Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Химия [ Добавить материал ]


Конспект урока химии 11 класс по теме "Арены. Бензол-представитель аренов"
23.12.2016, 08:53

Урок № 13 химия 11 класс.

Тема: Арены. Бензол- представитель аренов.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об аренах и их гомологах.
Задачи:
Образовательные:
• Сформировать знания учащихся о строении молекул бензола и толуола, химических свойствах аренов;
• Усвоить номенклатуру аренов, изомерию, способы получения;
• Рассмотреть генетическую связь между классами органических соединений;
• Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций с участием органических веществ;
• Сформировать умения сравнивать свойства веществ и находить причины сходства и различия.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление учащихся;
• Развивать умения излагать и доказывать своё мнение;
• Развивать кратко и связно излагать материал;
• Развивать умения работать с дополнительной литературой и интернет ресурсами.
Воспитательные:
• Воспитывать стремление к повышению качества знаний;
• Развивать нестандартное мышление;
• Показать значимость естественнонаучной функциональной грамотности для современного человека.
Методы ведения урока:
• Словесные (беседа, объяснение, рассказ).
• Наглядные (компьютерная презентация, плакат по строению ароматических углеводородов).
• Практические (демонстрация опытов, проведение виртуальной лабораторной работы в электронном издании "Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория"
• Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: мультимедийное оборудование кабинета химии.

Реализация замысла:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Организационный момент Приветствие учащимся, создание плодотворной, доброжелательной атмосферу, организация внимания. Приветствие учителю, подготовка к работе на уроке. 1 мин
Целеполагание, мотивация 1. Создание проблемной ситуации.
2. Решение задачи
см. приложение 1
3. Предлагает сформулировать тему и цели урока.
4. Записывает эти вопросы на доске. 1. Решают проблемное задание.
2. Формулируют тему и цели данного урока. 3-5 мин
Работа по группам 1. Предлагает разноуровневые задания группам.
2. Организует работу учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом, интернет ресурсом.
3. Оказывает помощь при затруднениях. 1. Формируют группы по своему уровню подготовки или заинтересованности.
2. Работают с текстом, дополнительным материалом, интернет ресурсом.
3. Делают записи в своих тетрадях. Готовят краткие ответы в виде опорной схемы или слайда.
4. Готовят виртуальную лабораторную работу

10-15 мин.
Индивидуальный защита по группам Организует индивидуальный опрос:
Группа « Строение»
Защищает 1 ученик от группы.
Группа «Свойства»
Защищает 3 ученика от группы
Группа «Значение»
Защищает 3 ученика от группы
Дают ответы у доски, Записывают опорные схемы, просматривают презентации. Проводят виртуальную лабораторную работу

5-7 мин
Фронтальный опрос по основным вопросам темы. Организует фронтальную беседу по вопросам:
1. Какие вещества называют аренами?
2. Назовите общую формулу аренов.
3. Назовите виды связей, участвующие в образовании молекул аренов.
4. Перечислите физические свойства бензола.
5. Перечислите химические свойства бензола.
6. Какие типы химических реакций идут легче у бензола? Почему?
7. Перечислите области применения бензола.
8. С помощью каких реактивов можно распознать бензол и толуол? Отвечают на вопросы. 5 мин
Интересные сведения

Предлагает заслушать сообщение, подготовленное учеником заранее: «Физиологическое действие бензола и его гомологов на живые организмы». Ученик выступает с сообщением, остальные слушают 2-3 мин
Рефлексия.
Поведение итогов Даёт характеристику деятельности учащихся на уроке. Выставляет и комментирует оценки. Учащиеся выполняют упражнение: «Закончите предложение….»
см. приложение 3
2-3 мин
Домашнее задание Даёт задание на дом: повторить параграф, предложить способы распознавания бензола, толуола, стирола. Записывают в дневник 1 мин

Приложение 1.

Выполните задание. Ответы запишите в столбик.

1)Какие углеводороды имеют общую формулу СnН2n+2 Алканы
2) Что получится при отрыве от углеводорода атома водорода? Радикал
3) Какой суффикс, используется в названиях органических веществ для указания наличия в их молекуле двойной связи Ен
4) Реакция взаимодействия органических веществ с азотной кислотой Нитрование
Ы

Задача
Майкл Фарадей в 1825 году открыл в светильном газе углеводород состава: С – 92,3%, а Н – 7,7%. Плотность его паров по воздуху составляет 2,69. Определите молекулярную формулу вещества?
Ответ: С6Н6

Приложение 2.

