Учитель 21 Века

Главная » Файлы » Предметы » Биология [ Добавить материал ]


АТФ и органические соединения клетки
04.01.2015, 10:10
Тема урока АТФ и органические соединения клетки.
Цели и задачи Познакомить учащихся со строением молекулы АТФ и ее функциями в клетке.
Тип урока Интегрированный (биология + химия)
Методы и формы обучения Лекция .Рассказ с элементами беседы, организация работы с текстом учебника.
Оборудование Таблицы : Схема молекулы АТФ.

План урока
1. Химическое строение молекулы АТФ, ее значение в клетке.

.
Основные понятия и термины урока Аденозинтрифосфат, макроэргическая связь, витамины.

Элементы содержания урока 1.
Химическое строение молекулы АТФ
АТФ – аденозинтрифосфат, нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты /содержится в цитоплазме,митохондриях, пластидах и ядрах/

АТФ – неустойчивая структура, легко гидролизируется водой.

АТФ + Н2О =АДФ + Н3РО4 + 40 кДж.

АДФ + Н2О =АМФ + Н3РО4 + 40 кДж.

Схема АТФ:

Химическая формула АТФ:
Макроэнергические связи.
Значение АТФ: Универсальный источник энергии в клетке.

Закрепление игра
Цели игры контроль и обобщение знаний по теме; повышение уровня мотивации к обучению; поощрение группы или класса, успешно освоивших данную тему.
Оборудование: игравая карта, кубик, листы бумаги, ручки,
Учащиеся разделены на две команды. Правила игры:
Изначально у группы:
• деньги (АТФ) число определяется броском кубика (выпавшее число умножается на 10).
Можно купить в начале игры:
• шапку-невидимку -разовая возможность уйти от ответа на один вопрос – цена 30 АТФ;
• палочку-выручалочку – разовая возможность получить возможность воспользоваться книгой – цена 30 АТФ.
ход игры
1. Вводное слово.
Вам предстоит путешествие по клетке в виде вирусной молекулы ДНК. Задача – пройти все испытания и попасть в ядро. При этом вам необходимо зарабатывать деньги – АТФ, их можно тратить, но выиграет та команда, которая доберется до ядра с большей суммой АТФ.
2. Начало. Проникновение в растительную клетку.
Перед вами растительная клетка. Чтобы попасть внутрь клетки, нужно преодолеть оболочку.
Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или с помощью мембранных белков?( Команды пишут ответ на листах бумаги и сдают.)

С помощью мембранных белков С помощью фагоцитоза
Белки требуют за транспортировку ответить на вопросы. За правильный ответ + 5 АТФ, за неправильный ответ – 5 АТФ. Клетки растений неспособны к фагоцитозу.
Теряете 10 АТФ и обращаетесь за помощью к мембранным белкам.
3.Вопросы мембранных белков (ответ «да» или «нет», команда пишет на листочках ответы, затем проверяем)
1.Фагоцитоз –это вид эндоцитоза. (да). 2.Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.(да) 3.Экзоцитоз – процесс проникновения веществ в клетку.(нет) 4.Цитоплазматическая мембрана состоит из одного слоя липидов и одного слоя белков. (нет) 5.Молекула липида образована гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. (да) 6. У животной клетки нет клеточной стенки. (да).
4. Гиалоплазма.
Вы попали в жидкую часть цитоплазмы растительной клетки. Любопытные и дружелюбные ионы CL просят у вас помощи. Взамен они предлагают 55 АТФ и укажут дорогу к ядру.( за правильный ответ + 5 АТФ, неправильный - 5 АТФ)
Помогите хлорид – ионам: нужно составить два списка органоидов: А) органоиды, которые есть в растительной клетке, Б) органоиды, которых нет в растительной клетке.(Команды пишут списки на листочках, сдают, а затем сверяем ответы с картинкой)
Органоиды:
• Лизосомы; ЭПС; Центриоли; Ядро; Аппарат Гольджи Митохондрии; реснички; цитоплазматическая мембрана; хлоропласты; Клеточная стенка; Вакуоли.
Ответ
список А:
• Лизосомы список Б
• ЭПС
• ядро центриоли;
• аппарат Гольджи реснички.
• митохондрии
• цитоплазматическая мембрана
• хлоропласты
• клеточная стенка
• вакуоли
5. Вакуоль.
Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки. Заблудившийся ион магния просит помощи. Он, так же как и вы пробирается на другую сторону клетки, ему нужно попасть в один из пластидов. Но он забыл названия пластида и вещества в которое ему нужно попасть.
Какое вещество содержится в пластидах и окрашивает их в характерный цвет? ( пишут на листочках)хлорофилл

