Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Русский язык [ Добавить материал ]


Правописание сложных прилагательных
03.11.2015, 21:53

Дата: 21. 10. 15г. Класс: 8 а
Провела учительница русского языка и литературы школы-лицея№249 кента Айтеке би Казалинского района Кызылординской области Адильбаева Саида Сафарбаевна

Тема:

Правописание сложных прилагательных

Цель:

учащиеся смогут познакомиться с основными случаями слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
смогут находить и объяснять все типы написания; применять правила разных типов орфограмм; закрепить умения определять способы словообразования;
Ожидаемые результаты:
учащиеся познакомились с основными случаями слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
нашли и объяснили все типы написания; применили правила разных типов орфограмм; закрепили умения определять способы словообразования;
Методы обучения: вопросно-ответный метoд, беседа, рассказ, использование ИКТ.
Формы обучения: самостоятельная,коллективная, групповая,парная
Ресурсы, оборудование Учебное пособие,смайлики, мяч, маркеры, дидактические материалы,бумажные полоски с заданиями, лист самооценивания
Ход урока:
Этап Деятельность учителя Деятельность ученика Время
І. Оргмомент

Приветствие
Позитивный настрой к уроку "Добрый мяч" 2мин
ІІ.Вводная часть
Стратегия "Ромашка" (вопросно-ответная разминка;отвечают "да", "нет")
Деление на группы: Цвет (красный. оранжевый, жёлтый,зелёный,голубой, синий, фиолетовый);
Вкус(сладкий, горький, вкусный, соленый,кислый, острый,вяжущий)
Отвечают на вопросы
3мин

1мин
ІІІ.Введение в тему урока

А)вступительная беседа

-Ребята, буквально вчера я прочитала в журнале "Юный натуралист"интересную заметку про светлячков. И узнала,что в Бразилии и Уругвае водятся красновато- коричневые светлячки с рядами ярко-зелёных огоньков вдоль туловища и ярко-красной лампочкой на голове.
Во время испанско-американской войны делались операции при свете таких светлячков,собранных в бутылки. (фото светлячка на экране)

Б) мозговой штурм

-Посмотрите на этот текст (на экране)
В Бразилии и Уругвае водятся красновато- коричневые светлячки с рядами ярко-зелёных огоньков вдоль туловища и ярко-красной лампочкой на голове.
Во время испанско-американской войны делались операции при свете таких светлячков,собранных в бутылки.
- О чем этот текст? Про кого? (о светлячках)
Какие они? Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета
красновато- коричневые
ярко-зелёных
ярко-красной
испанско-американской
-В чем особенность этих прилагательных? (Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис.)
В)Сообщение цели урока
-Кто догадался ,о чём мы с вами сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.
( правописании сложных прилагательных)
Попробуйте определить цели урока
-Правильно, сегодня, ребята, мы с вами узнаем как пишутся сложные прилагательные, будем находить их в текстах, различать слитное и раздельное написание сложных прилагательных.
-Откройте тетради ,запишите число и тему урока.
Знакомство с критериями оценивания (слайд), с листом самооценивания
Я могу уверен не совсем уверен сомневаюсь
1.определить сложное прилагательное в тексте
2.объяснить способы образования сложных прилагательных
3. без ошибок писать изученные сложные прилагательные
4. составляет предложения со сложными прилагательными
5. образовать сложное прилагательное

Г)Введение в тему урока
-Послушайте шуточное стихотворение, найдите в нём сложные прилагательные и объясните их правописание.
Тёмно-русый паренёк
Шел на северо-восток
Так он к вечеру устал,
Что лимонно-желтым стал,
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок
В школе скажет педагог:
«Этот парень – голова!»
Ребята выписывают: темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.
(Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как прилагательное).
Объяснение детей:
Темно-русый – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
Лимонно-желтым – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
Какой частью речи является северо-восток?
Рассуждение учеников:
Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное – северо-восточный, которое будет писаться через дефис.
1.Запись на экране
На экране дано слово горько-соленый, учитель задает вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?
Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов, между которыми можно вставить союз и горький и соленый, поэтому данное прилагательное пишется через дефис.
-А как пишется слово железнодорожный? Как вы объсните правописание этого слова? (это сложное прилагательное, которое состоит из двух корней, образованы на основе словосочетания: железная дорога)
-Какой же вывод можно из этого сделать? 2.Сформулируйте правило.
Сложные прилагательные пишутся через дефис, если они обозначают оттенки цветов: ярко-красный, тёмно-зелёный; образованы от сложных существительных :юго-запад - юго-западная (граница);образованы путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И:испанско -американская (война испанская и американская)
Д) практическая часть
Стратегия "Башня идей"(взаимопроверка)
Задание №1: Как образовались выделенные прилагательные, как они пишутся и в какие ячейки их следует отправить?
Лесо*парковая зона, разно*цветные флаги,
музыкально*развлекательная передача, северо*восточное направление.
(на экране)
Слитно Через дефис
лесопарковая (лесопарк) северо-восточное (северо-восток)
разноцветные (разные цвета) музыкально-развлекательная (музыкальная и развлекательная)

