Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Биология [ Добавить материал ]


Брошюра "Изучение сложных вопросов биологии в школе"
23.02.2015, 22:53

Филиал акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области»


«Изучение сложных вопросов биологии »

(10-11 классы)
Учебно-методический комплекс прикладного курса по биологии для естественно-математических и общественно-гуманитарных классов.



Уральск-2013г.

Рассмотрено и рекомендовано экспертным советом филиала акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области»
Протокол №1 от 29 января 2013 года

Составители: Никифорова Т.П. учитель биологии СОШ-ГЭН
Унгарбекова Г.К. учитель биологии СОШ №20
Рецензенты: Капанова Г.Г. старший преподаватель института
Дарибаева Т.О. методист областного методкабинета.
Кажгалиева С.Ж. методист Гор ОО


Данный курс предназначен для учащихся старшей ступени обучения (10-11 класс) естественно-математического и гуманитарного профиля. Материалы курса направлены на подготовку учащихся к сдаче ЕНТ. Позволяет обобщить и систематизировать сложный материал, по предмету начиная с разделов: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия», заканчивая разделом «Общая биология». Системная работа существенно облегчает подготовку школьников к тестированию и реализации целей обучения предмету.
Пояснительная записка.

Прикладной курс : «Изучение сложных вопросов биологии» играет важную роль в систематизации знаний учащихся, развитии мыслительной деятельности учащихся, в планомерной подготовке к ЕНТ.
Место курса в структуре содержания биологического образования:
Курс «Изучение сложных вопросов биологии» рассчитан на 34 часа для учащихся 10-11 классов: естественно математического, гуманитарного профиля. Содержание соответствует требованиям Госстандарта МО РК по биологии. Материалы курса направленные на подготовку учащихся к сдаче ЕНТ позволяют довести до учащихся информацию по предмету, начиная с разделов: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия», заканчивая разделом «Общая биология».
Направление: биология, география, экология.
Новизна курса, актуальность заключается в том, что в нем собраны и систематизированы по темам сложные вопросы ЕНТ. Отработанный в системе учащимися материал способствует повышению ЗУН. В программе даны содержание курса, приведен учебный план с указанием количества часов, видов деятельности.
Цель курса:
углубить знания учащихся по основным разделам биологии, систематизировать умения и знания учащихся
Задачи курса:
-формирование этических, эстетических критериев взаимоотношений с живой природой
- обеспечение практического применения знаний о живых системах
- формирование научного мировоззрения учащихся посредством изучения теорий, законов и закономерностей развития органического мира.

Методы, формы, организация курса.
Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками информации. При определении форм организации учебных занятий следует учитывать, прежде всего, специфические задачи курса. Это могут быть лекционно-семинарская форма обучения, групповая, практикум, конференции, консультации ,семинары и др.
При изучении курса рекомендуется широко использовать наглядные пособия (плакаты, макеты, тотальные демонстрационные препараты, таблицы, схемы и т.п.), фрагменты учебных кино - и видеофильмов по отдельным разделам дисциплины, а также и обучающие программы.
При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет тематической подачи материала. В работе данного прикладного курса обобщены и систематизированы сложные вопросы по биологии в ЕНТ за последние 7 лет, на изучение которых по школьной программе отводится малое количество часов. Работа по прикладному курсу «Изучение сложных вопросов биологии» существенно облегчает подготовку школьников к тестированию и поступлению в ВУЗы.

Форма итогового контроля:
-зачет по практическим работам
-тестовый контроль

Ожидаемый результат:
- формирование ЗУН по предмету биология для успешной сдачи ЕНТ
- умение планировать действия во времени
- умение анализировать достижения и ошибки
- умение выбора правильного ответа в сложных вопросах ЕНТ

Меж предметная связь:
- медицина
- экология
- физиология
- география
- орнитология и т. д.

