Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » История [ Добавить материал ]


РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА
31.01.2016, 22:18

Измайлова Рая Закриевна
Учитель истории СШ№6 села Батпак Осакаровского района, Карагандинской области,

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА

Ролевые игры в их современном виде впервые были использованы Ж.Л.Морено, венским психиатром, в работе с людьми, страдающими умственными расстройствами. Он называл этот способ «психодрама» и его целью было вовлечение пациента в какие-либо взаимоотношения с окружающим миром через исполнение роли другого лица (психодрамы или терапевтические ролевые игры по сей день используются при лечении больных).
В настоящее время это привычная часть тренерского репертуара.
Ролевые игры могут быть использованы для достижения различных целей.
1. Для практического обучения поведению в новой, непривычной деятельности.
2. Для изучения проблемной ситуации или реально имевшего место случая, чтобы исследовать, как можно будет (было бы) вести себя, чтобы достигнуть лучшего результата.
3. Чтобы создать для участников возможность взглянуть изнутри на побуждения и роли других или самого себя.
В реальной жизни человек редко бывает уверен, что поступил наилучшим образом. Ролевые игры - это один из видов симуляции, когда участник получает возможность проиграть различные варианты поведения в определенной ситуации. Поскольку разные варианты могут быть проиграны многократно с различными подробностями и отдельными моментами, группа получает возможность проанализировать каждый из этих моментов в отдельности и общий эффект от сочетания тех или иных вариантов.
Ролевые игры отличаются от других форм работы с группой. Если при изучении на примере группа решит, что А должен попросить прощения у Б и на этом работа закончится, то в ролевой игре А подойдет в Б и попросит прощения. Каждый из них сможет сообщить группе, что он чувствует й привело ли извинение к реальному результату. А сможет опробовать разные варианты принесения извинений, а Б - проиграть различные ответы. Таким образом, ролевые игры дают возможность оценить разницу между мыслью и действием.
Очень важной частью любой ролевой игры является обсуждение. Мнения каждого члена группы выслушиваются. Наблюдатели рассказывают не только о последовательности наблюдаемых событий, но и о своих впечатлениях и идеях, возникших в процессе наблюдения. Комментарии игроков по поводу эффективности того или иного поведения и возможных вариантов рассматриваются и ролевая игра может быть проведена еще раз для проверки возникших идей. Поэтому ролевые игры получили широкое применение в лидерской подготовке, менеджменте, развитии навыков общения и строительства команды. Также ролевые игры помогают научиться отстаивать свои права в потенциальном конфликте.

Достоинства и недостатки применения ролевых игр.
Главным преимуществом ролевых игр перед интервью, тестами и обсуждениями заключается в том, что они естественны, непосредственны и дают возможность живого участия. Они обеспечивают оценку опыта, не искаженного при передаче.
Участники, как правило, получают огромное удовольствие от ролевых игр. Понимая принцип исполнения ролей, дети не нуждаются в приобретении дополнительных навыков и могут наслаждаться самим процессом игры.
Техника ролевой игры очень гибка. Ведущий (учитель) может изменять ролевую игру даже в процессе проведения, сообщая дополнительные сведения для создания какой-либо особой ситуации. Ролевые игры могут охватывать короткий или длинный промежуток времени.
Детям, в особенности испытывающим затруднения в общении, ролевые игры предоставляют прекрасную возможность развития навыков общения, самовыражения, самораскрытия, обмена мнениями и взаимодействия (часто гораздо легче высказаться от лица играемой роли, чем от своего собственного). Через ролевые игры формируется интерес учащихся к освоению навыков общественного поведения.
Ролевые игры часто формируют новое восприятие участником той или иной проблемы. Новое отношение к ней и новое поведение сохраняются и по возвращении к собственной реальной жизни.
Несколько потенциальных недостатков скрыты в самой технике ролевых игр. Один, очевидный, недостаток заключен в том, что искусственность или навязанность разыгрываемого сценария может обесценить эффект обучения в глазах участников.
Эффективность ролевой игры в значительной степени зависит от вовлеченности в нее всего класса или группы. Если ролевая игра разыгрывается перед аудиторией - пассивность зрителей снизит эффект обучения. В таких случаях очень важно, чтобы зрители играли роль наблюдателей или тренеров.
Ролевая игра может оказаться неудачной в случае переигрывания - например, в игре, направленной на построение команды, увлекшиеся участники могут перейти на личности, перенося отношение к роли на личность исполнявшего ее.
Выбор и оценка ролевой игры
Прежде чем включить ролевую игру в разрабатываемый урок или семинар, нужно четко представлять цель занятия и быть уверенным, что ролевая игра является лучшим способом достижения этой цели. Выбор ролевой игры определяется следующими факторами:
1.Уровень отражения рассматриваемой проблемы и наглядность методов и принципов ее разрешения;
2.Уровень вызываемого интереса . Ролевая игра, в которой отсутствует конфликт и зрелищность, может оказаться просто скучной;
3.Соответствие ролевой игры общим целям обучения.
Помимо соображений соответствия ролевой игры целям занятия, есть еще чисто организационные ограничения в ее выборе, касающиеся специфики каждого конкретного случая:
1.Число участников, требующихся для ролевой игры;
2.Уровень сложности материала и ролевых инструкций, уровень знакомства участников с практикой ролевых игр;
3.Время, необходимое для инструктажа, ролевой игры, усложненного варианта, обратной связи, отчетов наблюдателей и обсуждения;
4.Размер помещения или свободного пространства;
5.Объем и тип информации, осваиваемой во время игры, соразмерно с опытом ведущего и участников;
6.Возможная пассивность при обсуждении не принимавших прямого участия в игре.
Хорошая ролевая игра воспроизводит наиболее значительные условия реальной жизни с минимумом деталей. Если в процессе достижения цели необходимо использовать более одной ролевой игры, их выбор должен обеспечить последовательность развития знаний и навыков. Каждое упражнение должно подразумевать использование как вновь получаемых, так и приобретенных предварительно возможностей.