Смогли подсказать Не смогли подсказать
Ион подарил вам 20 АТФ, вы попали в хлоропласт Потеряли 20 АТФ, попали в хлоропласт
6 Хлоропласт.
Итак, вы в хлоропласте. Ваше растение съедено травоядным животным и вы находитесь в пузырьке. К вам приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами . Как этот органоид называется? ( пишут на листочкам, затем озвучивают). ЛИЗОСОМЫ. За правильный ответ 10АТФ.
7ЭПС.
Вы попали в ЭПС. Гостеприимная ЭПС согласилась вам помочь приблизится к цели. Пока вы плывете по ее каналам, она предлагает вам заработать 70 АТФ. Вам необходимо распределить органоиды по трем колонкам (просто поставьте значок напротив органоида в одной из колонок).
За каждый неправильный ответ вы теряете 10 АТФ.
органоиды одномембранные двухмембранные немембранные
Ядро +
ЭПС +
Митохондрии +
Комплекс Гольджи +
Рибосомы +
Пластиды +
лизосомы +
8. Вы проплываете через участок ЭПС, покрытый рибосомами
Как называется этот участок? Гранулярная или шероховатая ЭПС.
За правильный ответ получили 10 АТФ, ответили неправильно потеряли 10 АТФ.
ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались? Аппарат Гольджи.
За правильный ответ получаете 10 АТФ, за неправильный теряете 10 АТФ.
9. Аппарат Гольджи.
Комплекс Гольджи упакует каждого из вас в маленький пузырек, чтобы вы смогли безопасно плыть дальше, но требует, чтобы вы отвечали на вопросы.За правильный ответ +10 АТФ, за неправильный – 10 АТФ.
Вопросы Комплекса Гольджи.
1. Назовите функции комплекса Гольджи.( синтезированные в клетке вещества упаковываются в мембраны, сборка мембран клетки, формирование лизосом)
2. Назовите функции ЭПС. (синтез белков, липидов и углеводов, накопление ионов кальция – важного регулятора всех важных функций клеток и целого организма)
3. Назовите функции лизосом. ( участвует в клеточном пищеварении благодаря содержанию в них ферментов)
4. Назовите функции хлоропластов. (фотосинтез)
5. Назовите функцию лейкопластов. (запас питательных веществ).
6. Назовите функции митохондрий. (участие в клеточном дыхании, синтез АТФ).
10 Митохондрии.
Теперь вы плывете внутри транспортных пузырьков, отделившихся от комплекса Гольджи. Подплываете к двухмембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие складки.
Что это за органоид? ( пишут на листочках) Угадали митохондрию +10 АТФ, не угадали – 10 АТФ.
Митохондрия предлагает вам пополнить запасы АТФ. Она задаст вам два вопроса.
Ответите на оба получите 100АТФ
Ответите на один получите 50 АТФ.
Вопросы митохондрии.
1. Ядро, митохондрии и пластиды – двухмембранные органоиды. Какая особенность объединяет митохондрии и пластиды, но отсутствует у ядра? ( собственный генетический аппарат – ДНК)
2.Назовите что общее в строении митохондрий и прокариот? ( ДНК имеет форму замкнутого кольца).
11. Ядро
Итак вы добрались до цели! Теперь необходимо определить в организме какого животного мы находимся, написать на листках. Получите 20 АТФ, не узнали -20 АТФ.
Посмотрите внимательно на генетическую карту и определите где мы находимся? Организм человека, потому что в ядре 23 пары хромосом).
Подведем итоги, подсчитает баллы. Максимум баллов 300 АТФ.
название команды-___________________________

Список команды Заработанные АТФ Потерянные АТФ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Шапка-невидимка
Палочка-выручалочка
итого

Итог урока
Д\з повторить клетку ,химический состав
Категория: Биология Фролова Надежда Степановна |
Просмотров: 916 | Загрузок: 487
Всего комментариев: 0
avatar