Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Химия [ Добавить материал ]


Активизация познавательной деятельности учащихся через самостоятельные работы на уроках биологии и химии
20.11.2016, 20:08

Проблемная тема моей работы: «Активизация познавательной деятельности учащихся через самостоятельные работы на уроках биологии и химии».
Сегодня в обучении нужны такие методы, при которых увеличение знаний происходит с наименьшими трудозатратами и временем обучения.
Перед учителями, стоит задача - постоянно поддерживать интерес школьников к предмету, изучаемым разделам, темам, не только на занятиях, но и при подготовке к ним. Для решения этой задачи педагог вынужден искать методические приемы, которые стимулировали бы учащихся к самостоятельному приобретению знаний. Самостоятельная работа учащихся всегда очень актуальна. Эффективность обучения химии и биологии во многом зависит от организации и проведения самостоятельной работы по закреплению и проверке знаний учащихся. Практика показывает, что без систематического повторения и закрепления изученного материала невозможно добиться глубоких и прочных знаний. Чем чаще ученик участвует в выполнении различных видов самостоятельных работ и заданий, тем лучше он усваивает программный материал. Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интереса к изучаемому предмету. Важную роль при этом играют упражнения и задачи, которые выполняются на уроке и дома. Чем больше задач и упражнений будет иметь учитель по теме каждого урока, тем лучше он сможет организовать самостоятельную работу учащихся. Необходимо составлять и подбирать такие варианты, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход в обучении с учетом особенностей детей, характера их ошибок и сложности учебного материала. Самостоятельные работы могут быть:
по дидактической цели: обучающие и контролирующие;
по форме выполнения: устные и письменные;
по месту выполнения: классные и домашние;
по источнику и методу приобретения знаний: работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка сообщений, докладов, рефератов.
Систематически выполняя разнообразные задания, учащиеся активно включаются в учебный процесс. Они приобретают умения самостоятельно мыслить, устанавливать взаимосвязи между изучаемыми понятиями, овладевают определенными навыками самообразования.
Для проверки знаний учащихся и при организации самостоятельной работы в классе я использую тестовые задания с выбором ответа, а также различный дидактический материал.
Например:
 дидактическая карточка с решением расчетных задач по химическим формулам.
Задания I- вариант II- вариант III - вариант IV - вариант
Определите массу 5 моль воды 2 моль NaOH 0.5 моль CaO 0.3 моль BaCl2
Определите количество вещества 54г воды 120г кальция (Са) 470г оксид калия (К2О) 470г оксида натрия (Na2О)
Рассчитайте массовую долю меди в оксиде меди (CuO) железа в оксиде железа (FeO) магния в оксиде магния (MgO) Натрия в оксиде натрия (Na2O)

 Среди перечисленных признаков выберите те, которые относятся к семействам:
A. Крестоцветные.
Б. Розоцветные.
B. Бобовые.
Г. Пасленовые. Д. Сложноцветные.
1. Плод стручок или стручочек.
2. Формула цветка Ч (5) Л 1+2+(2) T (9)+1 П1
3. Соцветие кисть, щиток или простой зонтик.
4. Плод ягода или коробочка.
5. Соцветие корзинка.
6. Плод костянка или яблоко.
7. На корнях образуются клубеньки.
8. Формула цветка *Ч 4 Л4 Т 4+2 П1
9. Большинство растений (или их части) являются ядовитыми.

10. Имеется несколько типов цветков в пределах одного соцветия.
11. Стебель и листья покрыты железистыми волосками.
12. Плод семянка.
13. Плод боб.
14. Многие из видов образуют корнеплоды.
15. Встречается сборный плод многокостянка.
Дидактический материал представляет собой определенное число одинаковых карточек. Каждая содержит все варианты тренировочных заданий. Получив карточку, ученик узнает из нее номер своего варианта и просматривает соответствующий перечень записей. При организации самостоятельной работы с дидактическим материалом учитель не произносит лишних слов и не комментирует ответы учащихся, а в основном направляет деятельность учащихся, которые отвечают по заданию вслух или думают «про себя», имея при этом возможность, осуществлять самоконтроль, сравнивая свой ответ с тем, что говорит товарищ.
Достичь глубоких и прочных знаний учащихся мне помогают современные элементы образовательных технологий, такие как игровые технологии, технология развивающего обучения, проблемные технология, технология дифференцированного обучения.
Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально-комфортной атмосферы, развивать положительную мотивация учения.
Например, одним из элементов технологии на моих уроках химии является использование химического тренажера, который позволяет применять предметные знания и умения, развивать навыки использования химической номенклатуры, классификации, основных химических понятий. Наиболее эффективно его применение при изучении основных классов неорганической и органической химии, а также при изучении позвоночных животных. Применение химического тренажера развивает у ребят умение осуществлять само- и взаимоконтроль, формировать адекватную самооценку.

