Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Русский язык [ Добавить материал ]


Тема: «Синтаксическая роль прилагательного в предложении». 4 класс
23.12.2016, 15:30

Тема: «Синтаксическая роль прилагательного в предложении». 4 класс

Цель: Формировать знания учащихся о синтаксической роли прилагательных.
Задачи:
1) Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа). Формирование знаний о синтаксической функции прилагательных в предложении. Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.
2) Развивающая - наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах; обогащение словарного запаса учащихся.
3) Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.
Структура урока:
разъяснение целей урока;
актуализация опорных знаний;
выполнение специально подобранных заданий;
подведение общих итогов.
Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, проблемный.
Формы урока: индивидуальный, фронтальный, групповой.

I. Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.

II. Ход урока

1. Вступление.
Сейчас зима- прекрасное время года, выпало много снега, расскажите, какой он, снег? (Пушистый, сыпучий, искрящийся, серебристый, первый, белый, и т.д.)
-при помощи, какой части речи вы описали снег?
2. Актуализация опорных знаний.
-что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь своими знаниями с нами! (уч-ся вспоминают все, что знают о прилагательном: что обозначает, какой речью является, на какие вопросы отвечает, как изменяется. С чем согласуется, какую роль играет в речи, в предложении, чем является).
Учитель читает четверостишие:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Докажите, что и в этом четверостишии речь идёт о прилагательном.
Дети отвечают:
- Имя прилагательное обозначает признак предмета, употребляется с именами существительными, в предложении является определением. Без прилагательных мир бы стал тусклым, бледным, неинтересным.
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

-Вы, конечно, узнали это– прилагательное.

3. Минутка чистописания.

- Начнем с минутки чистописания.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Поиграем в игру «Буква заблудилась». А, Е, С, И, Ю, Я - дайте характеристику букве.
- Пишем букву С, ее соединения.

4. Орфографическая минутка.

- С чего мы начали урок? ( С разговора о снеге)
-Запишем слово СНЕГ. (В словаре Даля дается такое определение слова «снег». СНЕГ- мерзлые пары, падающие в виде хлопьев, клочьев с облаков; самый рыхлый лед, заменяющий зимой дождь.
- Подберите к слову СНЕГ однокоренные слова и разберите их по составу. ( Снег, снежок, Снегурочка, снежный, снежинка, снеговик, заснеженный, подснежник, и т.д. ).

5. Новая тема
Синтаксическая роль.
-Среди слов, разобранных нами по составу, найдите имя прилагательное. Составьте с ним предложение.
Запишем предложение и сделаем его синтаксический разбор. ( На доске).
Пришла холодная, снежная зима. ( Проверка).
В предложении имена прилагательные обычно являются определениями. Правило. Запишем еще предложения: Стоит морозная погода. Вечерний снег мерцает серебром. Изумрудные елочки стоят под тихим снегом. Поляна залита лунным светом.
(Делаем синтаксический разбор предложений, указать род, число и падеж прилагательных: тихим, лунным).

6. Первичное закрепление. Групповая работа. Работа с учебником стр.89. № 243.

7. Игра-физкультминутка.
— Отгадайте кто это?
— Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
— Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
— Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
— Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
— Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
— Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
— Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)

8. Проверочная работа. Тест.
1. Что такое имя прилагательное?
а) Слово.
б) Часть речи.
в) Часть предложения.
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что?
в) что делает? что сделает?
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
а) Имя существительное.
б) Глагол
в) Имя прилагательное
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) С глаголом.
б) С именем существительным
в) С местоимением
5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
а) подлежащее б) дополнение
в) определение г) сказуемое
6. Укажите имена прилагательные
1) замечаешь 2) оранжевый
3) насекомое 4) рукоятка
5) великий 6) любимый
7) смолистый 8) зимушка

9.Творческая работа
Упр. № 245. стр.90.
(морозный, прозрачный, свежий, чистый, холодный, теплый, бесцветный, горячий, легкий, и т.д.).

10. Подведение итогов.
-Учитель спрашивает, что повторили и что нового узнали дети сегодня на уроке. Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие? (ответ: Имя прилагательное)
Какую картину жизни вокруг себя вы хотели бы видеть? (по 1 прилагательному говорят дети 5 -6 человек). Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. Но… чтобы это сделать, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.
Игра «Да и Нет».
. Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).
• Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да).
• Имя прилагательное обозначает предмет (нет).
• Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).
• Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет).
• Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)
• Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)
• Имя прилагательное имеет постоянный род (нет).
• Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да).
• Род, число, падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да).
Затем просит ответить на вопрос:
- Какую роль играют прилагательные в речи?
( Прилагательные придают речи яркость, выразительность, образность. Делают речь точной.) «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».
11.Рефлексивный этап.
-Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные.

11.Домашнее задание.
1. Выучите правило на стр.89.
2. Упражнение № 247 стр. 91.
12. Выставление оценок
Удачи всем. Спасибо.
Будь смел и отважен -
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле !

Дополнительный материал.
Ребята, отгадайте мою загадку:
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!

Категория: Русский язык Скидан Елена Петровна |
Просмотров: 267 | Загрузок: 92
Всего комментариев: 0
avatar