Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Химия [ Добавить материал ]


Урок по теме: «Растворы. Электролитическая диссоциация». ( Тематический контроль в форме игры)
06.01.2015, 14:56
Урок по теме: «Растворы. Электролитическая диссоциация».
( Тематический контроль в форме игры)

Цели урока: - Проверить прочность, провести корректировку и учет знаний по изученной теме, закрепить умение писать ионно-молекулярные уравнения, решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества»;
- способствовать формированию научного мировоззрения;
- формировать языковую компетентность (монолог, диалог, умение пользоваться современной химической терминологией); социальную компетентность и толерантность:
- продолжить развитие умений проводить самоанализ и контроль;
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать навыки математической культуры (решение расчетных задач), развивать навыки проведения и анализа эксперимент (умение наблюдать, анализировать, делать выводы).
Оборудование: таблица растворимости, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, карточки – задания.
Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений.

Методы и приемы: диалог, проблемные задания, упражнения, метод познавательной игры, взаимооценивание.

Форма работы: групповая
(Класс делится на команды, во главе каждой капитан.)

«Силу уму придают упражнения.
а не покой».
(А.Поп)
Ход урока.

I. Организационный момент. (3мин)

• Психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
• - Я в школе на уроке,
• - Сейчас я начну учиться.
• - Я радуюсь этому.
• - Внимание моё растёт.
• - Я как разведчик, всё замечу.
• - Память моя крепка.
• - Голова мыслит ясно.
• - Я хочу учиться.
• - Я очень хочу учиться.
• - Я готов к работе.
• - Я работаю!
Перед уроком предлагаю выбрать один из 3-х предложенных цветов, отражающих настроение обучающегося на доске они вывешивают эти цвета в форме цветка(подписывают имена)
1. Желтый – «у меня хорошее настроение, хочу получить «5»»;
2. Малиновый– «у меня хорошее настроение, мне все равно, что получу»;
3. Зеленый – «у меня плохое настроение, все равно получу «2»».
Тоже самое обучающиеся делают после урока:
4. Желтый – «у меня отличное настроение, я справился с заданиями»;
5. Малиновый – «у меня хорошее настроение, я справился с большинством заданий»;
6. Зеленый – «у меня плохое настроение, я не выполнил ни одного задания».

• Чудесный день!
• И настроение чудесное- подстать.
• Так разрешите мне урок с улыбки к вам начать.
1. В течение нескольких уроков мы познакомились с одной из величайших теорий, на которую опирается химическая наука – это теория электролитической диссоциации. Эта теория широко применяется для объяснения многообразных физических и химических явлений в растворах, установления между ними тесной связи. Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Александра Попа «Силу уму придают упражнения, а не покой». Вот сегодня мы и покажем свои знания по теме и поупражняем свой ум выполнением различных заданий.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспедицию по островам королевства Диссоциации и будем покорять вершины. Нам предстоит впереди большая исследовательская работа и поэтому необходимо определить, все ли готовы к данному путешествию
Деление на 3 команды(деление происходит по выбору карточек «Теоретики», «Практики», « Экспериментаторы»(2мин)
2.Представление команд
На столах команд –лепестки, различающиеся по цвету по количеству участников, которые выкладываются каждым учеником в будущий цветок команды при правильном выполнении задания и формируется цветик- разноцветик знаний команды.
3.Объяснение правил работы.

Этапы игры

1 этап « Дальше ,дальше…»(по 1минуту каждой группе= 3мин)(каждый правильный 1балл)

2 этап «Собери рюкзак» (3мин)

3 этап «Ромашка»(5мин)
4 этап «Третий лишний»(5мин)

5 этап «СИНКВЕЙН»(5 мин)
6 этап «Ларец знаний»(5мин)
7 этап «Криминальное агентство»(5мин)
7 этап «Мы вместе-сила!»(5мин)

1 этап « Дальше ,дальше…» «Только знания, доведенные до автоматизма,легко применять на практике» (вопросы задаются команде по очереди каждому ученику. при неправильном ответе – право получить дополнительный балл получит другая команда).
Теоретики
1. Основоположник теории электролитической диссоциации (Аррениус).
2. Процесс распада электролита на ионы называется…(Электролитическая диссоциация).
3. Вещества растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называются (электролитами)
4. кристаллизационная вода называются (кристаллогидраты)
5. Положительно заряженные ионы называются …(катионы)
6. отрицательно заряженные ионы называются…(анионы)(ПРАКТИКИ)
7. При диссоциации, каких веществ образуются ионы водорода?(кислоты)
8. При диссоциации щелочей образуются ионы( металла и гидроксогруппы)
9. Однородные смеси веществ называются (растворами)
10. Компонентами раствора являются (растворитель и растворенное вещество)
«Экспериментаторы»
11. Свойство вещества образовывать с другими веществами растворы называется (растворимостью)
12. При увеличение температуры растворимость большинства твердых веществ (увеличивается)
13. Оксиды, нерастворимые вещества, органические соединения это (неэлектролиты).
14. Электролиты, которые при диссоциации в водных растворах или расплавах образуют только катионы водорода, называются ( кислоты)
15. Реакции ионного обмена протекают до конца, если (выпадает осадок, выделяется газ, образуется малодиссоциирующее в-во)
II этап Собери рюкзак

Из предложенных формул нужно выбрать: NaCl, H2S4,CuO, спирт,HNO3,
H2SiO3,C6H12O6, Al2O3, Ba(OH)2,

1 группа “теоретики” - формулы электролитов( хлорид натрия,сероводородная кислота ,азотная кислота,кремниевая кислота,гидроксид бария)

2 группа “практики” - формулы неэлектролитов( оксид меди,спирт,глюкоза,оксид алюминия)

3 группа “экспериментаторы” - формулы слабых электролитов(сероводородная кислота,кремниевая кислота)



3 этап «Ромашка» (командам раздаются карточки – задания. )( АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА)(3 мин. На работу,4мин на остановки ,анализ 2мин,защита 2 мин)

1. Впишите катионы и анионы и составьте формулы веществ, которые, соответственно, с центральным анионом образуют электролиты, а с центральным катионом – неэлектролиты..