№ I II III IV
1. CuO Na2О Cu(OH)2 K3P04
2. Fe(OH)3 КОН СО2 H2О
3. N205 Mg(OH)2 Na20 HNО3
4. FeS04
H2S04 H3PO4 Zn3(P04)2
5. H3PO4 Ag2О Ca(N03)2 ZnO
6. BaS04 CaSО4 HNO3 MgSО4
7. MgO
HCl н2о P2O5
8. Ca(N03)2
A12О3 LiCl Cu(N03)2
9. P205
Zn(N03)2 Fe2О3 H2S04
10. Cu(OH)2 H2О K2S04 Cu2О
11. H2SO4

HNО3 Al(OH)3 H3PO4
12. LiOH Na3PО4 Na2О Mg(OH)2
13. ZnO
Со(ОН)з CaO HCl
14. A1PО4 H3PО4 H2SO4 Au2О
15. HNО3 N2О5 Zn3(P04)2 LiOH
Тренажерная карта по химическим формулам

Зоологический тренажер 1
1. Классы позвоночных животных.
1.1 Рыбы 1.4 Птицы
1.2 Земноводные 1.5 Млекопитающие
1.3 Пресмыкающиеся
2. Особенности строения кожи.
2.1 Кожа тонкая, лишенная желез.
2.2 Кожа тонкая; развита лишь одна железа, вырабатывающая маслянистую жидкость.
2.3 Кожа тонкая, богатая железами, выделяющими слизь.
2.4 Кожа сложного строения, имеет несколько видов желез.
3. Кожные покровы.
3.1 Кожа голая.
3.2 Кожа имеет костную чешую.
3.3 Кожа имеет перья.
3.4 Кожа имеет роговую чешую или роговую чешую и роговые щитки.
3.5 Кожа у подавляющего большинства .видов имеет волосы.
4. Общие сведения о скелете
4.1 Скелет костный.
4.2 Скелет хрящевой, костно-хрящевой или костный.
5. Отделы скелета
5.1 Есть череп, позвоночник, скелет конечностей, грудная клетка, образованная ребрами, грудной костью и грудной частью позвоночника.
5.2 Есть череп, позвоночник, скелет конечностей; грудной клетки нет. Ребра у одних животных отсутствуют, у других находятся в зачаточном состоянии.
5.3 Есть череп, позвоночник, скелет конечностей; грудная клетка имеется не у всех видов в связи с тем, что из-за отсутствия грудины у этих животных ребра оканчиваются свободно.
5.4 Есть череп, позвоночник, скелет конечностей. Ребра оканчиваются свободно.
6. Позвоночник.
6.1 Позвоночник длинный, состоит из большого числа позвонков. Хорошо различимы шейный, пояснично-грудной, крестцовый и хвостовой отделы.
6.2 Позвоночник длинный, состоит из большого числа позвонков. Различают шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы.
6.3 Позвоночник одних животных длинный, состоит из большого числа позвонков; различают шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. У других позвоночник короткий в связи с тем, что позвонки хвостового отдела срослись и образовали длинную хвостовую кисть.
6.4 Позвоночник длинный, состоит из большого числа туловищных и хвостовых позвонков.
7. Скелет пояса передних конечностей.
7.1 Скелет пояса передних конечностей состоит из парных ключиц, лопаток, вороньих костей.
7.2 Скелет передних конечностей не имеет развитых ключиц, лопаток и вороньих костей.
7.3 Скелет пояса передних конечностей состоит из парных ключиц и лопаток. Вороньи кости сохранились лишь у немногих представителей. Ключицы могут отсутствовать.

Разные виды самостоятельных работ по химии и биологии можно использовать на разных этапах урока. Их удобно использовать в коллективных, индивидуальных и групповых формах деятельности. Они позволяют учителю при известной экономии времени привлечь к активной деятельности весь класс и сосредоточить внимание учащихся на содержании работы, а внимание учителя - на определении уровня знаний каждого учащегося.
Однообразные методы обучения и воспитания превращают ученика в пассивный объект воздействия. На самом деле, ученик должен добывать знания преимущественно в процессе самостоятельного поиска, творческой исследовательской работы, направляемых учителем.

Категория: Химия | Добавил: kononets83 Кононец Ольга Владимировна |
Просмотров: 46 | Загрузок: 20
Всего комментариев: 0
avatar