3.Группова работа
-Из данного текста найдите и выпишите:
1гр.-сложные прилагательные,которые пишутся слитно
2гр.-сложные прилагательные.которые пишутся через дефис
Юго-западный ветер гнал сине-зелёные волны. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек в тёмно-зелёном водонепроницаемом плаще и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело-розовые облака.
-Объясните их правописание. Проверим. (на экране)

Слитно Через дефис
рыболовецкое судно
седобородый человек
водонепроницаемый плащ
трехмачтовый бриг юго-западный ветер
сине-зелёные волны
тёмно-серый плащ
бело-розовые облака
Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных?
(Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное:)
– Как образуются сложные имена прилагательные? от сложных прилагательных:
юго-западный (юго-запад).
Прилагательное рыболовецкое образовалось не от
сложного существительного рыболов, а из словосочетания ловец рыбы.
Так же образовались: водонепроницаемый
(непроницаемый (чем?) водой),
седобородый (борода (какая?) седая),трёхмачтовый (три (чего?) мачты – числительное три требует формы родительного падежа от существительного мачты).
Прилагательное, которые образовались из словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно.
4.Парная работа
1пара.От данных слов образуйте сложные прилагательные.
(тёмно)коричневый костюм, (светло)зелёная кофточка, (синеватый)голубое небо, продукты мясные и молочные, кусты плодовые и ягодные.
2пара.К данным сложным прилагательным подберите существительные.
Голубоглазый ... , железнодорожная ..., черноглазые ..., пятикилометровая ...,семнадцатилетняя ..., тёмно-вишнёвый...
3 пара.Прочитайте текст.Найдите и подчеркните сложные прилагательные.
Воздушный транспорт.
Трудно сейчас представить себе жизнь без летающих машин. Ведь они не только перевозят пассажиров.
Вот в самолёт с красным крестом вносят носилки с больным. Это воздушная санавиационная служба.
А вот низко над полем летит двукрылая машина. За ней густое светло- голубое облако. Это самолёт сельскохозяйственной авиации уничтожает вредителей растений.

4 пара. Разберите данные сложные прилагательные по составу. Составьте и запишите одно предложение.
Белоснежный, низкорослый, светлоокий.
5пара.С данными словами составьте и запишите предложения.
1. на,выбегаем, и , улицу,мы, реке,к,спускаемся.
2. цветении,в, весь,бело-розовом,сад.
3. прохлодно-свежим,как,утром,дышится,легко.
6пара. К прилагательным из правого столбика подберите существительные из второго столбика,согласуйте их в роде,числе,падеже.
Физико-математический девочка
Плодово-ягодный попугай
Остроносый мифы
Древнегреческие факультет
Шестилетняя компот
7 пара. Подбери к существительным сложные прилагательные.
....словарь, .... цвет, .... вкус, ... платье.
5.Взаимопроверка (оценивание смайликами)






Отвечают на вопросы

называют тему урока

записывают

Находят сложные прилагательные

отвечают на вопрсы

читают правило

Образуют сложные прилагательные

работают в группе

Объясняют свой выбор

отвечают на вопросы

работают в паре

проверяют, оценивают 1мин

2мин

1мин

1мин

5мин

3мин

2мин

3мин

3мин

2мин



5мин



2мин

ІІІ.Закрепление

-Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно:
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.
Железнодорожный < железная дорога
Через дефис пишутся сложные прилагательные:
обозначают оттенки цветов: жёлто-синий
образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный< юго-запад
Слово образовано от сочетания независимых слов: садово-огородный< сад и огород.
6.Самостоятельная работа (тест)
Образуй сложные прилагательные :
Имя:
(железная дорога) мост (десять лет) мальчик
(белое и розовое) облако (российское и казахстанское) сотрудничество
(чёрные глаза) ученица (кислый и сладкий) сок


отвечают на вопросы

Индивид.
работают 2мин

3мин
ІV.Рефлексия

Сдайте мне листы самооценивания, которых я раздала вам в начале урока. Рефлексивные листы заполняют листы 1мин
V.Обратная связь Салфетки 2мин
V.Домашнее задание
Стр.54 упр.8 + правило


Записывают в дневник 1мин
VІ.Оценивание

Самооценивание урока (используйте это пространство для того, чтобы записывать свои комментарии по ходу урока. Что было положительного/ отрицательного?)

Формативное оценивание
Суммативное оценивание Получают смайлики
Выставление оценок в дневник

Категория: Русский язык Адильбаева Саида Сафарбаевна |
Просмотров: 1148 | Загрузок: 573
Всего комментариев: 0
avatar