Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » История [ Добавить материал ]


Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории посредством применения активных методов в обучении
14.10.2016, 19:01

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории посредством применения активных методов в обучении

Введение
Совершенно очевидно, что в любых условиях школа должна формировать людей мыслящих, деятельных, целеустремленных, обладающих высокой общей культурой (элементом которой, конечно же, является культура исторического мышления).
Исходя из этой давно известной истины, я пытаюсь, как можно шире ис¬пользовать активные формы обучения, способствующие повышению интереса к предмету, творческому восприятию исторического материала и становлению са¬мостоятельных взглядов на мир.
История - очень везучая наука. Интерес ребенка к ней пробуждается, как правило, гораздо раньше, чем увлечение математикой или физикой. Но, увы, не¬многим подросткам удается сохранить этот настрой до конца школьных лет. Мне же хочется добиться этого.
Обучение истории призвано привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. Нужно ориентиро¬вать школьников не только на усвоение фактов, но и на постижение связей между ними, на логическое познание истории.
Задача учителя научить школьников самостоятельно выстраивать доказа¬тельные рассуждения, при этом оценивается не механическая память учащегося, а его умения логически мыслить, быть оригинальным, самобытным, смелым.
Я считаю, что урок - это совместное творчество учителя и ученика, помо¬гающее постичь сущность исторических событий; их причины и последствия. К сожалению, в большинстве современных учебников далеко не в полной мере учи¬тывается возможность активизировать мышление школьников. Даже хороший и периодически обновляемый учебник способствует консервации устаревших исто¬риографических концепций. Учебник дает учителю уверенность, идущую не от собственных знаний, а от авторитетного канонического текста. Авторы этого тек¬ста снимают с учителя ответственность за качество работы и берут ее на себя, ученик же привыкает к механическому воспроизведению чужих настроений.
В итоге уроки истории не слишком способствуют развитию мышления, ко¬торое формируется только в процессе самостоятельной умственной деятельности. Как же этого избежать?
Нужно стремиться к такому построению урока, которое стимулировало бы самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, формулировало у них потребность в знаниях.

Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный и эффективный, продуктивный и интересный для учащихся урок?”
Многолетний поиск ответа на поставленные вопросы привел меня к формированию собственного педагогического опыта «Деятельностные технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках истории и обществознания»
Основные идеи инновационного опыта:
1. Сочетание деятельностных технологий и личностно-ориентируемого подхода к обучению повышают учебно-познавательную мотивацию школьников.
2. Использование в практике преподавания технологии «критического мышления» показало, что эти формы обладают огромным развивающим потенциалом
3. Реализация воспитательного потенциала истории и обществознания возможна через интеграцию учебной и внеурочной деятельности
Теоретической базой опыта послужили труды К. Роджерса, Л.С.Выгодского, Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, И.С.Якиманской, Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит а так же Концепция модернизации российского образования.
Теория и технология развивающего обучения;
принципы личностно-ориентированного обучения;
технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
используемые мной соответствуют современной государственной образовательной политике, способствуют реализации компетентностного подхода.
Идеи лежащие в основе этих технологий востребованы и потребностями практики. Они помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочной литературой.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия
1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия
Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла:
– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия:
– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.

Психологические критерии успешности урока
Учебная мотивация школьника, его интерес к предмету
Сознательность обучения, связь его с жизнью
Характер взаимоотношений в системе «учитель – ученик»
Учет индивидуальных особенностей личности учащихся
В чем же он успех обучения? Как видно из цифр, для 100% успешности в обучении необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие. Мотивация!
Мотивы учения младших школьников Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, желание получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей, страх перед наказанием )Учебно - познавательные (интерес к знаниям, любознательность)Перспективно-побуждающие (ответственность, стремление хорошо окончить школу, хорошо работать)
Мотивационный этап Создание проблемной ситуации Привлечение занимательного материала Применение наглядных средств обучения Использование неожиданной, противоречивой информации Эмоциональная насыщенность содержания Эмоциональная зарядка Соревновательные и игровые моменты Разъяснение и постановка цели деятельности Разработка плана действий

Ситуационные задания» применяемые мной на уроках развивают и активизируют обучающихся, создают условия для того, чтобы они могли вообразить то, чего в их опыте не было, они вооружают доступными для них способами воссоздания исторической действительности. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает более лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую эпоху. Гениальное просто!
Для работы с текстом я применяю разнообразные приёмы и методы.
В рамках реализации технологии «Развитие критического мышления» я использую прием «Перепутанные логические цепочки».
Коллеги мне нужны помощники, готовые проверить свои логические способности.