Ориентация на профессии: врач, эколог, ветеринар, агроном, рыбное хозяйство, биотехнология и т д

Программа (34 часа, 1 час в неделю)
Ботаника. Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов.
Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение, рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение
растений в природе и жизни человека. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Зоология. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных.
Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции.
Приспособления к различным средам обитания.
животных.
Анатомия. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Опора и движение. Опорно ­ двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно ­ двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая
системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Аллергические реакции.
Предупредительные прививки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс.
Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Наследственные заболевания. Медико ­ генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности
нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Безусловные рефлексы. Условные рефлексы
Общая биология. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Генетика. Наследственность и изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
Среда—источник веществ, энергии и информации.
Влияние экологических факторов на организмы. Экосистема.
В.И.Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого
вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Эко­логические проблемы.

Практические занятия:
1.Царство растений. Вегетативные органы.
2.Генеративные органы.
3.Царство: Вирусы, Бактерии
4.Низшие растения, водоросли.
5.Высшие споровые растения: хвощи, плауновидные, папоротники. Голосеменные растения.
6. Класс: однодольные.
Семейств: злаки, лилейные.
7. Класс: двудольные (все семейства)
8. Простейшие животные.
9. Хордовые животные. Класс: рыбы, земноводные.
10. Хордовые животные. Класс: пресмыкающиеся ,птицы, млекопитающие.
11. Сердечно - сосудистая система человека.
12. Дыхательная система.
13. Пищеварительная система.
14. Выделительная система.
15. Индивидуальное развитие организмов. Митоз, мейоз. Типы размножения.



Учебно – методическое планирование
Количество
часов дата Форма
организации
1 Введение. Уровни организации. Общие свойства организмов. лекция
2 Царство растений. Вегетативные органы. Практическое
занятие
3 Царство растений. Генеративные органы. Практическое
занятие
4 Неклеточные формы жизни. Царство: Вирусы, Бактерии Практическое
занятие
5 Царство: Грибы Лишайник- симбиотический организм. семинар
6 Низшие растения, водоросли. Практическое
занятие
7 Высшие споровые растения: хвощи, плауновидные, папоротники. Голосеменные растения. Практическое
занятие
8 Класс: Однодольные.
Семейств: злаки, лилейные. Практическое
занятие
9 Класс: Двудольные (все семейства) Практическое
занятие
10 Простейшие животные. Практическое
занятие
11 Многоклеточные животные. Тип: Кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви. семинар
12 Многоклеточные животные .Моллюски, членистоногие. лекция
13 Хордовые животные. Класс: рыбы, земноводные. Практическое
занятие
14 Хордовые животные. Класс: пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Практическое
занятие
45 Человек. Ткани, органы системы органов. лекция
16 Эндокринная система. семинар
17 Нервная система. семинар
18 Органы чувств.
лекция
19 Опорно-двигательная система.
семинар
20 Внутренняя среда: кровь, лимфа, тканевая жидкость. лекция
21 Сердечно - сосудистая система.
Практическое
занятие
22 Дыхательная система.
Практическое
занятие
23 Пищеварительная система.
Практическое
занятие
24 Выделительная система.
Практическое
занятие
25 Половая система.
семинар
26 Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. лекция
27 Основы цитологии клетки. Клетка, её строение и функции органоидов.
28 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен. семинар
29 Индивидуальное развитие организмов. Митоз, мейоз. Типы размножения. Практическое
занятие
30 Основы генетики. Закономерности наследственности. Генетика пола. семинар
31 Изменчивость. Генотипическая и фенотипическая изменчивость. Основы селекции. лекция
32 Основы эволюционного учения. Микроэволюция и макроэволюция. лекция
33 История развития Земли. Антропогенез лекция
34 Основы экологии. Учение о биосфере.
ЗАЧЕТ

Категория: Биология Унгарбекова Галия Кенжетаевна |
Просмотров: 1687 | Загрузок: 586 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
1
Программа прикладного курса учитывает материал, необходимый для подготовке к итоговой аттестации и поступлению в ВУЗы Казахстана и РФ. Рекомендую для использования.
avatar