Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » История [ Добавить материал ]


краткосрочный план по предмету Человек. Общество.Право 10 класс 7.Тема урока: Свобода и необходимость
15.12.2016, 15:49

10чоп.Дата: _____________________
7.Тема урока: Свобода и необходимость
Цель урока: Сформировать понятие свободы, о природной и социальной необходимости, свободы как осознанной необходимости.
Задачи:
О. раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;
Р. развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения
В. способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: проблемно – поисковый, наглядный, словесный
Форма работы: индивидуальная работа, в парах и группах
Результаты обучения:
Знать: ответственность человека за социальный успех
Уметь: соотносить свои действия и поступки окружающих с существующими формами социального поведения
Оборудование: учебник, карточки, таблица
План урока:

№ Элемент урока по структуре ППТ Вид работы Время
1 Пропедевтическая практика «Умники и умницы» 5 мин
2 Ориентация «Сегодня на уроке» 5 мин
3 Презентация «О самом главном» 7 мин
4 Практика на примерах «Работаем сообща» 10 мин
5 Управляемая практика «Оглянись на пройденное» 10 мин
6 Независимая самостоятельная практика «Знания и умения» 5 мин
7 Домашняя самостоятельная практика «Это вы можете» 3 мин
Ход урока:

№ Вид работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 «Умники и умницы» 1.Орг. момент
2.Игра «Пойми меня»( мировоззрение, познание, научное познание, дедукция, индукция, анализ, синтез, рациональное познание, чувственное познание, типы мировоззрения, наука, философия).
Учащиеся дают определения терминам, приводят примеры.. Самооценка.
2 «Сегодня на уроке»
«Мозговой штурм»
Стадия Вызова «Мозговой штурм»
Как вы понимаете следующие высказывания:
1.Свобода есть познанная необходимость.
(Г. Гегель)
2.Свобода – это ответственность. Абсолютно свободным человек быть не может. (Буридан)
3.Свобода – это выбор. (Н.Бердяев)
Вопросы для обсуждения:
1.Что значит быть свободным?
2.Существует ли абсолютная свобода?
3.Каковы же границы свободы, чем они определяются?
4.Откуда же идут принуждение или необходимость?
Учащиеся высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, записывают тему урока в тетрадь.
3 «О самом главном»
Свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Необходимость- есть выражение закономерного, объективного обусловленного хода развития событии
Абсолютная свобода – это отсутствие каких-либо ограничений и стеснений, что мы можем выразить словами: можно все.
Свободное общество - общество, в котором государство вмешивается в жизнь отдельного человека только в тех случаях, когда это необходимо для поддержания жизнедеятельности и развития всего общества.
Выбор - Учащиеся делают записи в тетради, выполняют задания, высказывают свое мнение.
4 «Работаем сообща»
«Проект»
Стадия осмысления Класс делится на 3 группы. Каждая группа защищает свой проект.
Темы проектов:
1 группа «Свобода – необходимость
2 группа «Свобода – ответственность»
3 группа «Свобода - выбор» Выполняют задания. Взаимооценка групп по критериям
5 «Оглянись на пройденное»
«Тонкие и толстые вопросы» Ответьте на вопросы:
1.Приведите различные толкования понятия «свобода». Почему, на ваш взгляд, в это понятие вкладывается разный, а иногда противоположный смысл?
2.Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе?
3.Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?
4.Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:
1. свобода- это отсутствие всяких преград и помех
2.свобода- это осознанное следование необходимости
3.свобода (свободная воля) – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований
4. свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения?
5.Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте. Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора.
6 «Знания и умения»
Рефлексия
«Синквейн» Задание: составьте « Синквейн» к слову свобода
1.Два прилагательных
2.Три глагола
3.Предложение
4.Одно существительное Учащиеся составляют синквейн
7 «Это вы можете» 1.Рефлексия урока:
Сегодня на уроке я понял…
Сегодня на уроке я так и не понял, что…
Оцените свою работу за урок….
Домашнее задание параграф.7 Записывают дом.задание, подводят итоги урока
Группа №1.
Отрывок из произведения Н.А.Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека».
Человек создает свое величие, и мощь, и свое ничтожество, и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о его проискихождении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный детерминизм, вводящий человека в роковую цепь природной необходимости (…). Странное существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединяющее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленом.
Вопросы и задания к тексту:
1. Разделяйте ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека?
2. В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека?
3.Что свидетельствует о его «рабской независимости»?
4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяют тогда для человека суровую и непреложную необходимость?
Группа №2.