Работа по группам:

Группа «Состав и строение »

1. Определите состав, номенклатуру и изомерию аренов.
2. Изобразите электронное строение молекулы бензола. Объясните механизм образования сигма- связи и 6 пи- электронной системы.

Состав, номенклатура, изомерия
Общая формула: CnH2n-6
Все арены содержат в своем составе бензольное ядро.
Гомологический ряд аренов:
С6Н6 бензол
С6Н5СН3 Метилбензол (толуол)
С6Н5С2Н5 этилбензол


Кекуле в 1865 г. предложил
структурную формулу бензола.

Строение
Сочетание шести сигма-связей с единой п-системой называется ароматической связью. Цикл из шести атомов углерода, связанных ароматической связью, называется бензольным кольцом или бензольным ядро. По современным представлениям в молекуле бензола формируется особый тип связей – ароматический. Давайте рассмотрим, как такая связь образуется.
1) Атомы углерода находятся в состоянии sр2-гибридизации.
2) Между атомами углерода и углерода и водорода образуются сигма-связи, лежащие в одной плоскости (работа с рисунком)
Схема образования ϭ- связи


3) Валентный угол – 120º
4) Длина связи С-С 0,140нм
5) За счет негибридных р-электронных облаков в молекуле бензола перпендикулярно плоскости образования сигма-связей образуется единая п-электронная система, состоящая из 6р-электронов и общая для всех атомов углерода (работа с рисунками)
Схема образования π-связи


Исходя из этого, вытекает современная структурная формула бензола.

Группа «Свойства»
1.Опишите физические свойства бензола.
2. Опишите свойства бензола, сходные с предельными углеводородами. Почему бензол легче вступает в реакции замещения?
3. Опишите свойства бензола, сходные с непредельными углеводородами. Почему бензол труднее вступает в реакции присоединения?
4. Осуществите цепочку превращений:
гексан- бензол- нитробензол.

Физические свойства бензола

Бензол - бесцветная, нерастворимая
в воде жидкость со странным запахом. t°кип.=80,1°C При охлаждении превращается в белую масс
Бензол токсичен (вызывает заболевание крови – лейкемию).

Химические свойства бензола

Ядро бензола обладает значительной прочностью, поэтому ароматические углеводороды склонны к реакциям замещения . В этом их сходство с предельными углеводородами.
Группа работает с «Виртуальной лабораторией»
1. Горение:
2С6Н6 +15О2 12СО2 +6Н2О




2. Бромирование:
С6Н6 + Br2 C6H5Br + HBr



3. Нитрование:
С6Н6 + HNO3 C6H5NO2 + H2O



Бензол трудно вступает в реакции присоединения. Он присоединяет водород или хлор при сильном нагревании или под действием ультрафиолетовых лучей.
4. Хлорирование:

3C6H6 + 3Cl2 C6H6Cl6

5. Гидрирование



Группа «Значение»

1. Представьте себя директором химического завода. Перед вами поставили задачу наладить производство хлорбензола.
Какое сырьё вы для этого предложите?
Запишите цепочку химических превращений, необходимых для получения хлорбензола. Подтвердите её уравнениями реакций. Каковы условия протекания реакций?
2. На основе дополнительной литературы и интернет ресурсов определите способы получения бензола и его применение.

Получение бензола
Основные промышленные способы получения ароматических УВ:
1. сухая перегонка каменного угля (коксование);
2. нефтепереработка (путем перегонки) пиролиза (каталит. крекинга).
Синтетические способы получения:
1. Дегидрирование циклогексана:

2. Тримеризация ацетилена. /Зелинский в лаб. усл./

3. Ароматизация (дегидроциклизация) алканов:

4. Алкирование: (бензол + алкен в присут. кислоты) или хлорида не с галоген. производным


Применение бензола





Приложение 3
Работа с электронным изданием "Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория"



Приложение 4.

Рефлексия

«Закончите предложение….»
Самым интересным для меня было ...
Самым неинтересным для меня было ...
Вопросы, рассмотренные на занятии для меня ...
Я как практик хочу отметить ...
Самым скучным на занятии для меня было...
Мне не понравилось ...
Теперь бы я хотел ещё узнать о ....
Мне понравилось ...
Я научился...
Я был бы рад...

Учащиеся или сознательно выбирают любое предложение, или предложение им достаётся путём случайного выбора.

Категория: Химия | Добавил: gauzer1961 Гаузер Любовь Алексеевна |
Просмотров: 252 | Загрузок: 99
Всего комментариев: 0
avatar