Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » География [ Добавить материал ]


Гражданско - патриотическое воспитание в школе средствами краеведческой деятельности
22.01.2015, 20:34

ВВЕДЕНИЕ
«Воспитание любви к Родине и формирование гражданской позиции должны стать основными и по большому счету главными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах».
Григорьева Н.В.
С раннего детства и до глубокой старости человек кровно связан со своей
родиной. Ее путь и судьба - это путь и судьба каждого из нас. И всю жизнь мы познаем и открываем ее для себя. А начинается все с детства и со школьной скамьи. Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине и народу наиболее плодотворно осуществляется через краеведение. Невозможно в одно мгновение стать гражданином своей страны с активной жизненной позицией. Патриотизм и гражданственность формируются постепенно и имеют конкретное проявление. И самое главное – это тесная привязанность к родной
земле, чувство нераздельности своей судьбы с судьбой родного края, сохранение и преемственность традиций. Занимаясь краеведением, мы понимаем его огромную роль в познании истории и культуры, экономики и природы, этнографии и археологии своего края и страны, в воспитании патриотизма и национального самосознания учеников.
Гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения является одним из источников обогащения знаний учащихся о родном крае, воспитание любви и уважения к тем местам, где родился и вырос, помогает уяснить неразрывную связь и единство малой родины с жизнью всей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника.
Обновление школы, новые методы воспитания, гуманизация взаимоотношений педагога и учащихся, отражается во внеурочной деятельности, в работе с одаренными детьми, в организации краеведческой работы школы. Школьник получает мощный поток самой разноречивой информации, в том числе негативного плана. Наблюдается острая необходимость в усилении человеческого фактора, в повышении роли нравственных отношений. Школа нуждается в новой теории воспитания, а воспитание учащихся всегда нелегкий процесс и сегодня тем более.
Сегодняшние школьники - это будущие граждане страны. Как научить ребят любить свою Родину, гордиться ею? Решением этой задачи я занимаюсь на протяжении пяти лет. Целенаправленная работа способствует формированию гражданской позиции, уважения к культуре и истории своего народа. Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Казахстана.
2
ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ
МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Большую роль гражданско-патриотическом воспитании школьников оказывает взаимодействие с семьей. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семья, как субъект воспитания, выполняет следующие функции:
1. обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
2. привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;
3. формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
4. обеспечение здорового образа жизни.
Именно поэтому, я считаю, что непременным компонентом патриотического воспитания должно стать изучение уча¬щимися истории своей семьи, ибо история страны - это история каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации. Такие понятия, как: «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» должны стать близкими детям, поэтому работа по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей.
Краеведческая работа в школе проводится в трех основных формах:
• на уроках;
• факультативных занятиях;
• во внеучебное время.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, "горением души", проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.
Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке:
3
представления - знания - умения – деятельность.

Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся:
Представления:
 Родина как место, где человек родился, природа родины;
 родной язык;
 традиции, нравы, обычаи Родины;
 история;
 понятие соотечественника;
 национальные особенности жизни людей;
 особенности жизни многонационального общества;
 интернационализм как нравственное качество человека;
 патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства;
 деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
Знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы, учащему необходимо усвоить понятия "Родина", "Отчизна", "Отечество", необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
Умения:
 воспитанник учится анализировать;
 вдумчиво читать;
 собирать по крупицам материал;
 работать в архивах;
 приобретать навыки экскурсовода.
Деятельность подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную.
Формы ее различны - это: походы, поездки, экскурсии, экспедиции, соревнования, акции и др.
Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников. Учитывать индивидуально - психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике.
Для меня, как для педагога, краеведческая работа является средством разрешения многих воспитательных проблем, выявление более одаренных детей. Например, участие в конференции МАН Казахстана ученицы 6 класса, Лысенко Александры на тему: «Декоративно – прикладное искусство казахов», где объектом исследования было искусство казахского народа, его традиции и обычаи. Несомненно, этот опыт дал Александре много полезного, т.к. именно такие работы формируют человека будущего, создают эстетически полноценную среду, определяющей как творческий потенциал, так и формирование гражданско – патриотическое взгляда.
4
Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:
1) изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ;
2) изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;
3) изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы.
4) проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;
5) обработка, систематизация и оформление материалов;
6) использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

5
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наименование современных образовательных технологий Цели применения современных образовательных технологий Компетенции, на формирование которых направлено использование современных образовательных технологий Эффекты использования современных образовательных технологий
Проектная деятельность Развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные повышение интереса к исследовательской деятельности, участие в научно-практических и краеведческих конференциях
ИКТ активизации познавательной деятельности, повышение мотивации к обучению учебно-познавательные, информационные, предметные повышение интереса к урокам краеведения, мотивации к обучению, качества знаний
Игровая технология (Интерактивные и деловые игры) Развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения общекультурные, коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные повышение интереса к урокам географии, активизация к получению социально значимых знаний
6

Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного процесса. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Принцип коллективной деятельности. В правильно организованной
коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его результат; проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими.
Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не
унижает достоинство других.
Важно подобрать методы, используемые в краеведческом образовании.
 Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов).
 Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата.
 Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе.
 Беседа, рассказ, исследование.
Учитель должен создать методические, дидактические средства для изучения краеведения, помогать и направлять учащихся в такой деятельности, как ведение дневников наблюдения, рабочих тетрадей «Моя малая родина – Актюбинская область», оформление портфолио, ведение фотоальбома «Актобе – мой родной город», составление рефератов, издательство школьной газеты «Знай и люби свой край».

7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.
В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование - комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся: развивать наблюдение, мышление, научную любознательность; повышать интеллект и культурный уровень личности, расширять кругозор, эрудицию; приобщать к творческой деятельности, психологически готовиться к самостоятельной жизни; повышать нравственность; воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него - к Родине.
Таким образом, я считаю, что систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях краеведческого образования имеет свои положительные результаты. А современное школьное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».

8
ЛИТЕРАТУРА
1. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007. - с. 8-9.
2. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. - с. 208, 211-214.
3. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. - с. 154.
4. Деев А.Л. КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4 – стр. 35-35
5. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. - с. 5.



9

Категория: География Сагитжанова Бакытгуль Ергалиевна |
Просмотров: 2304 | Загрузок: 556
Всего комментариев: 0
avatar