Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Физика [ Добавить материал ]


Урок по теме "Коэффициент полезного действия теплового двигателя. Роль тепловых двигателей в развитии техники.
08.04.2016, 16:54

Класс 8
Тема урока: Коэффициент полезного действия теплового двигателя. Роль тепловых двигателей в развитии техники. Экологические проблемы использования тепловых машин и охрана окружающей среды.
Цель урока: Формирование понятия КПД теплового двигателя. Объяснение роли тепловых двигателей в развитии техники и их влияние на окружающую среду.
Задачи:
Ученик, прочитав текст учебника, сможет выделить в тексте термины и назвать хотя бы один из них, не повторяя уже названные.
При проведении тренировки памяти, ученик сможет запомнить и записать не менее 6-7 терминов.
Ученик, прочитав текст учебника, сможет ответить на не менее чем 1 вопрос перекрестного опроса.
Ученик сможет составить по тексту учебника не менее трех вопросов и ответить на не менее чем 1 вопрос, составленный другими учащимися.
Ученик сможет написать эссе из не менее 63 слов по теме ««Роль тепловых двигателей в жизни человека», «Влияние тепловых двигателей на окружающую среду»
Применяемые технологии: Технология БиС, технологическая карта «Устный урок 2».
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, ИД, презентация, карточки выхода.

Ход урока.
Организационный момент. Объяснение порядка работы по карте.
Для активизации класса дается слово лидеру класса. 2-3 мин.
Актуализация субъективного опыта учащегося.
а) краткое введение в тему 2-3 мин.:
Как вы помните из курса физики 7 класса, любые механизмы характеризуются коэффициентом полезного действия, т.е. процентным отношением количества полезной работы, совершенной механизмом, к количеству полной работы (включая работу против сил трения). Из принципа действия тепловых машин, которые мы изучали на предыдущем уроке следует, что механическая работа, которую совершает газ или пар при расширении, равна разности Q1 количества теплоты, которое газ или пар получают от нагревателя, и количества теплоты Q2, которое отдается холодильнику, т.е. в окружающую среду.
Значение тепловых двигателей в народном хозяйстве очень велико. Они используются для производства электроэнергии, для передвижения. Использование паровых машин вывело в свое время Англию на первое место в мире по производству тканей и добыче каменного угля. Использование тракторов и комбайнов позволило освоить целинные земли в Казахстане и увеличить объемы выращивания зерна. Но, к сожалению, помимо огромной пользы, тепловые двигатели наносят колоссальный вред окружающей среде. Это и загрязнение воздуха продуктами горения и выхлопных газов, что наносит вред здоровью человека и других живых организмов. Это и кислотные дожди, которые уничтожают хвойные деревья, негативно влияют на живые организмы и многое другое. Поэтому во всем мире ведется работа по ликвидации загрязнения воздуха. Все это и многое другое мы узнаем сегодня на уроке.
б) открываем учебники, читаем параграф 26. На чтение вам дается 8 мин. (Учащиеся читают текст учебника и отмечают опорные слова по теме)
в) Опрос учащихся по МПМ. Учащиеся должны назвать по 1 термину, не повторяя ранее названные термины. (ученику ставится «+» за правильный термин, и «-«, если он не может назвать термин).
Провожу рефлексию. Опрашиваю учащихся, которые не смогли назвать термины, в чем причина их неудачи. Подведение итога.
Тренировка памяти.
Вывожу на доску опорные слова (7 слов). Дается 30 секунд на запоминание. Затем слова закрываются и учащиеся в течение 30 секунд воспроизводят их по памяти.