Из работы Э.Кассирера «Техника современных мифов»
Как только мы начинаем размышлять о свободе воли, перед нами возникает непроходимый лабиринт метафизических вопросов и парадоксов. Мы знаем, что политическая свобода – это один из наиболее употребляемых и профанируемых лозунгов. Все политические партии утверждают, что они-то как раз и есть самые верные представители и защитники «свободы». Но они всегда определяют этот термин так, как им угодно, и используют его в своих интересах. Свобода как этическая категория значительно более простая вещь. Она свободна от той многомысленности, которая присуща политическому и философскому термину (…).
Не ответственность мотива, но характер мотивации отличает свободное действие. В этическом смысле человек свободен, если эта мотивация основана на его собственном суждении о том, что является его моральным долгом. Это значит, что законы, которым мы подчиняемся в своих действиях, не приходят извне, но субъект сам устанавливает их для себя.
Излагая свою теорию, Кант предупреждал возможность фундаментального непонимания: этическая свобода, говорил он, это не факт, а постулат, это не дар, которым обладает человеческая натура, а скорее, труднейшая из задач, которые может поставить перед собой человек. Выполнение требований этической свободы становится особенно трудным во времена острых социальных кризисов, когда кажется неминуемым разрушение всех основ общественной жизни, когда индивидуум ощущает глубокое неверие в собственные силы.
Свобода не есть естественная принадлежность человека: чтобы ей владеть, нужно ее создать. Если просто следовать своим природным инстинктам, мы никогда не почувствуем необходимости – мы скорее выберем рабство. Очевидно ведь, что гораздо легче положиться на других, чем самому думать, судить, решать за себя. Это и является причиной того, что и в личной, и в политической жизни к свободе относятся скорее как к бремени, чем как к привилегии. В трудных условиях человек стремится сбросить с себя это бремя. И здесь вступают в действие тоталитарное государство и политические мифы. Новые политические партии обещают, по крайней мере, избавление от дилеммы «свобода или несвобода». Они подавляют сам смысл свободы, но зато освобождают человека от всякой личной ответственности.
Вопросы и задания к тексту:
1.О каких смыслах понятия «свобода» рассуждает автор в этом отрывке?
2.Как он относится к использованию лозунга политической свободы различными политическими партиями? Чем вызвано такое отношение?
3.В чем смысл свободы как нравственно-этической категории?
4.Какое утверждение точнее отражает авторскую трактовку сущности свободы:
-Человек рождается свободным;
-Человек становится свободным?
5.Почему выполнение требований свободы становится особенно трудным в кризисные периоды общественного развития?
6.Согласны ли вы с тезисом о том, что, следуя свои природным инстинктам, человек скорее предпочтет рабство свободе? Свой вывод обоснуйте.
7.Как вы понимаете положение: тоталитарное государство уничтожает сам смысл свободы, освобождая при этом человека от личной ответственности?

Группа №3.

Из работы А.Камю «Миф о Сизифе»
Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощущать лишь свою собственную свободу. У меня нет общих представлений о свободе, но есть лишь несколько отчетливых идей. Проблема «свободы вообще» не имеет смысла, ибо так или иначе связана с проблемой Бога. Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин. Эту проблему делает абсурдной то, что одно и то же понятие и ставит проблему свободы, и одновременно лишает всякого смысла, так как в присутствии Бога это уже столько проблема свободы, сколько проблема зла. Альтернатива известна: либо мы несвободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ.
Вопросы к тексту:
1.Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека?
2.Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу? Возможны ли иные взгляды на соотношение всемогущества Бога и свободной воли человека или это действительно взаимоисключающие явления?

Категория: История Расмагамбетова Елена Борисовна |
Просмотров: 393 | Загрузок: 143
Всего комментариев: 0
avatar