Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Русский язык [ Добавить материал ]


Большая буква в географических названиях. 2 класс
13.01.2015, 00:10

г. Актау Мангистауская область
ГУ «Общеобразовательная средняя школа № 6
с дошкольным мини центром и гимназическими классами»

Учитель начальных классов Мансумова Марина Анатольевна
2 класс
Интегрированный урок "Русский язык/Познание мира"
Тема: Большая буква в географических названиях.

Цель: создать условия для формирования навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:
1) учить выделять в речи имена собственные, обозначающие географические названия;
2) упражнять в написании слов, обозначающие географические названия своего края;
3) создать ситуацию успеха, стимулирующую ситуацию развития познавательной деятельности учащихся;
4) развивать орфографическую зоркость;
5) воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. Воспитание коммуникативных умений.

Оборудование: портреты Ю.А. Гагарина, А. Кунанбаева, схема для гимнастики глаз, физическая карта Казахстана (на доске и формат А4 – по числу пар в классе), карточки веселого, грустного человечка
Аудиоресурсы: запись музыки для души, запись песни «Мой Казахстан».

План урока.
1. Организационный момент. Позитивный настрой.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устный опрос. Закрепление и повторение полученных знаний о написании большой буквы.
4. Здоровьесберегающая минутка.
5. Минутка чистописания.
6. Сообщение темы урока.
7. Работа над темой урока.
8. Закрепление.
9. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.
1. Организационный момент. Позитивный настрой.
Приветствие «Ладошка к ладошке»:
- Прикоснитесь ладошками друг к другу. - - Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? - Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.
2. Проверка домашнего задания.
(Ученики читают составленные дома предложения о родителях, повторяют правило написания большой буквы в именах, фамилиях, отчествах).
3. Устный опрос. Закрепление и повторение полученных знаний о написании большой буквы.
-Мы научились писать имена близких нам людей. - Есть такие имена, которые знают и в нашей стране, и во всём мире. Догадайтесь, кто они?
. рий . агарин
. бай . унанбаев
- Какие буквы пропущены? (Заглавные) - Составьте предложения (открывается доска) :
На доске: казахский поэт. первый космонавт. Ученики (устно составляют предложения):
Юрий Гагарин – первый космонавт. (рассказ ученика) Абай Кунанбаев - великий казахский поэт. (рассказ ученика)
-Какое правило надо помнить при записи? (Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы).
- Откройте тетради, запишем число. (Ученики записывают число). - Задание будете выполнять по вариантам:
I в. - запишите предложение о космонавте, II в. - запишите предложение о поэте.
- Подчеркните большую букву в именах собственных. -Проверьте своё написание. (Можно проверить друг друга).
- Вы видите портрет Ю. Гагарина. Действительно, Гагарин - первый человек, побывавший в космосе, но ещё до человека в космосе побывали животные. Первой полетела собака Лайка. За ней полетели в космос собаки Белка и Стрелка. - С какой буквы написаны слова Лайка, Белка и Стрелка? Почему?.
4. Здоровьесберегающая минутка.
а) Дыхательная гимнастика.
–Вдох носом, выдох ртом. Вдох носом, выдох носом. Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох. Выдох толчками. На одном вдохе произнесите 5-10 звуков “ф”, делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф!- ф!...

б) Гимнастика для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Упражнения по схеме.

5. Минутка чистописания. – Запишите в строчку правильно и красиво только первые буквы слов, которые я назову: Галина, енот, ослик, город, ребята, апельсин, филин, игра, яблоко. (У детей должен получиться ряд: География). - Куда же мы сегодня отправимся? (В страну Географию). - Что такое география? (это наука, которая описывает нашу планету, горы, моря и океаны, реки и озёра, страны и города.).
6. Сообщение темы урока.
- На нашей планете очень много морей, рек, гор, городов, сел и деревень. Как можно их отличить друг от друга? ( по их названию). - Верно. У каждого географического объекта есть своё название. - Как они написаны? (С большой буквы). - Это тоже имена собственные. - Сегодня наш путь пройдет через страны, города, села, деревни. - Назовите тему урока.  ("Большая буква в географических названиях»).
7. Работа над темой урока.
А) Работа по карте.
- Как  называется наша страна? (Казахстан). - Запишите ее название.   - Какие страны граничат с нашей страной? Запишите 2 названия.   - С какой буквы надо писать? (С большой). - Назовите и запишите столицу Казахстана.  (Астана). - Что вы знаете об Астане? (устные ответы детей). – Кто управляет нашей страной, находясь в Астане? (Президент Н. – В это воскресение 1 декабря наша страна будет отмечать новый праздник «День первого президента Республики Казахстан». За 20 лет независимого государства наша республика во главе с президентом Н. А. Назарбаевым добилась больших успехов. Народ любит своего президента и доверяет ему.

Выполнение общеразвивающих и танцевальных движений под музыку «Мой Казахстан».
Б) Работа по учебнику. (с. 98) Выполнение упр. 266. - Найдите и выпишите географические названия. Подчеркните большую букву в словах. – Почему вы некоторые слова написали с большой буквы?
8. Закрепление.
А) Самостоятельная работа. - Итак, задания по вариантам: 1-в. – найти на карте и записать через запятую названия 4 городов; 2-в. – найти на карте и записать через запятую названия 4 рек.
Взаимопроверка.
Б) Работа в парах. Составление кластера.
- Сейчас вы будете работать в парах. Вспомните правила работы в паре:
- при разговоре смотри на собеседника;
- тихо говори в паре;
- называй товарища по имени;
- внимательно слушай ответ товарища;
- дополняй и оценивай.
- Какие слова пишутся с большой буквы? (имена собственные). – Какие слова относятся к именам собственным? (Фамилии, имена людей, клички животных, географические названия). - Составьте кластер на данное правило.

9. Итог урока. Рефлексия.
– Что относится к географическим названиям? – Как их следует писать? – Сегодня на уроке мы узнали много названий имён собственных, связанных с нашей страной. 
- С помощью карточки веселого и грустного смайлика покажите, как вы усвоили правило написания имен собственных. - За что бы ты себя похвалил на уроке? - Всем спасибо за сотрудничество на уроке!
Инструктаж домашнего задания:
- Подпишите конверт.
Куда:
страна________
область _______
город _______
адрес____________
Кому:
фамилия_________
имя_____________
отчество_________

- В заключении послушайте стихотворение (наизусть читает ученик)
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Список литературы.
1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. М., 2002.
2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М., 2002.
3. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Ростов на Дону, 2004.
4. Мукажанова Р. А., Омарова Г.А. «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции содержания и методов. Алматы, 2013.
5. Научно-методический журнал “Начальная школа”, №8 2009 г.
6. Рамзаева Т.Г. Программа для общеобразовательных учреждений. М., 2007.
7. Рамзаева Т.Г. Учебник “Русский язык” 2 класс.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
9. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М., 2004.
10. Электронный ресурс

Категория: Русский язык Мансумова Марина Анатольевна |
Просмотров: 1498 | Загрузок: 617
Всего комментариев: 0
avatar