Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Биология [ Добавить материал ]


ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
13.04.2015, 21:18

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Храпунова Галина Алексеевна
учитель биологии и химии высшей категории
ГУ «Клочковская средняя школа отдела
образования акимата Камыстинского района»

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.
(Ян Амос Коменский)

Сегодня все ведущие страны мира признают развитие естественнонаучных знаний как одно из ключевых условий обеспечения конкурентного преимущества государства в будущем. Естественнонаучное образование занимает особое место в формировании объективного научного взгляда учащихся на окружающий мир.Образование в условиях глобализациии возрастающей конкуренции выступает одним из фундаментальных основ, стратегически важных и ключевых направлений развития нашего государства.
В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года, определено, что образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием. В связи с этим возникает необходимость обновления естественнонаучного образования, переосмысления по-новому вопросов: чему учить, кого учить, как учить, их диалектическую взаимосвязь.
Требуется внедрение совершенно новой методологии, технологий обучения, технической и информационной базы школьного химического и биологического образования (учебные планы, стандарты и программы, учебники и УМК). В современных условиях, когда дети с самого раннего детства развиваются в условиях новой информационной среды с использованием телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировался и новый тип восприятия информации. Для современного учащегося традиционные источники информации, такие как учебники или речь учителя, утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Для того чтобы быть в ногу не только со временем, с современными технологиями в процессе преподавания, но и самими учениками - приходиться дополнительно познавать все возможности компьютера самому учителю. Меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организованных форм учебной работы: увеличение самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно - иллюстративного метода обучения, увеличения практической и творческой работы поискового характера. В этих условиях учитель должен использовать новые технологии, а чтобы их использовать нужно уметь владеть содержанием своего предмета, уметь моделировать свое занятие, владеть компьютером. По современным требованиям образовательного стандарта, традиционная форма урока не может дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий. Желание создать современный урок, быть учителем творческим, использовать весь комплекс технических и информационных технологий – вот основа для развития меня как педагога.
Ребенок в современном мире должен обладать функциональной грамотностью, то есть использовать полученные знания в его взаимодействиях с социумом (уметь прочитать инструкцию, заполнить анкету и т.д.) Но проблем в развитии функциональной грамотности школьников предостаточно. Современные учебники перегружены материалом, часто неинтересными текстами, сложными в изложении и понимании. В них отсутствует информация актуальная для учеников, нет логических заданий к текстам, нет четкой системы работы с ключевыми понятиями, определениями. Также учебники не содержат информации, представленной в графиках, таблицах, кластерах, схемах, редко дают ученику возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
В своей работе я использую электронные учебники по биологии и химии. На моих уроках ребята изучают материал, составляют клайстеры, схемы, работают с флипчатами. Электронные учебники содержат лабораторные работы, тестовые задания. Но предложенные тесты содержат материал не определенной главы, а всего курса, поэтому применение его на уроках не всегда целесообразно.
Мною разработаны тестовые задания по курсу химии 8 класса в системе УТК. Тестер – тренажер предназначен для обучающихся. Это те же самые тестовые задания, которые учитель готовит на урок, но выполнены они на компьютере. Работа проводится на уроке индивидуально. Преимущества такой работы – экономится время, позволяет быстро и эффективно проверить знания обучающихся, компьютер сам выставляет им оценки. Количество вариантов может быть разное, количество вопросов в тестах тоже разное, так как дети работают с разной скоростью. Имеются тесты на соответствие, дифференцированные задания. Тестирование провожу после изучения определенной темы. Тестер предназначен для проверки знаний обучающихся. Каждый тест имеет оценочную шкалу и выдает оценку.
Повышает эффективность обучения биологии и химии также и при использование творческих задач. Творческая задача – это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. При решении таких задач могут потребоваться знания из различных разделов физики, химии, географии и т.д. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.
Творческие задачи на уроках биологии и химии позволяют:
– обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
– ознакомить учащихся с достижениями в области естественных наук;
– развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;
– формировать навыки совместной работы;
– устанавливать межпредметные связи.
Творческие задания применяю на уроках по различным темам. Мною разработаны компетентностно- ориентированные задания по курсу биологии 6-8 классов. Использование на уроках таких заданий требует большего времени, дополнительной подготовки учителя и учащихся. Вести урок, где применяется проблемный подход, сложнее, чем проводить урок в объяснительно-иллюстративной форме. Тем не менее, эти уроки оказывают положительное влияние на учащихся, дают лучший результат качества знаний.

Категория: Биология | Добавил: galina_al_hrapunova Храпунова Галина Алексеевна |
Просмотров: 825 | Загрузок: 449
Всего комментариев: 0
avatar