Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » История [ Добавить материал ]


Рабочая программа по краеведению
16.09.2015, 00:15

Рабочая программа по внеурочной деятельности
« Иваново в годы Великой Отечественной войны»

Автор – составитель:
учитель истории 1 категории
МБОУ СШ № 55 г. Иваново
Трошина Альбина Александровна

Иваново - 2014 год

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»,
- Федерального закона от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России) /с изменениями от 22 августа 2004г./,
- Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»,
- Концепция развития исторического краеведения на 2013-2017 годы.
Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на примерную или авторскую программу внеурочной деятельности.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством краеведческой деятельности.
Понятийная основа деятельности:
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Воспитание – это управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий.
Культурная практика - основная педагогическая единица внеурочной деятельности, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Социальная практика - основная педагогическая единица внешкольной деятельности, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.
Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Принципы программы:
1.Включение учащихся в активную деятельность.
2.Доступность и наглядность.
3.Связь теории с практикой.
4. Учёт возрастных особенностей.
5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 9-11 классов.
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу (всего – 34 часа).
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения истории родного города, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего города увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. Изучение родного города, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой город процветающим, формирует чувство хозяина.Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира.
Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.Программа построена на теоретическом и практическом ( экскурсии, работа в архивах) изучении истории родного города. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего города.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она рассчитана на более углубленное изучение города Иваново в годы Великой Отечественной войны.

«Гордиться славою своих предков
не только можно,
но и должно,
ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие»
А.С.Пушкин.

Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:
- словесные методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовлениеплакатов, схем, проектные работы, создание презентаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, работа в архивах, конференции, исследовательская деятельность, работа с документами.

Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:
- презентации проектов учащихся;
- защиту проектов;
- выставки рисунков и фотографий учащихся;
- фотосессия исторических и памятных мест;
- отчёты по экскурсиям;
- практические работы.
Задачи программы:
Образовательные:
- Научить ребенка видеть историко- культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;
- обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
- способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
- систематизировать работу с историческими источниками ;
-сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
- сформировать устойчивый интерес в изучении истории города;
- сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
- сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;
- готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
Развивающие:
- развивать уверенность в реализации личностных качеств;
-содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
-способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
-развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;
- развивать коммуникативные навыки;
- реализовывать на практике навыки публичных выступлений;
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свой город, ;
- воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;
- воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия
- воспитывать активную жизненную позицию.
- воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе,
- развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность;
- активизация поисковой деятельности учащихся.
- воспитывать у учащихся бережное отношение к памятникам истории.
Исходя из задач программы разработаны следующие направления внеурочной деятельности :
Направления работы:
1. Познавательное
2. Краеведческое
Познавательная часть программы (формы работы)
- беседы, написание рефератов, презентации;
- практические занятия (работа с историческими документами),
- викторины;
- конкурсы рисунков, плакатов.
Краеведческая часть программы (формы работы)
- изучение краеведческой литературы;
- сбор краеведческого материала;
- встречи с жителями города.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий по городу и в краеведческие музеи
-сбор материалов;
- создание проектов;
- оформление собранных материалов;
- участие в школьных, городских и областных краеведческих конкурсах.
Итоги реализации программы проявляются в результатах творческих достижений учащихся и выражаются в победах в краеведческих конкурсах, в написании исследовательских работ и в результатах публичной их защиты.

Учебно-тематический план

п/п Темы занятий сроки Кол-во
часов
1 Тема № 1. Введение. Сентябрь 3
2 Тема 2 « Мой город» Сентябрь – октябрь 4
3 Тема № 3. Наш город в годы Великой Отечественной войны. Ноябрь - декабрь 8
4 Тема № 4. « Все для фронта, все для победы!» Январь 5
5 Тема № 5. «Сороковые, роковые..» Февраль 3
6 Тема № 6. « Наши земляки» Март 5
7 Тема № 7. « Живая память» Апрель - май 4
8 Тема № 8. Конференция. Май 2
Итого
34ч.

Календарно – тематическое планирование курса.
Тема № 1.Введение – 3 часа.
Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Ученые, писатели об изучении родного края.
Тема 2 « Мой город» - 4 часа.
Город Иваново : герб и флаг – символика. Происхождение и названия улиц города Иваново. Улицы,названные в честь героев Великой Отечественной войны. Экскурсии по памятным местам города и подготовка фотоматериалов. Создание презентации « Мой город».
Тема № 3. «Наш город в годы Великой Отечественной войны» - 8 часов.
Ивановская область в годы войны: экономика и культура. Оформление стендов для уголка Боевой славы. Проведение литературно-музыкальных композиций. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных мероприятиях на военную тематику. Знакомство с книгой “Памяти”. Война в судьбе моей семьи. Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. Операция «Забота». Встречи со ветеранами войны. « ВОВ в судьбе моей семьи». Создание проекта «Наш край в годы Великой Отечественной войны».

