Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Информатика [ Добавить материал ]


урок-игра "Информационный калейдоскоп"
26.12.2016, 21:27

УРОК-ИГРА «ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Цели:
Образовательная: обеспечить в ходе конкурса повторение, закрепление и контроль усвоения тем раздела “Информационные технологии”, “Компьютер”, “Информация”.
Развивающая: развивать у учащихся самостоятельность в принятии решения, планирования деятельности, познавательный интерес учащихся, внося в течение конкурса элемент соревнования.
Воспитательная: содействовать в ходе игры формированию основных мировоззренческих идей (причинно-следственные связи), способствовать воспитанию у учащихся внимательности, целеустремленности.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Форма проведения урока: урок-игра.
Правила игры:
1. В игре участвуют две команды
2. Победителей каждого конкурса определяет жюри.
З. В игре используется игровое поле, состоящее из 9 секторов (по принципу игры • Крестики-нолики). Каждый сектор содержит название конкурса и соответствующий ему рисунок:
Синонимы Комплимент Вредные
советы
Пантомима Конкурс
капитанов Змейка
«Автобиография» «Внимание! Розыск» Невероятные
истории

Команды по очереди выбирают любой из секторов, и проводится конкурс, соответствующий данному сектору. Команда, победившая в конкурсе, закрывает сектор своим логотипом и получает 1 балл. Команда может заработать дополнительные 2 балла, закрыв первой горизонтальную, вертикальную или диагональную последовательность секторов.
4. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
Ход игры
Предварительный этап
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости, уважаемое жюри и самые талантливые и интеллектуальные участники команд! Мы рады приветствовать вас на игре Информационный калейдоскоп. Начать нашу игру мне хотелось бы следующими словами Виктора Гюго: «Ум человека имеет три ключа, всё открывающих, - знание, мысль, воображение: всё в этом». И я думаю, именно эти слова и должны стать
девизом нашего праздника.
Я рада представить вам жюри сегодняшних соревнований, в которое вошли люди
высокоинтеллектуальные, умные, образованные (Представление жюри.)
Прежде чем мы познакомимся с командами, послушайте, пожалуйста, правила игры «Информационный калейдоскоп» (излагает правила).
Я рада приветствовать на этой сцене команду ….. (представление команды) и команду …. (представление команды).
Начинаем игру. Прошу подойти ко мне капитанов команд для жеребьевки, чтобы определить, кто первый будет делать ход. (Проводится жеребьевка.)
Конкурс Синонимы
Ведущий зачитывает по очереди 8 слов. Надо подобрать синонимы к каждому слову. Команда, первой назвавшая синоним, зарабатывает 1 балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов. Если счет равный, то используются дополнительные задания.
Примеры слов.
№ п/п Исходное слово Слово-синоним
Основные слова
1 8 бит байт
2 CD-ROM лазерный, оптический диск
З web-страница сайт
4 гибкий диск дискета, флоппи-диск
5 дисплей монитор
б каталог папка
7 компьютер ЭВМ
8 микросхема чип
Дополнительные слова
9 FALSE ложь
10 Наrd Disk винчестер, жесткий диск
11 WWW Всемирная паутина

Конкурс «Комплимент»
Команда за отведенное время (5 минут) должна придумать речь, состоящую из самых изысканных комплиментов в адрес другой команды или жюри от юных любителей информатики, т. е. комплименты должны содержать соответствующие сравнения. Например: ваши глаза светятся, как самые дорогие жидкокристаллические мониторы.
Конкурс «Вредные советы»
Это конкурс домашнее задание. Команды должны до игры составить несколько шуточных вредных советов для пользователей, учащихся и т. д. Команды по очереди представляют на суд жюри свои «вредные» советы. Жюри выбирает победителя, оценивая оригинальность, слог, юмор.
Конкурс «Пантомима»
В течение 5 минут команды придумывают, как с помощью пантомимы изобразить предложенные понятия, имеющие отношение к компьютеру.
Задание для одной команды: вирус и антивирусная программа.
Задание для другой команды: мышь и курсор.
Выбор заданий осуществляется с помощью жребия.
Конкурс капитанов
Капитаны по очереди называют термины из информатики (информационных технологий) на букву «п». Однокоренные слова не учитываются. Первым начинает капитан команды, выбравшей данный конкурс. Побеждает капитан, назвавший больше слов. В случае равного количества ответов победа присуждается команде, выбравшей этот конкурс.
Конкурс «Змейка»
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны змейкой, т. е. они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т. д.), но не по диагонали.
Командам демонстрируется табличка, и та команда, которая первая дает верный ответ, зарабатывает 1 балл.
Побеждает команда, набравшая больше баллов.
А М Ь А О Н Е Н А Р К У С Р Е
П Я Т К П К Р С К О С Р Е Р В

