Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Химия [ Добавить материал ]


Открытый урок 9 класс "Алюминий и его соединение"
01.02.2015, 20:55

Дата Предмет химия Класс 9 Урок 36(4)

Название занятия Алюминий и его соединения.
Демонстрации №3 (3.2)
Лабораторный опыт №5
Общие цели Цели:
Обучающая: Усвоение новых знаний по теме «Алюминий и его соединения»
Знать строение атома алюминия.
Знать физические и химические свойства алюминия и его соединений
Уметь давать характеристику алюминия как химического элемента и простого вещества.
Уметь записывать уравнения химических реакций, доказывающие химические свойства алюминия и его соединений в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде.
Развивающая: Развивать способность сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Воспитывающая: Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Результат обучения Знают строение атома алюминия.
Знают физические и химические свойства алюминия
Знают свойства соединений алюминия
Умеют давать характеристику алюминия как химического элемента и простого вещества.
Умеют записывать уравнения химических реакций, доказывающие химические свойства алюминия и его соединений в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде.
Ключевые идеи Алюминий. Строение атома. Распространение в природе. Природные соединения. Физические и химические свойства. Соединения алюминия (оксид алюминия и гидроксид алюминия)
Источники Учебник химии 9 класса § 35, 36
Нугуманов И. Р. Жумадилова методическое руководство
9 класс, стр.87
Материалы и оборудование Тестовое задание. Компьютер, проектор. Электронная презентация «Алюминий и его соединения». Многокомпонентное задание. Видеосюжеты химические свойства алюминия, оксида и гидроксида алюминия.
Ход занятия

Этапы проведения занятия Время –
Действия учителя и действия учеников
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
1 мин.

1 мин. Подготовка к уроку. Распределение учащихся на группы (по 5 человек). Распределение ролей (на столах карточки инструкции). Приветствие.
Мы продолжаем изучение нового раздела неорганической химии «Металлы» (20 часов).
3. Актуализация
Прием КМ
Стихотворение загадка
«Ассоциация»
1 мин.

2 мин

1мин Стадия вызова
Отгадайте загадку.
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока-
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я …
(алюминий)
Тема урока «Алюминий и его соединения»
Какую ассоциацию у вас вызывает слово «Алюминий»?
Учащиеся помещают ассоциации в колбу «идей и понятий»
Какие задачи, исходя из темы, вы должны решить на уроке?
1. Знакомство с планом характеристикой элемента алюминия
2. Нахождение в природе
3. Физические свойства алюминия
4. Химические свойства алюминия
5. Получение и применение алюминия
6. Соединения алюминия.
4. Формирование новых понятий и способов действия
Составление таблицы ЗХУ 25 мин.

Заполнение 1 и 2 колонки 5 мин

Чтение текста 10 мин

Заполнение 3 колонки 10 мин

Стадия осмысления.
Сегодня мы вместе заполняем таблицу ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал). Помогите мне заполнить 1 колонку этой таблицы.
1. Начертите таблицу на развернутом листе тетради.
2. Заполнение колонки знаю по плану урока. Поделитесь друг с другом в течение 1 минуты.
Учитель спрашивает каждого ученика, что они знают об алюминии. Дается время на обсуждение. Ученик 1 записывает на доске в колонку таблицы все, что предлагают одноклассники. Ученики в группе стараются помочь друг другу.
3. Мы много знаем об алюминии. Но хотелось знать больше. Совместное заполнение 2 колонки. Вопросы, которые учащиеся хотели бы узнать в процессе изучения темы урока. Обсуждение в группах, учащиеся выбирают наиболее интересующие их вопросы. Группы диктуют свои вопросы.
4. Чтобы ответить на вопросы поставленные учениками предлагается прочитать текст «Алюминий и его соединения» и самостоятельно заполнить 3 колонку таблицы.
5. Встретили ли вы информацию, по которой вы не ставили вопросы перед прочтением текста? Попробуйте найти эту информацию и записать в таблицу «Узнал»
6. Отметьте все вопросы, на которые не найдены ответы в тексте. Обсудите, где учащиеся могут найти ответы. Дайте задание на следующий урок.
Примерный текст
Главную подгруппу III группы периодической системы со-ставляют бор (В),алюминий (Аl), галлий (Ga), индий (In) и таллий (Тl).
1. Положение алюминия в таблице Д. И. Менделеева. Строение атома, проявляемые степени окисления.
Элемент алюминий расположен в III группе, главной «А» подгруппе, 3 периоде периодической системы, порядковый номер №13, относительная атомная масса Ar(Al) = 27. Его соседом слева в таблице является магний – типичный металл, а справа – кремний – уже неметалл. Следовательно, алюминий должен проявлять свойства некоторого промежуточного характера и его соединения являются амфотерными.
Al +13 )2)8)3 , p – элемент,
Основное состояние
1s22s22p63s23p1
Возбуждённое состояние
1s22s22p63s13p2
Алюминий проявляет в соединениях степень окисления +3:
Al0 – 3 e- → Al+3
2. Физические свойства
Алюминий в свободном виде — се¬ребристо-белый металл, обладающий высокой тепло- и электро¬проводностью. Температура плавления 650 оС. Алюминий имеет невысокую плотность (2,7 г/см3) — при¬мерно втрое меньше, чем у железа или меди, и одновременно — это прочный металл.
3. Нахождение в природе
По распространённости в природе занимает 1-е среди металлов и 3-е место среди элементов, уступая только кислороду и кремнию. Процент содержания алюминия в земной коре по данным различных исследователей составляет от 7,45 до 8,14 % от массы земной коры.
В природе алюминий встречается только в соединениях (минералах).
Некоторые из них:
• Бокситы — Al2O3 • H2O (с примесями SiO2, Fe2O3, CaCO3)
• Нефелины — KNa3[AlSiO4]4
• Алуниты — KAl(SO4)2 • 2Al(OH)3
• Глинозёмы (смеси каолинов с песком SiO2, известняком CaCO3, магнезитом MgCO3)