Историческое мышление на творческом уровне предполагает умение ре¬шать проблемные познавательные задачи. Решение познавательных задач может способствовать становлению различных мыслительных умений. Все зависит от того, какого рода деятельность необходима для решения конкретной задачи. Не все ученики активно участвуют в решении задач, но все-таки следят за процессом ее решения. Это уже хорошо.
Я, например, применяю такую задачу для учащихся 5 класса: «В наследство оставлена дверь».
«В Вавилонии в глубокой древности и даже позже, во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь. Подумайте, почему дети и внуки получали в наслед¬ство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь»,
Эта задача будет решена в том случае, если учащиеся помнят, что в Южном Двуречье, как и в Египте, нет лесов, поэтому ремесленники использовали доро¬гую привозную древесину.
Решение познавательных задач на уроке воспринимается детьми как, непре¬рывная творческая дискуссия. Обмен репликами, вопросы, ответы, краткие учи¬тельские комментарии сменяли друг друга, делая занятие более разнообразным и интересным.
В качестве одного из средств оживить общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности может вы¬ступать использование системы познавательно-развивающих вопросов.
Характерные особенности познавательно-развивающих вопросов можно свести к следующему:
- каждый вопрос - это маленькая страничка живой истории со своими дей¬ствующими лицами, сюжетом, интригой;
- формулировка вопроса должна быть предельно лаконична и понятна учащемуся;
- обязательное наличие в вопросе «ниточки», потянув за которую учащие¬ся быстрее приходят к правильному ответу;
- природная русская смекалка, находчивость, сообразительность, творче¬ское мышление выступают доминирующим фактором в поисках пра¬вильного ответа;
- отсутствие прямой зависимости изучаемого материала уравнивают шан¬сы в поисках истины отличника и «заурядного эрудита»;
- поиск ответа призван не только, развить умственные способности школьника, но и стимулировать его дальнейшую потребность в истори¬ческом познании;
- конечный результат вопроса (ответ) должен не только укрепить положи¬тельную обратную связь между учителем и учащимся, но и продвинуть эту связь на новую, более высокую стадию, базирующуюся на взаимном удовлетворении ходом учебного процесса и желании дальнейшего со-вместного творчества.
Познаватель-развивающие вопросы позволяют ученикам, облачившись в одеяния исследователей, первопроходцев, следопытов, совершать краткие, но чрезвычайно увлекательные путешествия в прошлое. Во время обсуждения во¬просов и ответов на них учащиеся развивают умения думать, сравнивать, соотно¬сить, анализировать, отстаивать свою собственную точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы. И во многом это происходит потому, что у них от¬сутствует опасение ответить неправильно, быть непонятым, не услышанным, по¬лучив в результате плохую оценку. Главным и обязательным условием этой фор¬мы работы должна стать совместная радость творчества и взаимное удовлетворе¬ние от общения с историей.
Данный метод получил название лабораторного. Этот метод можно рас¬смотреть и применить при работе с темой «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».
Главное внимание следует уделить знакомству с древнейшим из дошедших до нас сводом законов - с законами царя Хаммурапи. К сожалению, в учебном пособии тексты законов представлены неполно и используются только для того, чтобы проиллюстрировать тезис о социальном неравенстве. Учитель знакомит учеников с понятием «закон». Ученики делают записи в тетрадях: «Закон - это письменный документ, в котором закреплены правила, определенные государст¬вом». Затем учитель подчеркивает, что роль закона заключается в регулировании отношений в обществе.
Лабораторная работа может быть проведена в группах. Каждая группа по¬лучает свои тексты законов (фрагменты свода Хаммурапи) и вопросы для работы. Общее задание для всех: на основе сообщений представителей групп составить рассказ о жизни, обычаях и занятиях населения в Древнем Вавилонском царстве.
Дети, используя памятку для работы с историческими источниками, отве¬чают на поставленные вопросы.
1. Дайте характеристику историческому источнику:
а) автор;
б) время создания;
в) жанр;
г) первичный или вторичный.
2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
3. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты, определите художественные особенности текста.
4. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.
5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.
После окончания самостоятельной работы с текстами документов учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, поочередно давая слово представите¬лям каждой из четырех групп. Затем учитель обобщает ответы учащихся.