1-3 Коэффициент полезного действия
4-5 Развитие техники
6-7 Охрана природы

Взаимопроверка тетрадей, подсчет количества слов.
Опрос учащихся, заполнение МПМ (те учащиеся, которые воспроизводят норму 6-7 слов, получают «+», остальные «-»).
Рефлексия. Опрос учащихся, которые не справились с нормой, в чем причина их неудачи. Подведение итога.
Организация осмысления.
Перекрестный опрос.
Опрашиваю учащихся по порядку по теме урока, включая и опорные слова.
КАКОВ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ВСЕХ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ? Рабочее тело, получая некоторое количество теплоты от нагревателя, отдает часть этого количества теплоты холодильнику. Поэтому на совершение работы газом или паром при их расширении идет лишь оставшаяся внутренняя энергия.
НАЗОВИТЕ ФОРМУЛУ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ РАБОТЫ ГАЗА ИЛИ ПАРА. А= Q1 - Q2.
КАКАЯ ВЕЛИЧИНА ВВОДИТСЯ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕПЛОВЫХ МАШИН? КПД тепловой машины.
КАКОЙ БУКВОЙ ОБОЗНАЧАЕТСЯ КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ? η.
ЧЕМУ РАВЕН КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ? КПД тепловой машины равен отношению совершенной работы к количеству теплоты, полученной от нагревателя.
НАЗОВИТЕ ФОРМУЛУ, ПО КОТОРОЙ ВЫЧИСЛЯЕТСЯ КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ? η=(Q_1-Q_2)/Q_1 =A_полез/Q_1
ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ? он показывает, какую часть от энергии, выделенной топливом, составляет полезная работа. Чем больше эта часть энергии, тем экономичнее двигатель.
КАКОВО МАКСИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КПД ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ? 50%, т.к. больше половины энергии, содержащейся в топливе, теряется.
НАЗОВИТЕ ФОРМУЛУ МАКСИМАЛЬНОГО КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ? η=(Т_1-Т_2)/Т_1
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕЛИЧИНА Т_1 В ФОРМУЛЕ МАКСИМАЛЬНОГО КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ? максимальная температура рабочего тела.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕЛИЧИНА Т_2 В ФОРМУЛЕ МАКСИМАЛЬНОГО КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ? максимальная температура холодильника или отработанных продуктов горения.
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ КПД ТЕПЛОВЫХ МАШИН? Необходимо стремиться к повышению температуры нагревателя и уменьшению температуры холодильника.
КАКОВЫ ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ? Ищут пути повышения жаропрочности и жаростойкости материалов для изготовления деталей, уменьшения трения деталей, уменьшения теплопередачи окружающему воздуху.
КАКИЕ ТЕПЛОВЫЕ МАШИНЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ? Паровые и газовые турбины.
КАКАЯ ЭНЕРГИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПАРА НА АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ? Энергия атомных ядер.
КАКИЕ МАШИНЫ ИГРАЮТ РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ? Тракторы, посевные и уборочные машины, в которых используют двигатели внутреннего сгорания.
КАКИМ МАШИНАМ УДЕЛЯЕТСЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ? Дизельные грузовые автомобили и автопоезда, дизельные автобусы повышенной вместимости и комфортабельности, большегрузные автосамосвалы.
КАКАЯ СЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА СТОИТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ? Охрана природы от вредного влияния продуктов сгорания.
ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ОСОБОЕ БЕСПОКОЙСТВО? Загрязнение водоемов и атмосферы.
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ СЖИГАНИЕ ТОПЛИВА В ТЕПЛОВЫХ МАШИНАХ? Содержание кислорода в воздухе уменьшается. В атмосферу поступает огромное количество углекислого газа и других химических соединений.
К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ УВЕЛИЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В АТМОСФЕРЕ? К повышению её температуры и вызвать так называемый парниковый эффект.
К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРИВОДЯТ ТЕПЛОВЫЕ СБРОСЫ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ? Могут поднять температуру проточной воды на 5 градусов, что нарушает жизнедеятельность флоры и фауны в реках.
НАЗОВИТЕ ПОСЛЕДЛСТВИЯ, К КОТОРЫМ ПРИВОДИТ СЖИГАНИЕ ТОПЛИВА В ТОПКАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЭЛЕКТРОСТАНИЙ. Загрязнение воздуха сажей и золой. Кислотные дожди.
К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРИВОДИТ ВЫПАДЕНИЕ КИСЛОТНЫХ ДОЖДЕЙ? Уничтожение хвойных лесов, уменьшение численности и даже вымирание ценных пород рыб, снижение урожайности сельскохозяйственных культур, загрязнение воздуха и водоемов.
КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА ЗАГРЯНЕНИЕ ВОЗДУХА В ГОРОДАХ? Выхлопные газы автотранспорта, различными отходами производства, продукты сгорания топлива на промышленных предприятиях.
КАКИЕ ГОРОДА В КАЗАХСТАНЕ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫМИ ЗАГРЯЗНЕННЫМИ? Темиртау, Риддер, Усть-Каменогорск, Актюбе, Алматы.
КАКИЕ РАБОТЫ ВЕДУТСЯ ВО ВСЕМ МИРЕ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ МАШИН? Предупреждение выбросов загрязнений в атмосферу, устанавливаются газоочистное и пылеулавливающее оборудование.
НАЗОВИТЕ ПРОБЛЕМЫ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ? Захоронение опасных радиоактивных отходов, проблема безопасности, о чем свидетельствуют катастрофы на ряде АЭС.
КАКИЕ МЕРЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ВЫХЛОПОВ ОТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ? На двигателях устанавливаются фильтры, разрабатываются образцы газотурбинных, роторных и даже паровых двигателей, электромобилей и автомобилей с двигателями, работающими на водороде.
Заполняю МПМ. Рефлексивный опрос учащихся. Подведение итога этапа.
Первичная проверка понимания.
Взаимотестирование.
В течение 3-х минут вы должны составить не меньше трех вопросов по тексту учебника, старайтесь вопросы составлять интересные с изюминкой. (Ученики в течение 3 минут составляют вопросы по теме, должны составить не менее 3-х вопросов.)
Опрос по МПМ.
Ученик, отвечающий на вопрос, получает «+», если отвечает правильно и «-«, если отвечает неправильно.
Ученик, задающий вопрос получает «+», если на его вопрос ответили неправильно и «_», если на вопрос ответили правильно.
Рефлексивный опрос учащихся. Подведение итога этапа.
Организация первичного закрепления. (если остается время) 5 минут
Написать эссе по теме «Роль тепловых двигателей в жизни человека», «Влияние тепловых двигателей на окружающую среду».
Взаимопроверка. Обменялись тетрадями. Подсчитываем количество слов в эссе. Сокращения, предлоги и союзы – не считаем.
Проверка норматива: ≥63 слов – ставится + в МПМ.
Рефлексивный опрос учащихся. Подведение итога этапа.
Рефлексия. Заполнение карточки выхода.
Карточка выхода
Фамилия, имя. _________________________________________
Сегодня на уроке я:
Научился ______________________________________________________________
было интересно _________________________________________________________
было трудно ____________________________________________________________
мои ощущения __________________________________________________________
больше всего понравилось ________________________________________________

Анализ урока. Рефлексия «успешности» отдельных учащихся. Что необходимо для более высокой успешности. Опрос учащихся.
Выставление оценок по МПМ.
«5» - ставится тем, у кого 4-5 +
«4» - 3+
«3» - 2+
Домашнее задание тем, у кого меньше 4-х +: §26, ответить письменно на вопросы 1, 2, 3, 6.

Категория: Физика | Добавил: nurija071265 Калимуллина Нурия Нурихановна |
Просмотров: 841 | Загрузок: 444
Всего комментариев: 0
avatar