Подготовка ролевой игры.
Одним из условий успешной ролевой игры является точность объяснения правил игры участникам.
ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Во время ролевой игры вас попросят разыграть определенную ситуацию. У вас нет необходимости становиться профессиональным актером. Будет лучше, если вы просто будете действовать в роли человека, описанного в вашей инструкции, как если бы это было «по- настоящему».
Например, если вы играете роль управляющего производством, представить, что вы управляющий производством лучше, чем действовать так, как, по вашему мнению мог бы он действовать. Вам нужно будет усвоить некоторые факты вашей роли - например, срок службы, пол, наличие семьи и предыдущего опыта. Примите это как собственные биографические данные и дайте своим чувствам и ценностям измениться в соответствием с этими воображаемыми фактами и событиями.
Во время игры могут возникнуть вопросы или проблемы, не предусмотренные ролевой инструкцией. В этом случае не стесняйтесь создать соответствующие обстоятельствам факты. Например, если кто-то спросит вас, как поживают ваши муж или жена, вы можете отвечать, не нарушая этим общего хода игры. Не придумывайте подробности, противоречащие вашей роли.
Следуя общей схеме, мы можем составить более простую инструкцию или воспользоваться инструкцией из семи пунктов.
1.Оцените и примете как факт подробности вашей роли.
2.Будьте этой ролью.
3.Вы можете изменять свое отношение к ситуации в течение игры.
4.Будьте естественны и эмоциональны.
5.Придумывайте недостающие подробности, но не выходите за
рамки игры.
6.Во время игры не подглядывайте в инструкцию.
7.Не переигрывайте, это может отвлечь вас от содержания и цели
игры.
Ход работы
1. Если ролевая игра проводится впервые, подробно объясните правила, в особенности те, что касаются исполнения ролей.
2. Раздайте роли.
3. Если необходимо, проведите организационную подготовку - пересадите участников, сдвиньте или переместите столы и т.д. (при соблюдении именно такой последовательности - сначала распределение ролей, а затем подготовка помещения - участники получают возможность лучше войти в роль, обдумать какие-то детали поведения).
4. Проведите игру.
5. При необходимости игру можно останавливать в любой момент, чтобы проанализировать тот или иной фрагмент и даже переиграть его.
6. В конце игры задайте участникам вопросы, которые помогут им сформулировать свое отношение к игре и поднимаемой ею проблеме.

Создание собственных ролевых игр.
В ходе работы над любой программой может возникнуть ситуация, когда материалов не хватает, нет вообще, или имеющиеся недостаточно раскрывают изучаемую тему. Оптимальным решением будет создание собственных ролевых игр - самим учителем или вместе с классом. Это приведет, во-первых, к достижению поставленной цели занятия, а во-вторых - к наилучшему вовлечению учащихся в работу - люди всегда охотнее принимают участие в том, к чему приложили собственные усилия.

Ход работы при создании собственной ролевой игры.
Вместе с классом: Определите проблему, которую должна иллюстрировать ролевая игра. Например, положение с правами ребенка в школе.
- Выберите ситуацию, и составьте список действующих лиц. В частности, если речь идет о правах ребенка, вы можете взять статью о вмешательстве в его личную жизнь (Ст.16 конвенции оправах ребенка) и разобрать.
- Решите, сколько человек будут участвовать в ролевой игре, сколько будет наблюдателей, будет ли игра проведена в малых группах или для всего класса целиком. Постарайтесь вовлечь в игру весь класс.
- Решите, что будет представлять из себя ролевая игра.
Наиболее легко разрабатываются и играются два варианта ролевых игр:
1. Непосредственно разыгрывается конфликтная ситуация, когда действующие лица придумывают и развивают диалог прямо по ходу игры;
2. Конфликтная ситуация уже имела место, и ролевая игра представляет собой разбор происшествия (например, происходит разговор между директором, классным руководителем и родителями учеников);
Еще одним вариантом может быть разыгранный рассказ - один из учеников обрисовывает ситуацию, а остальные потом досказывают продолжение истории с точки зрения своих ролей.
- Решите, каким объемом информации должны располагать исполнители ролей;
- Определите, есть ли заданность характеров или каждый участник додумывает своего героя согласно собственным представлениям:
- Напомните участникам правила ролевой игры;
- Рассчитайте время так, чтобы успеть вернуться к цели игры, выяснить, насколько игра отразила проблему и помогла ли она лучше понять ее или взглянуть

Категория: История | Добавил: izmailova Измаилова Рая Закриевна |
Просмотров: 559 | Загрузок: 420 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
1
Хорошо-составленный доклад! Спасибо! Да и вправду , одним из важным элементом нового обучения и является игра!
avatar