4 этап «Третий лишний» (3мин)«Гораздо труднее увидеть проблему,
чем решить её» Бернар. Определить признак отличия и найти «лишнее» вещество
№ 1 AlCl3; KOH; BaSO4 (теоритики)
№2 CuSO4; CaCO3; HCl (практики)
№ 3 NaOH CuCl2 Ba(OH)2 (экспериментаторы)
Написать э/диссоц этого вещества(лишнего)
5ЭТАП. Составить СИНКВЕЙН со словами КИСЛОТА СОЛЬ И ОСНОВАНИЕ(3мин на составление,2 мин на чтение)
Соли.( теоретики)
2. Кислые, средние, основные.
3.Растворяются, обмениваются, разлагаются.
4.Без них нельзя обойтись
5. Химические вещества.
Кислоты (практики)
Кислота
Органическая, неорганическая
Окисляет, растворяет, взаимодействует
Состоит из атомов водорода и кислотного остатка.
Сложное вещество!
Основания( экспериментаторы)
растворимые и нерастворимые
состоят, взаимодействуют, получают
основной класс химических соединений
гидроксиды
6 этап «Ларец знаний» «Ум заключается не только в знании,
но и в умении применять знания на деле» Аристотель.(индивидуальная работа)
Учащиеся вынимают из « мешка» карточки для индивидуальной работы по написанию уравнений реакций ионного обмена
7 экспериментальный этап «Криминальное агентство» (групповая работа)
«Все это просто химические реакции? Вы, видно , шутите , Холмс?»
А. Конан Дойль
(учащимся раздаются карточка- задание )(3 мин)
Дело №Х
В кабинете химии учитель заранее написал уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Ночью злостные хулиганы с целью сорвать урок проникли в кабинет и стерли почти все. Вот что осталось: Cu+2 + 2OH- = Cu(OH)2 восстановите запись учителя. Докажите опытным путем свое решение.
CuCl2+2NaOH--- Cu(OH)2+2NaCl
7 этап «Мы вместе-сила!» « Больше науки-умнее руки!» Записана правая часть уравнения.
1-й участник его продолжает.
2-й расставляет коэффициенты.
3-й пишет полное ионное уравнение.
4-й сокращенное ионное уравнение.
5-й комментирует и называет признак реакции ионного обмена.
K2SO4 + BaCl2 =(теоретики)

НNO3+NaOH= (практики)

K 2S+Рв(NO3)2=(экпериментаторы)
II. Домашнее задание
III. Учитель. Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».
IV. Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправляетесь на поиски:
V. SО3 + H2O —> А;
VI. СаО + H2O —> В;
VII. А + В —> С.
VIII. О ходе вашего путешествия и поисков напишите или нарисуйте (в виде какой-нибудь творческой работы), а на следующем уроке мы подведем итоги ваших работ.
IX. 8. Заключение и критерии выставления итоговой оценки
X. Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?
XI. (Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)
XII. Критерии оценивания группового задания

1 2 3 4
Понимание задания Я не понял задание У меня есть серьезные пробелы в понимании задания В целом я понял задание, однако некоторые его детали остались для меня непонятными. Я хорошо понял задание и связанный с ним учебный материал.
Выполнение задания Я не выполнил задание Я выполнил лишь небольшую часть задания Я выполнил большую часть задания. Я полностью и качественно выполнил все задание.
Результаты Я не закончил исследование и не могу сообщить о его результатах. Я лишь частично провел исследование и могу лишь не полностью сообщить о его результатах. Я в основном провел свое исследование и могу сообщить о его результатах. Я полностью провел свое исследование, получил интересные результаты и могу рассказать о них.
Работа в команде Нам не удалось работать как единая команда. Не все участвовали в групповой работе. Нам удавалось работать в команде лишь иногда. Не все внесли равный вклад. Нам удавалось работать в команде. Мы старались работать вместе, хоть это нам и не всегда удавалось. Мы работали продуктивно. Все старались внести равный вклад в общий успех.
Решение проблем Одни из нас работали хорошо, другие – нет. Решать проблемы в группе у нас не получалось. Наша работа в команде не была достаточно продуктивной. Мы, как правило, работали вместе над возникающими проблемами. Мы успешно решили возникавшие проблемы.

При этом мы работали как одна команда.

В конце урока ученики выращивают цветок по полученным своим знаниям
Перед уроком предлагаю выбрать один из 3-х предложенных цветов, отражающих настроение обучающегося:
4. Желтый – «у меня хорошее настроение, хочу получить «5»»;
5. Малиновый– «у меня хорошее настроение, мне все равно, что получу»;
6. Зеленый – «у меня плохое настроение, все равно получу «2»».
Тоже самое обучающиеся делают после урока:
7. Желтый – «у меня отличное настроение, я справился с заданиями»;
8. Малиновый – «у меня хорошее настроение, я справился с большинством заданий»;
9. Зеленый – «у меня плохое настроение, я не выполнил ни одного задания».

Прекрасный день!
Урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец!
Категория: Химия Джанабаева Найля Алмасбековна |
Просмотров: 953 | Загрузок: 606
Всего комментариев: 0
avatar