Тема № 4. « Все для фронта, все для победы!» - 5 часов.
Трудовой героизм в тылу: предприятия, вклад школьников в Победу. Школа № 55 в годы ВОВ. Эвакогоспитали. Церковь в годы войны. Быт ивановцев в годы войны.

Тема № 5. «Сороковые, роковые..» - 3 часа.
Писатели-ивановцы в Великой Отечественной войне. Фронтовые судьбы и творчество А. Лебедева, Н. Майорова, М Дудина, И. Ганабина, М. Бритова и др.
Тема моря, дружбы, любви в поэзииА. Лебедева. Тема героического поколения в стихах Н. Майорова. Образ матери, малой родины, родной природы в лирике М. Дудина. «Окопная правда» фронтовых стихов В. Жукова.
Тема № 6. « Наши земляки» - 5 часов.
Знакомство и встреча с интересными людьми нашего города. Сбор материала о знаменитых людях города. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны и Герои Советского Союза.
Тема № 7. « Живая память» - 4 часа.
Памятники, обелиски, мемориалы в городе Иваново, посвященные Великой Отечественной войны. История обелиска на территории бывшей фабрики Балашова. Благоустройство обелиска.
Тема8. Конференция – 2 часа.
Защита и обсуждение проектных работ.
Предполагаемые результаты:
- приобретение учащимися знаний об истории города
- овладение школьниками навыками изучения истории родного края
- использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
- пропаганда краеведческих знаний (выступления перед другими учащимися).
- овладение разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
- организация учебного процесса и свое рабочего места
- выполнение первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности
- составление вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала, работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.
- соотносить события своего города с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории города.
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях города, их участниках, выступать с сообщениями
- описывать исторические объекты, памятники;
- излагать свои суждения и взгляды на события; объяснять мотивы деятельности людей; объяснять и определять своё отношение к ним.
Тест « Наш город в годы ВОВ»
Вопросы. Условия
(количественный состав) Количество баллов
1.Какими историческими источниками ты можешь воспользоваться при изучении истории нашего края?
2. Когда были приняты герб и флаг г. Иванова?
3.Назовите улицы города, названные в честь Героев Великой Отечественной войны.
4. Назовите писателей – фронтовиков нашего края.
5. Перечислите памятники, обелиски, мемориалы в городе Иваново, посвященные Великой Отечественной войны.
6. Какие учебные заведения в годы войны выполняли функции госпиталей?

Инструкция.
Количество баллов соответствуют количеству перечислений, источников, дат, улиц, ФИО писателей ( например, 5 названых улиц - 5 баллов, 1 дата – 1 балл).
Обработка результатов производится путем простого подсчета: суммы баллов за правильные ответы и выделение проблемных зон ( проблемная зона – минимальное количество баллов, может иметь графическую или табличную форму).

Тест «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, выдержка, творческое отношение к труду, справедливость, настойчивость, долг, совесть, честь, мужество, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, ответственность, радушие, сдержанность, сострадание, терпеливость, упорство, уверенность, энтузиазм.
Необходимо записать слова в три колонки:
- самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;
- слова, которые присущи тебе;
-слова, не значимые для тебя.
Анализ полученных данных позволил установить и проанализировать причины расположения качеств данным воспитанником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской зрелости. При низких результатах данного теста внести корректировку в календарно- тематическое планирование.

Информационно-методическое обеспечение.
1. Иваново: история и современность .К. Е. Балдин, А. М. Семененко – Иваново,1996 г.
2. Иваново – путеводитель. А.Ф.Приходько, Ю.Ф.Глебов. Верхне- Волжское книжное издательство, Ярославль,1988 г.
3. Город Иваново : герб и флаг. - Иваново : Администрация г. Иваново, 2008.
4. Имена улиц города Иванова : [книга подготовлена муниципальным учреждением "Центр учета регистрации граждан" с использованием материалов архивного фонда Прокуророва Ф.Е.] / вступит.статья А.М. Тихомирова. - Иваново : ОАО "Издательство "Иваново", 2008. - 148 с.
5. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
6.Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
7.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Интерактивное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска и программное обеспечение к ним.

Категория: История Трошина Альбина Александровна |
Просмотров: 720 | Загрузок: 446
Всего комментариев: 0
avatar