например, как исправить ошибки, которые он допустил. А когда вы исправите ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока. (дети исправляют ошибки)
- Попробуйте назвать тему нашего урока. Догадались?
Из конверта достаю карточки:
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

- А знаете ли вы почему они так называются?
Вот что имя существительное само об этом говорит:
Я имя существительное.
Об этом я пою.
Я называю все вокруг,
Всем имена даю.

Бываю нарицательным,
Но надо понимать,
Что я могу быть собственным –
Старайся различать...
Русский термин "нарицательный" образовался от старославянского слова нарицати - "называть". Им обозначались "назывные, обыкновенные, обычные" существительные. Нарицательные имена существительные - это обобщенные названия однородных предметов. Например, ученик, учитель, цветок, дерево и т.п.

Слово "собственный" происходит от старославянского собьство, что означает "свое", "личное", "себе принадлежащее", а также "особенность, лицо". Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.

- Думаю, все знают, чем отличаются нарицательные существительные от собственных. (собственные существительные пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой).
Работа по учебнику. Чтение правила на стр. 99.

6. – А сейчас помогите решить одну проблему. (Поворачиваюсь спиной к классу):
- Саша, когда у тебя день рождения?
А почему возникла пауза? (В классе два человека носят имя Саша)
- Какой выход из ситуации? (назвать фамилию).
- Давайте рассмотрим ещё одну ситуацию. В одной школе, в одном классе учились два Семёновых Михаила. И причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству).

Задание: запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество. Это собственные или нарицательные имена существительные?

7. Динамическая пауза.
«Пальчики здороваются»
Локти стоят на столе. Каждым пальцем правой руки касаешься большого пальца левой руки вперёд и обратно. Потом тоже на другой руке.
«Согреем пальчики»
Поглаживаем кисти рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.
Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному, начиная с большого. Сначала на одной руке, потом на другой.
Игра «Пианино»
8. - Объясните написание:
Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая машина
девочка Надежда – надежда на удачу

9. Упражнение «Лови ошибку»:
У вас на столе карточки голубого цвета. В каждой есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.


10. Самостоятельная работа. Выборочное списывание. На жёлтых карточках записаны предложения:

- Выпишите только имена собственные вместе с именами нарицательными, связанными с ними.
Проверка.

11. Домашнее задание: упражнение № 228.
12. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу. Что вы вынесли из него?

13. Рефлексия.

Ребята, я прошу Вас поставить отметку за урок Вовке и всему классу, при помощи солнышек.

«5» это красное солнышко
«4» это зелёное солнышко
«3» это жёлтое солнышко

- Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!
Категория: Русский язык | Добавил: Светлана0490 Гукова Светлана Александровна |
Просмотров: 1284 | Загрузок: 561
Всего комментариев: 0
avatar