Каталог файлов

Смотреть
Главная » Файлы » Предметы » Биология [ Добавить материал ]

Урок по биологии для 8 класса "Врожденные и приобретенные формы поведения"
[ Скачать с сервера (1.29Mb) ] 14.03.2016, 15:43

Класс 8
Тема Врожденные и приобретенные формы поведения
Содержание Врождённые (безусловные рефлексы, инстинкты) и приобретенные формы поведения (условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность). Закономерности работы головного мозга. Безусловное и условное торможение.
Демонстрации. Безусловные рефлексы человека, выработка условного рефлекса у человека
Цель Каждый ученик сможет объяснить различия между формами поведения, поймет влияние рефлексов и инстинктов на поведение
Задачи урока • показать взаимосвязь врожденных форм поведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенных формы индивидуального поведения;
• формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и предположения;
• воспитывать ответственность за личное поведение, соответствующего нормам права и морали
Ключевая идея Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, - размышляйте, и хотя криво, - да сами. Г.Лессинг
Последующее чтение Учебник Р.Алимкулова. Биология 8 класс. Стр. 256-261
Тип урока Изучение нового материала
Приемы и методы Обучение в малых группах. Проблемное обучение. Использование ИКТ
Источники, оснащение и оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, флипчарт, листы заданий, таблицы «Формы поведения»
Формы работы фронтальная, индивидуальная, парная
Ожидаемые результаты •учащиеся могут различать врожденные и приобретенные формы поведения;
•знают новые понятия: запечатление, динамический стереотип, рассудочная деятельность, торможение, доминанта, индукция;
•осуществляют самостоятельный поиск учащимися решения задач;
используют навыки анализа и осмысления проблем
Этапы урока Содержание Методы и приемы работы
Вхождение в тему Один учёный решил понаблюдать за поведением шимпанзе. Он оставил обезьяну одну в комнате и вышел, а через некоторое время заглянул в замочную скважину и увидел…
Как вы думаете, что он увидел?
С другой стороны на него смотрит любопытный карий глаз. Шимпанзе подсматривал, что делает учёный.
Сообщение темы и девиза урока
С какой из изученных тем связан сегодняшний урок?
(нервная система)
Какой процесс лежит в основе работа нервной системы? (рефлекс)
Давайте вспомним определение. Что такое рефлекс, соберите определение на флипчарте (лист2).

Перед вами характеристики условных и безусловных рефлексов. Правильны ли они? Найдите ошибки (лист3).

Что дают нам условные рефлексы?
А безусовные?
Распределите по столбикам примеры условных и безусловных рефлексов (лист4).

Говорить о работе нервной системе не возможно не вспомнив двух замечательных ученых: Сеченов и Павлов. Откройте учебники, на стр. 258. Прочтите статью ВНД.
Кому принадлежат эти открытия (лист5)?

Наше поведение продиктовано потребностями. При рождении у человека есть врожденные потребности. Какие? (пить, кушать, спать ит.д.)
Ребенок растет и у него появляются социальные потребности. Какие? (играть, общаться, познавать ит.д.)
Т.е. человек – существо бисоциальное.
А может человек не приобрести социальные навыки поведения? (Да. Пример: дети-маугли)
И так, у человека возникла потребность. Что он должен делать дальше? (поставить цель)
А дальше? (думать, воображать, действовать)
Совокупность сложных физиологических и психических процессов, направленных на достижение цели, называется поведением.
На стр. 256 найдите определения наук, изучающих поведение и зачитайте. Работа с флипчартом.



Проработка содержания темы
Какие формы поведения являются врожденными, а какие приобретенными? Чтобы разобраться с этими терминами поработаем самостоятельно. На столах даны листы с заданиями, таблицы-подсказки и можно пользоваться учебником.
1 группа. Задание: Пронаблюдайте получение коленного рефлекса. Испытуемому необходимо сесть на стул и положить ногу на ногу. Второй учащийся ударяет медицинским молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы, которая находиться под коленной чашечкой. Если удар рефлекс не проявляется надо повторить опыт, более тщательно выбирая место удара.
Вопрос: Какой вид рефлекса вы наблюдали? К какой форме поведения он относиться?
2 группа: Эксперимент с улиткой
Почувствовав опасность, улитка залезает обратно в раковину.
Для исследования такого поведения был проведен эксперимент. Исследователь сажает улитку на стеклянную поверхность. Сначала он наблюдает за улиткой в течение двух минут.
Затем исследователь начинает постукивать палочкой по поверхности сзади улитки. Он ведет точные записи о поведении улитки во время эксперимента.
Поясните график. Почему улитка пряталась в раковину? Какая это форма поведения?
3 группа: Задание: Конрад Лоренц занимался изучением гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам Лоренц. Произошла удивительная вещь: вместо того чтобы присоединиться к стаду гусей, эти гусята повсюду следовали за Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью. Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали на нее никакого внимания и возвращались под защиту Лоренца
Вопрос: Какая это форма поведения?

И так, какие формы поведения мы рассмотрели. Составим схему.

4 группа: Задание: Включите метроном, на втором-третьем его ударе нажмите на грушу, направляя струю воздуха в глаз испытуемого. Повторяйте описанные в пункте 1 действия до тех пор, пока мигание не будет устойчиво (не менее 2–3 раз подряд) опережать нажатие на грушу. После того, как мигательный рефлекс выработан, включайте метроном, не направляя струю воздуха на глаз.
Вопрос: Что вы наблюдаете при этом? Какой рефлекс был выработан у испытуемого в ходе проделанных вами действий? Какая это форма поведения?
5 группа: Просмотрите видеоролик.
Какие формы поведения демонстрируют вороны?
6 группа: Проведите с классом практическую работу «Выработка навыка зеркального письма».
Возьмите зеркала в левые руки, поставьте их так, чтобы они оказались правее вашей рабочей руки. Глядя в зеркало напишите любое короткое слово справа налево, так, чтобы все элементы букв были направлены в противоположную сторону. Повторите эту запись. Прочтите слова, написанные у соседа. Когда вам было легче выполнять задание?
Вопрос: Какую форму поведения продемонстрировали ученики?