Конкурс «Автобиография»:
Ведущий: «Всё есть число», – говорили пифагорейцы, подчёркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. А как умеете работать с числами вы? Сейчас нам предстоит это узнать. За 5 мин вам нужно решить следующую задачу ( текст раздаётся обеим командам):
В бумагах одного чудака-математика была найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: «я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей». Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.
Побеждает команда первая ответившая на вопрос.
Конкурс «Внимание! Розыск»
Ведущий: Теперь намного пофантазируем. Я – начальник следственного отдела. Вы – следственные группы. Задания группам (Ведущий раздаёт каждой команде задания):
1. Вам нужно установить марку и номер машины, в которой уехала пропавшая, если известно, что цвет машины не красный, а номер кратен 9. у дома пропавшей были замечены следующие машины:
Чёрный джип с номером 1101
Красный «Запорожец» с номером 9909
Белая «Волга» с номером 2709
Ответ: Белая «Волга» с номером 2709
2. Определить кто из соседей говорит правду, если известно, что между 7.00 и 11.20 часами пропавшая ещё находилась дома, а при ответе на вопрос «Когда Вы видели пропавшую на улице в последний раз?» сосед из квартиры№59 ответил – в 9.00 ч, а соседка из кв. №7 – в 11.30
Ответ: соседка из кв. №7
Команда, ответившая первой – побеждает в этом конкурсе.
Конкурс «Невероятные истории»
Ведущий зачитывает для каждой команды (по очереди) какую-либо «невероятную» историю. Задача команды - определить, правдивая эта история или выдуманная. За правильный ответ дается 1 балл.
Примеры вопросов:
1. Основатели фирмы Мiсrosoft Билл Гейтс и Пол Аллен учились еще в IХ классе, когда получили свой первый оплачиваемый заказ на написание программы. Естественно, чтобы получить заказ, им пришлось скрыть свой возраст. Как вы считаете, правдива ли эта история? (Да.)
2. А вот еще одна история про Билла Гейтса и Пола Аллена. Рассказывают, что именно они написали интерпретатор Бейсика для машины .Альтаир, а затем бесплатно распространили его среди всех владельцев «Альтаира». Верите ли вы в подобно бескорыстие? (Нет.) -
3. Оказывается, компьютеры могут играть на бирже, как и люди. Было проведено исследование, в процессе которого участвовали две команды из шести участников: в первой — люди, во второй — ЭВМ. В конце игры выяснили, что электронные игроки заработали на 7% меньше прибыли, чем живые. Верите ли вы, что ЭВМ проиграли? (Нет.)
4. Записи на компакт-диске считаются едва ли не самым надежным способом хранения информации. Но, оказывается, диски подвержены воздействию грибка, который питается углеродом и азотом, входящими в состав пластиковых покрытий компакт-дисков, таким образом разрушая дорожки с записями. Верите ли вы в существование подобного грибка? (Да.)
5. В конце 70-х годов ХХ века в университете Карнеги-Меллона Патрик Лэнгли написал программу «Бэкон». После загрузки в нее данных о проведенных экспериментах программа сама заново открыла такие важные законы, как третий закон движения планет Кеплера, газовый закон Бойля—Мариотта, закон дифракции света Снелля, закон Блэка об удельной теплоемкости и закон Ома для электрических цепей. Это был настоящий прорыв в области искусственного интеллекта. Верите ли вы в эту историю? (Да.)
6. Но открывать уже известные законы неинтересно. Вот если бы программа открыла новый закон или разработала новую конструкцию, применимую в жизни! И такая программа действительно существует. Она была написана в 80-х гг. прошлого столетия и называется «Эвриско». Ее работа основана на проверке всех элементов и логических взаимосвязей между ними. Когда в эту программу заложили сведения о кристаллах, полупроводниках и интегральных схемах, то «Эвриско» предложила использовать многослойное конструирование, которое обеспечивало бы более высокую плотность размещения (на один кристалл кремния помещалось больше транзисторов). По существу, это была первая сверхбольшая интегральная схема. Верите ли вы в эту историю? (Нет.) –
