Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Физика [ Добавить материал ]


Урок по теме "Повторение раздела "Механические колебания и волны"".
08.04.2016, 16:33

Предмет: физика
Учитель : Калимуллина Нурия Нурихановна
Тема урока: Повторение и обобщение темы «Механические колебания и волны».
Цель:
обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Механические колебания волны»;
развивать умения учащихся решать физические задачи, проводить эксперименты;
воспитывать добросовестное отношение к работе, чувство взаимопомощи, ответственности, умение ценить время.
Смарт – цели:
Для развития естественно-научной и математической грамотности учащиеся индивидуально выполнят графический тест и в группах задание на описание графика колебаний.
Для развития функциональной грамотности учащиеся выполнят задание исследовательского характера.
Для развития читательской и естественно-научной грамотности учащиеся выполнят задание, содержащее отрывок литературного произведения.
Критерии успешности урока:
часть учащихся при выполнении заданий получат за урок оценку «3», набрав 20-27 баллов; большая часть учащихся при выполнении заданий покажут хорошее знание теоретического материала и умение применять его при выполнении различных заданий, набрав 33-34 баллов и 28-32 баллов получат соответственно оценки «5» и «4».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы: обобщающая беседа, эксперимент, самостоятельная работа обучающихся под руководством учителя, индивидуальная, групповая работа, тестирование, самооценка и взаимооценка учащихся, анализ ситуации успеха, рефлексия.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор с экраном, набор грузов, нить, набор пружин, штатив с муфтой, секундомер, раздаточный материал.
Ход урока
На экране слова академика Папалекси и стихи Н. А. Заболоцкого.
«Не будет преувеличением сказать, что среди процессов, как свободно протекающих в природе, так и используемых в технике, колебания, понимаемые в широком смысле этого слова, занимают во многих отношениях выдающееся и часто первенствующее место»
(академик Папалекси)

«Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист»
(«Утро». Н. А. Заболоцкий)

Структура урока

Этап урока
1. Организационный момент (1 мин)
Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу. При входе учащиеся получают цветные стикеры и рассаживаются по группам.
2. Создание проблемно – поисковой ситуации(3 мин)
Мозговой штурм:
Звучит музыка
Учитель обращает внимание учащихся на экран.
- В качестве эпиграфа к уроку я выбрала высказывание академика Папалекси и отрывок из стихотворения Н. А. Заболоцкого «Утро». Послушайте пожалуйста и скажите: Какова тема нашего урока? Слайд 1-2.
- И так, кто мне может сказать, какова тема нашего урока? Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Слайд 3.
- Правильно, сегодня на уроке мы будем повторять материал по теме «Механические колебания и волны». Во время урока вы будете выполнять различные задания, за которые можете получить определенное количество баллов. Эти баллы вы будете проставлять в листы самооценки.
К концу урока вы сможете набрать максимально 34 балла. От количества набранных баллов будет зависеть ваша оценка
«5» - 33-34 баллов
«4» - 28-32 баллов
«3» - 20-27 баллов
«2» - 0-20 баллов
учащиеся слушают, формулируют цели урока:
Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Механические колебания волны»
3. Проверка домашнего задания: выполнение графического теста. Развитие естественно-научной и математической грамотности (7 мин)
-Для решения различных типов задач нам необходимо знать пройденный материал. Для повторения пройденного материала, я предлагаю выполнить графический тест «Верно – неверно» по теме «Механические колебания и волны». Инструктаж и тест представлен на слайдах 4-14.

Комар машет крыльями быстрее, чем шмель.
Длина волны ультразвука больше длины волны инфразвука.
В положении равновесия сила, действующая на тело, будет максимальной.
Колебательное движение характеризуется периодом и частотой колебаний.
Колебания, возникающие под действием силы, пропорционально смещению тела и направленной противоположно ему, называются гармоническими.
Резонансом называют резкое возрастание частоты колебаний.
Тело за 1 секунду совершило 5 полных колебаний. Частота колебаний тела равна 0,2 Гц.
В жидких и газообразных средах возникают поперечные волны.
В положении равновесия ускорение и потенциальная энергия тела имеют максимальное значение.
Поперечные волны возникают в результате деформации сдвига.
Учитель на доске показывает правильные ответы и просит ребят провести самопроверку. Слайд 15.
После самопроверки выводит на доску критерии оценивания теста:
«5»баллов - 10 правильных ответов
«4» балла - 8-9 правильных ответов
«3» балла – 5-7 правильных ответов
Выставляют полученные баллы на лист самооценки.
4. Решение задач на развитие естественно-научной и математической грамотности (7 мин)
- Дальнейшую работу мы продолжим в группах.
Учитель предлагает ученикам вспомнить правила работы в группе.
На рисунке представлен график колебаний математического маятника в определенный момент времени. Какие физические величины можно определить по данному рисунку? Как это можно сделать?
Учитель оценивает работу в группах, за каждый правильный ответ ставится 2 балла, и предлагает выставить отметки на лист самооценки.