4. Химические свойства алюминия и его соединений
Алюминий легко взаимодействует с кислородом при обычных условиях и покрыт оксидной пленкой (она придает матовый вид).
I. Взаимодействие с простыми веществами
Алюминий уже при комнатной температуре активно реагирует со всеми галогенами, образуя галогениды. При нагревании он взаимодействует с серой (200 °С), азотом (800 °С), фосфором (500 °С) и углеродом (2000 °С), с йодом в присутствии катализатора - воды:
2Аl + 3S = Аl2S3 (сульфид алюминия),
2Аl + N2 = 2АlN (нитрид алюминия),
Аl + Р = АlР (фосфид алюминия),
4Аl + 3С = Аl4С3 (карбид алюминия).
2 Аl + 3 I2 = 2 AlI3 (йодид алюминия)
Все эти соединения полностью гидролизуются с образованием гидроксида алюминия и, соответственно, сероводорода, аммиака, фосфина и метана:
Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S¬
Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3+ 3CH4¬
В виде стружек или порошка он ярко горит на воздухе, выде¬ляя большое количество теплоты:
4Аl + 3O2 = 2Аl2О3 + 1676 кДж.
II. Взаимодействие со сложными веществами

Взаимодействие с водой:
2 Al + 6 H2O = 2 Al (OH)3 + 3 H2 без оксидной пленки
Взаимодействие с оксидами металлов:
Алюминий – хороший восстановитель, так как является одним из активных металлов. Стоит в ряду активности сразу после щелочно-земельных металлов. Поэтому восстанавливает металлы из их оксидов. Такая реакция – алюмотермия – используется для получения чистых редких металлов, например таких, как вольфрам, ваннадий и др.
3 Fe3O4 + 8 Al = 4 Al2O3 + 9 Fe +Q
Термитная смесь Fe3O4 и Al (порошок) –используется ещё и в термитной сварке.
Сr2О3 + 2Аl = 2Сr + Аl2О3
Взаимодействие с кислотами:
С раствором серной кислоты: 2 Al + 3 H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3 H2
С холодными концентрированными серной и азотной не реагирует (пассивирует). Поэтому азотную кислоту перевозят в алюминиевых цистернах. При нагревании алюминий способен восстанавливать эти кислоты без выделения водорода:
2Аl + 6Н2SО4(конц) = Аl2(SО4)3 + 3SО2 + 6Н2О,
Аl + 6НNO3(конц) = Аl(NO3)3 + 3NO2 + 3Н2О.
Взаимодействие со щелочами.
2 Al + 2 NaOH + 6 H2O = 2 NaAl(OH)4 + 3 H2
Соединения алюминия
Al2O3 – твердое вещество белого цвета, тугоплавкое. Не реагирует с водой и не растворяется.
Типичный амфотерный оксид, поэтому реагирует с кислотами и щелочами.
Al2O3 + 6 HCl = 2 AlCl3 + 3 H2O
При сплавлении образуется метаалюминат натрия:
Al2O3 (тв)+ 2 NaOH (тв) t→ 2 NaAlO2 + H2O,
В растворе щёлочи образуется тетрагидроксоалюминат натрия:
Al2O3 + 2 NaOH + 3 H2O = 2NaAl(OH)4
Алюминаты неустойчивы и даже при слабом подкислении разрушаются:
Na[Al(OH)4] + CO2 = Al(OH)3 + NaHCO3
Al(OH)3 – белое вещество, нерастворимое в воде, амфотерный гидроксид.
Получают косвенно реакцией обмена между солью алюминия и щелочью:
AlCl3 + 3NaOH (по каплям)= Al(OH)3 ↓ + 3 NaCl
Взаимодействует с кислотами и щелочами.
Al(OH)3 + 3 HCl = AlCl3 + 3 H2O
В растворе: Al(OH)3 + NaOH(избыток) = NaAl(OH)4
или Al(OH)3 + 3 NaOH = Na3Al(OH)6
В расплавах: Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O
5.Физкультминутка

6. Применение. Формирование умений и навыков. 2 мин.
5 мин.

4 мин Выполнение физических упражнений под музыку.
Стадия рефлексии
1. Выполнение лабораторного опыта «Получение гидроксида алюминия и опыты с ним»
Стр. 186 . Оформите отчёт в виде таблицы
Цель:
Оборудование:
Реактивы:
Ход работы:
Название опыта Что делали? Что наблюдали? Уравнение реакции
1. Взаимодействие с кислотами
2. Взаимодействие со щелочами
Вывод:

2. Электронный тест - тренажер
ОдО и СО 1 мин. Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку.
Объявление результатов формативного оценивания.
7. Информация о домашнем задании. 1мин. Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию.
Учебник 9 класса § 35, 36
Рабочая тетрадь тема 4 упр. 44,51,52 стр.72-74
Подведение итога урока.
Рефлексия. 1 мин. Что нового вы узнали на уроке?
Что вызвало затруднение?
Как вы оцениваете работу своей группы.
Учитель дает оценку работе класса.
Свое впечатление о уроке учащиеся помещают на острова впечатлений

Категория: Химия | Добавил: Нина Константинова Нина Васильевна |
Просмотров: 2257 | Загрузок: 609
Всего комментариев: 0
avatar