7. Английский студент разработал интеллектуальный тостер, который печатает информацию на кусках хлеба. Тостер подключается к телефонной линии. Сервер автоматически определяет местоположение тостера по номеру телефона, после чего на тостер передается информация о погоде для данного района, которая трафаретом (солнечно, дождь, облачно) наносится на хлеб. Верите ли вы в эту историю? (Да.)
8. Иг-Нобелевская премия (« невероятно гениальный»), которая вручается «за достижения, которые нельзя или не стоит повторять , была вручена американскому программисту, написавшему программу, защищающую клавиатуру от кошачьих лап. Его программа различает, когда клавиатурой пользуется человек, когда — кошка. В последнем случае программа срабатывает и динамики разражаются устрашающим воем. Верите ли вы в существование подобной программы? (Да.)
Дополнительные вопросы:
9. И еще одна история про Билла Гейтса и Пола Аллена. Оказывается, перфоленту со своим знаменитым интерпретатором Бейсика для машины Альтаир они оценили в $500. Верите ли вы в эту историю? (Да.)
10. Общеизвестен факт, что первые ЭВМ имели чрезвычайно большие размеры, а соответственно и массу. Масса первой ЭВМ составляла 1 тонну. Верно ли это утверждение? (Нет.)
11. В Кембридже разработана новая технология производства микрочипов: по новой технологии микрочипы могут изготавливаться из пластика. Результат — дешевые в производстве и устойчивые к механическим повреждениям микрочипы.
Верите ли вы в существование подобной технологии? (Нет.)
12. Еще одна новинка! Одной из компаний по производству компакт-дисков созданы диски, толщина которых в 5 раз меньше обычной. Это делает их настолько гибкими, что позволяет сворачивать в трубочку. Верите ли вы в существование подобной технологии? (да.)
Пятиминутки для зрителей
В перерывах между конкурсами проводятся пятиминутки для зрителей в виде соревнования или паузы, заполненной шутками.
Колесо истории
Вопрос 1.
14 апреля 1682 г. в особняке герцогини д’Эгийон в Малом Люксембурге произошло примечательное событие, описанное поэтом Жаном Лоре:
От горничной до герцогини
К математической машине
Проявлен всеми интерес.
И вот однажды некто
…с большим проникновеньем
Им рассказал про вычисления и логику
И тем исторг глубокий искренний восторг
И в благодарность за беседу
Был удостоен Архимеду.
О какой математической машине идет речь в стихотворении? Кто был ее создателем?
Варианты ответа:
1) «паскалево колесо», француз Влез Паскаль
2) «аналитическая машина», англичанин Чарльз Бэббидж
З) «арифмометр», русский В. Т. Однер
4) «Эниак», американец Джордж Моучли
Ответ. Речь идет о знаменитом французском ученом Блезе Паскале. С 18 лет о. работал над созданием математической машины, которая могла бы производит четыре действия арифметики. Первая работающая модель машины была готов к 1642 г., но ученый продолжал работу. В 1645 г. арифметическая машина, или «паскалево колесо», была готова.
Вопрос 2.
В 1871 г. в английском журнале «Панч» было напечатано стихотворение
Служа науке, он терпел лишенья,
Был рок его тревожен и суров,
Он злой судьбою избран был мишенью
Скорей ударов, нежели даров.
С тех пор, когда влекомый блеском таинств,
Присущих математике, решил
Ступить на многотрудный путь, пытаясь
Достичь математических вершин.
Какому изобретателю и ученому посвящено это стихотворение? Каков его вклад в развитие вычислительной техники?
Варианты ответа:
1) француз Блез Паскаль
2) англичанин Чарльз Бэббидж
З) русский В. Т. Однер
4) американец Джордж Моучли
Ответ. Речь идет об английском ученом Чарльзе Бэббидже, главным дел жизни которого, по его словам, были вычислительные машины, над создании которых он работал более 50 лет. Бэббидж сконструировал «аналитическую в машину» - — прообраз современных компьютеров.
Вопрос 3.
В письме президенту Брюссельской академии наук один из создателей вычислительных машин написал: «Я сам удивляюсь могуществу составляемой мною машины, за год перед этим я не поверил бы возможности такого результата. Эта машина может производить действия над ста переменными (числами), которые могут изменяться; каждое число может состоять из 25 цифр» Кто автор письма и о какой машине идет речь?
Варианты ответа:
1) «паскалево колесо», француз Блез Паскаль
2) «аналитическая машина», англичанин Чарльз Бэббидж
3) арифмометр, русский В. Т. Однер