Слайд 16 Каждая группа описывает рисунок:
1. Амплитуда А–максимальное значение координаты Х: А=0,2 м.
2. Период колебаний Т–расстояние на оси времени между двумя ближайшими горбами: Т=4с.
3. Частота колебаний ν – с помощью формулы ν=1/Т : ν=1/4 1/с =0,25Гц
4. Собственная частота колебаний ω – с помощью формулы ω=2πν=2∙3,14∙0,25=1,57 рад/с
5. Длину подвеса маятника l - с помощью формулы ω=√(g/l)→l=ω^2/g=(〖1,57 с^(-1))〗^2/(10кг∙м/с^2 )=0,25 м
Спикеры группы озвучивают решение.
5. Решение задач на развитие функциональной грамотности.
(15 мин)
- Ни один закон природы не является доказанным, если он не проверен на практике.
Учитель предлагает задание исследовательского характера. Группы выполняют исследовательскую работу.
Задание. Выясните:
1 группа: зависит ли период колебаний математического маятника от его длины.
2 группа: зависит ли период колебаний математического маятника от массы груза.
3 группа: зависит ли период пружинного маятника от массы груза.
4 группа: зависит ли период пружинного маятника от жесткости пружины.
Ученики должны составить краткий отчет, сделать выводы о проделанной работе.
Озвучивает критерии оценивания данного задания.
10 баллов - если группа дает полный отчет о проведенном эксперименте, который включает в себя порядок выполнения работы, вычисления и вывод к работе;
6 баллов – если группа дает отчет о проведенном эксперименте, который включает в себя порядок выполнения работы, вычисления, но нет вывода к работе;
3 балла – если группа дает отчет о проведенном эксперименте, который включает в себя неполный порядок выполнения работы, нет вычислений, нет вывода;
0 баллов - если группа не справилась с заданием; Слайд 17
Учащиеся работают в группах. Проводят исследования, выполняют расчеты, проводят анализ полученных данных и делают выводы.
Спикеры озвучивают решение.
Группы осуществляют взаимооценку. Ученики выставляют полученные баллы на лист самооценки.
6. Решение задач на развитие читательской и естественно-научной грамотности. (7 мин)
- Физика – прикладная наука, все её законы применяются в жизни. Следующие задания группы выполняют, решая жизненные ситуации.
Учитель предлагает каждой группе задачи на развитие читательской и естественно-научной грамотности.
Озвучивает критерии оценивания данного задания.
Если группа дает полный развернутый ответ, то получает 4 балла
Ответ верный, есть частичные пояснения к ответу – 3 балла
Ответ верный, но нет объяснения – 2 балла
Ответ неверный, но интересное объяснение – 1 балл
Ответ неверный – 0 баллов
Слайд 18
Учащиеся в группах выполняют данные задачи и озвучивают ответы.
Группы осуществляют взаимооценку. Ученики выставляют полученные баллы на лист самооценки.
7. Итог урока. (2 мин)
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментируя их.
«5» - 33-34 баллов
«4» - 28-32 баллов
«3» - 20-27 баллов
«2» - 0-20 баллов
Слайд 19 Учащиеся проговаривают, что они повторили.
8. Рефлексия урока.
(3 мин)
Учитель предлагает учащимся заполнить карточку выхода.
Сегодня на уроке я:
Научился ___________________________
было интересно ______________________
было трудно _________________________
мои ощущения _______________________
больше всего понравилось ____________
Слайд 20.
Учащиеся заполняют карточку выхода. По желанию озвучивают. Анализируют, что необходимо, для более успешной работы на уроке.
Заключительное слово учителя.
- Мир колебаний велик: колеблется спортсмен на батуте и школьник, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах кристаллической решетки…
Пожелание учителя ученикам.
-Мир колебаний велик: колеблется спортсмен на батуте и школьник, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах кристаллической решетки… Я хочу вам пожелать меньше колебаний в вашей жизни. Шагайте по дороге знаний уверено.

Категория: Физика | Добавил: nurija071265 Калимуллина Нурия Нурихановна |
Просмотров: 641 | Загрузок: 402
Всего комментариев: 0
avatar