Значительный интерес представляют такие формы организации занятий, как «круглый стол», «пресс-конференция». Их педагогический потенциал состоит в том, что старшеклассники самостоятельно работают с обширным материалом. Важен также характер деятельности, общения на таких занятиях. Это уже не тра¬диционное «учитель спрашивает - ученик отвечает». Это диалог между сверстни¬ками, то, чего пока так мало на уроках и чему обязательно нужно учить школьни¬ков
Именно в совместных обсуждениях серьезных проблем старшеклассники проходят определенную школу социального общения. Они учатся формулировать и обосновывать свою точку зрения, аргументировано вести спор, следуя при этом этике дискуссии, уважать право соположительный результат они дают, если применяются в системе. Гу¬манизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоцио¬нальной деятельности учащихся, развитие их способности объективно оценивать события и поступки людей. Понятно, что необходимо отойти от односторонних суждений об исторических деятелях. Для решения этой задачи я обычно исполь¬зую такую форму урока, как диспут. Можно провести диспут о Наполеоне Бона¬парте.
Тема диспута такова: «Кто он - гений или злодей?» Вот круг заданий и во¬просов, обсуждавшихся во время диспута о Наполеоне Бонапарте:
1. Докажите, что в характере Наполеона Бонапарта противоречия при¬сутствовали с юных лет.
2. Согласны ли вы с высказыванием Стендаля: «Жизнь этого человека
- гимн величию души»?
3. Какие черты характера Наполеона Бонапарта Вам нравятся, а какие
- нет? Почему?
4. Был ли Наполеон великим полководцем?
5. А. С. Пушкин писал: «Хвала! Он русскому народу
Великий жребий указал, И миру вечную свободу Из мрака ссылки завещал». Согласны ли Вы с этим утверждением?
6. Его любили и ненавидели. Его именем пугали детей и ставили в пример юным. Почему?
7. «Мы все глядим в Наполеоны...» Как вы понимаете эти слова?
На уроке-диспуте можно использовать подборки иллюстраций, высказыва¬ния о Наполеоне, творческие работы учащихся, проблемные задания. В ходе об¬суждения ученики демонстрируют знание исторической эпохи, умения аргумен¬тировать и обобщать. Школьники оттачивают свою речь, мышление, учатся слу¬шать друг друга, уважать иное мнение. Вмешательство учителя в спор должно быть тактичным. В заключение урока важно поощрять школьников, при необхо¬димости вычленить главные итоги спора.
Еще мне хотелось бы отметить ролевую игру - это такая форма деятельно¬сти учащихся, в ходе которой ученики совершают целенаправленные игровые действия в воображаемой ситуации прошлого в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. При планировании подобной игры должны быть со¬блюдены два условия: следует определить игровую задачу и наметить конфликт, лежащий в основе сюжета и выстраивающий, движущий этот сюжет.
Показать такой вид работы мне хотелось бы на примере ролевой игры для девятиклассниковбеседника на иную позицию.
Реализация воспитательного потенциала истории и обществознания, личностный и метапредметный результаты обучения возможны через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость вот основная задача учителя истории и классного руководителя современной школы.
Встречи с ветеранами ВОВ и войны в Афганистане, классные часы и беседы – это традиционные, проверенные временем методы работы в данном направлении. Я использую и иные. Например – интервью с ветераном и создание учебных фильмов для пополнения копилки информационных мет Но победа учителя – это прежде всего победы его учеников!
Мои ученики активно участвуют в школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсах и как видите , добиваются успехов.
одических материалов. …………………………………

Заключение
Рассмотренные мною формы организации обучения истории, бесспорно, способствуют развитию продуктивности мышления школьников, высокой интел¬лектуальной активности.
Очень важно помнить следующее: необходимо выстраивать уроки так, что¬бы они стимулировали активность ребенка, самостоятельную исследовательскую деятельность, позволяли каждому ученику пережить радость открытий. Для учи¬теля очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ - на-глядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать - одно из самых тонких качеств педагога.
Работа по развитию мышления позволяет обеспечивать эффективное усвое¬ние больших объемов знаний и формировать творчески развитую личность.
И я полностью согласна с мнением педагога В. Ф. Шаталова, который счи¬тает, что «пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными».

Категория: История | Добавил: alenabelyakova Белякова Алена Николаевна |
Просмотров: 153 | Загрузок: 77
Всего комментариев: 0
avatar