4) « Эниак» , американец Джордж Моучли
Ответ. Автором письма является английский ученый Чарльз Бэббидж. Речь идет об «аналитической машине», над которой он работал в 50-е гг. ХIХ в.
Вопрос 4.
Около 200 лет назад на знаменитой улице знаменитого города был открыт «храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет». В нем были собраны лучшие работы народных умельцев того времени. При входе гостей встречал механический швейцар, который как бы парил в воздухе и играл на валторне. Всеобщее удивление вызывали лающая автоматическая собака, петух, который пал крыльями и вскакивал на перекладину. Кошка мяукала, змея шипела. Механические слуги обслуживали посетителей. Слуга-автомат разносил на подносе напитки... Где это было? .
Варианты ответа:
1) Санкт-Петербург, Невский проспект
2) Лондон, Бейкер-стрит
З) Париж, Елисейские поля
4) Нью-йорк, Бродвей
Ответ. Санкт-Петербург, Невский проспект.
Вопрос 5.
Известный писатель и поэт сказал: «Мы почитаем всех нулями. А единицами себя.» Кто автор этих строк?
Варианты ответа:
1) Иоганн Вольфганг Гёте
2) Джордж Гордон Байрон
З) Александр Сергеевич Пушкин
4) Редьярд Киплинг
Ответ. Александр Сергеевич Пушкин.
Вопрос 6.
Кому принадлежат пророческие слова:
Нам говорят «безумец» и «фантаст»,
Но, выйдя из зависимости грустной,
С годами мозг мыслителя искусный
Мыслителя искусственно создаст.
Варианты ответа:
1) Иоганн Вольфганг Гёте
2) Джордж Гордон Байрон
З) Александр Сергеевич Пушкин
4) Редьярд Киплинг
Ответ. Эти пророческие слова принадлежат великому немецкому писателю, мыслителю и естествоиспытателю Иоганну Вольфгангу Гёте.
Вопрос 7.
Кому принадлежат следующие слова:
Грандиозней мы народов и царей,
Смирно ползайте у наших рычагов.
Мы изменим ход времен и жизнь вещей,
То, что прежде было в веденье богов.
Варианты ответа:
1) Иоганн Вольфганг Гёте
‚ 2) Джордж Гордон Байрон
З) Александр Сергеевич Пушкин
4) Редьярд Киплинг
Ответ. Слова принадлежат Редьярду Киплингу, известному американскому писателю, автору книги «Секрет машин».
Программисты шутят + « вредные» советы
Из записной книжки программиста:
Каждому программисту ЭВМ выдает то, что он заслуживает.
Не спрашивай старого программиста, спрашивай бывалого.
Хороша веревка длинная, а программа короткая.
Алгоритмам учиться всегда пригодится.
Потеряв оператор вывода, по ответу не плачут.
Программу циклом не испорти.
Маленький алгоритм лучше большого безделья.
Одновременное нажатие пяти-шести клавиш на клавиатуре работающего компьютера иногда дает более неожиданный результат, нежели нажатие одной-двух.
Компьютер, поставленный в угол, далеко не всегда чувствует себя наказанным.
Запрещается пользоваться аспирином, малиновым вареньем и горчичниками для понижения температуры перегревшегося компьютера.
А все-таки: в какой системе счисления лучше получать зарплату?
Прежде чем написать программу, проверьте, существует ли ЭВМ, способная ее переварить.
Если, по-твоему, программа составлена правильно, это еще не значит, что с этим согласится машина.
Если программа заработала, не расстраивайся, долго это продолжаться не будет. Если машина вышла из строя еще до того, как программа стала выдавать результаты, — не унывай, скорее всего, они были бы ошибочными.
Вкладывая в программу всю свою душу, не забывай, что ее еще будут эксплуатировать.
А все-таки стоит ли брать банк данных?
Стоит ли писать программу, если точно знаешь, с какого оператора она начнется и каким закончится?
Надпись на дверях кабинета информатики: «Оставь надежду всяк сюда входящий».
Подведение итогов игры
Ведущий. Вот и подошла к концу наша игра. Прежде чем жюри официально объявит победителей, хотелось бы услышать несколько слов об игре и командах.
Жюри подводит итоги игры, объявляет команду-победителя, награждает команды.
Звучит финальная песня.

Литература:
1. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. Современные открытые уроки информатики. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002;
2. журнал «Информатика и образование», 2005, №6
3. журнал «Информатика в школе», 2003, №5, стр. 60

Категория: Информатика | Добавил: nadezhda987 Тараненко Надежда Фёдоровна |
Просмотров: 397 | Загрузок: 144
Всего комментариев: 0
avatar