Подведем итоги. Работа в малых группах.
Решение заданий на развитие функциональной грамотности.

Использование ЭОРа

Вид рефлекса: безусловный.
Форма поведения: врожденная
Работа с флипчартом

Это инстинкт
Форма поведения: врожденная
Запечатление. Форма поведения: врожденная



Мигательный рефлекс ослаб.
Вид рефлекса: условный.
Форма поведения: приобретенная.

Просмотр видео: https://www.youtube.
com/watch?v=ZerUbHmuY04
Рассудочная деятельность

Динамический стереотип. Форма поведения: приобретенная

Закрепление Давайте объединим схемы и составим сводную таблицу

д/з, оценки Учитель подводит итоги урока
Рефлексия «Теперь я знаю…»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Естественнонаучная грамотность учащихся. Учебное пособие. Филиал «Центр педагогических измерений» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана, 2014 год.
2. http://do.gendocs.ru/docs/index-42295.html?page=10

Категория: Биология | Добавил: ustas | Теги: урок, формы поведения, биология 8 класс
Просмотров: 2062 | Загрузок: 687 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
1
Урок направлен на развитие навыков функциональной грамотности учащихся через решение проблемных ситуаций, связью с жизнью. Спасибо
avatar

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Поиск

Популярные за месяц

Мини-чат

Теги

Бейсенкуль Ерлибекова
Дата регистрации: 10.01.2016
Добавлено материалов: 40
Категория на сайте: Высший
Aslan Kabiev
Дата регистрации: 15.12.2011
Добавлено материалов: 23
Категория на сайте: 1 Степень
Елена Помозова
Дата регистрации: 29.11.2015
Добавлено материалов: 22
Категория на сайте: 6 Степень
Камшат Ташибаева
Дата регистрации: 04.01.2016
Добавлено материалов: 15
Категория на сайте: 7 Степень
Ханов Шохан Уалиханович
Дата регистрации: 29.09.2016
Добавлено материалов: 15
Категория на сайте: 7 Степень
Зинченко Галина Владимировна
Дата регистрации: 16.02.2016
Добавлено материалов: 12
Категория на сайте: 6 Степень
Сакен
Дата регистрации: 03.04.2016
Добавлено материалов: 11
Категория на сайте: 4 Степень
Карюгина Марина Леонидовна
Дата регистрации: 20.09.2016
Добавлено материалов: 11
Категория на сайте: 7 Степень
Акерке
Дата регистрации: 29.09.2016
Добавлено материалов: 11
Категория на сайте: 7 Степень
Елена Ивановна
Дата регистрации: 01.11.2016
Добавлено материалов: 11
Категория на сайте: 7 Степень
Раушан Кутумбекова
Дата регистрации: 04.03.2015
Добавлено материалов: 10
Категория на сайте: 6 Степень
Сайран
Дата регистрации: 03.05.2016
Добавлено материалов: 10
Категория на сайте: 7 Степень
Светлана
Дата регистрации: 08.10.2016
Добавлено материалов: 10
Категория на сайте: 7 Степень
Тихомирова Татьяна
Дата регистрации: 23.02.2016
Добавлено материалов: 9
Категория на сайте: 7 Степень
Копбасунова Мейраш Киргизовна
Дата регистрации: 19.08.2016
Добавлено материалов: 9
Категория на сайте: 7 Степень
Умит Жолымбетовна
Дата регистрации: 31.10.2016
Добавлено материалов: 9
Категория на сайте: 7 Степень
Куттыгожина Шамшуану Шараповна
Дата регистрации: 03.11.2016
Добавлено материалов: 9
Категория на сайте: 7 Степень
Алтынай Куанышбаева
Дата регистрации: 13.02.2014
Добавлено материалов: 8
Категория на сайте: 5 Степень
Айжан Исатова
Дата регистрации: 05.12.2015
Добавлено материалов: 8
Категория на сайте: 7 Степень
Татьяна куныш
Дата регистрации: 08.01.2016
Добавлено материалов: 8
Категория на сайте: 7 Степень
Андриянова Елена Николаевна
Дата регистрации: 10.10.2016
Добавлено материалов: 8
Категория на сайте: 6 Степень
Сыпало Оксана Юрьевна
Дата регистрации: 25.10.2016
Добавлено материалов: 8
Категория на сайте: 7 Степень
Гульжанат
Дата регистрации: 06.11.2016
Добавлено материалов: 8
Категория на сайте: 7 Степень
Наталья Уланова
Дата регистрации: 17.11.2016
Добавлено материалов: 8
Категория на сайте: 7 Степень
Елена Верховская
Дата регистрации: 10.01.2015
Добавлено материалов: 7
Категория на сайте: Средний
Самат Аралов
Дата регистрации: 20.10.2015
Добавлено материалов: 7
Категория на сайте: 3 Степень
Жумадилова Жадыра Жумагазевна
Дата регистрации: 05.02.2016
Добавлено материалов: 7
Категория на сайте: 7 Степень
Солодкова Татьяна Викторовна
Дата регистрации: 24.02.2016
Добавлено материалов: 7
Категория на сайте: 7 Степень
Чижаковская Галина Зыгмондовна
Дата регистрации: 05.04.2016
Добавлено материалов: 7
Категория на сайте: 7 Степень
Олейникова Наталья
Дата регистрации: 17.04.2016
Добавлено материалов: 7
Категория на сайте: 7 Степень

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0