Учитель 21 Века

Главная » Файлы » главная » Учителя школы [ Добавить материал ]


статья "Роль привычек в формировании характера".
17.11.2016, 10:39

«Посеешь привычку – пожнешь характер,
посеешь характер – пожнешь судьбу».
Характер определяет очень многое в судьбе человека. Известно, что наибольшего успеха в жизни достигают не те, от кого это ожидают в детстве, в школьные годы. Порой явно способные люди так и ничего особенного и не достигают. Напротив, другие, казалось бы, не блещущие какими-либо выдающимися способностями, достигают многого. В чем же дело? Если внимательно присмотреться, то почти всегда оказывается – в характере. Благодаря таким чертам, качеством, свойством характера, как настойчивость, воля, целеустремленность, даже при средних способностях можно успеть в жизни сделать намного больше, чем при очень хороших способностях, не подкрепленных указанными чертами. В детстве, в школьные годы человека все чаще оценивают по его способностям. В наличии некоторых из них убедиться легко. Один ученик, например, сходу решает любую математическую задачу, другой пишет хорошие сочинения. Этого достаточно, чтобы сделать вывод о наличии соответствующих способностей, хотя неуспех в этом и не является достаточным основанием для вывода об отсутствии математических или литературных способностей. Черты же характера выявить и правильно оценить сложнее. Характер проявляется там, где человек должен самостоятельно организовать свою деятельность, определять содержание, направленность и последовательность действий, степень прилагаемого усилия. Ясно, что это наиболее отчетливо проявляется в самостоятельной жизни, когда ответственность за свои действия несет сам человек, а не его родители. Связь между характером человека и его судьбой достаточно ясна. Какова же связь между привычкой и характером? В действиях человека окружающие оценивают обычно три качества: правильность цели (с точки зрения общественной пользы цели и умения человека сочетать в его деятельности личные интересы с общественными); эффективность действий (с точки зрения правильности способа осуществления действий для достижения целей); распределение действий во времени (своевременность или несвоевременность действий, осуществление намеченных действий в полном объеме или неосуществление их без объективных причин). Пожалуй, именно в особенностях распределения действий во времени наиболее отчетливо проявляются важнейшие черты, качества, свойства характера, так же как в особенностях, содержании цели проявляется общая направленность личности.
Простой пример. Мыть посуду сразу после еды – хорошая привычка, и обладающие ею делают это не задумываясь. Но некоторые имеют обыкновение мыть посуду не столько после еды, сколько перед едой, у них накапливается целая гора немытых тарелок и чашек. И заставить себя вымыть ее вовремя они не в состоянии, хотя прекрасно сознают, что мыть - то все равно придется. Кажется, лучше, чтобы посуда стояла чистой и на кухне был порядок, тем более что застаревшую грязную посуду вымыть труднее. Лишь объективная необходимость, связанная с невозможностью есть из грязных тарелок, заставляет их вымыть посуду хотя бы перед едой. Своевременно выработанная полезная привычка позволяет делать это без напряжения. Отсутствие такой привычки как мытье посуды приводит к тому, что человеку приходиться действовать через силу, специально заставлять себя сделать то, что у другого получается автоматически. У разных людей отсутствие привычки делать необходимое вовремя приводит к формированию ряда отрицательных черт характера. Если природные волевые задатки хорошие, то в результате формируется такая черта характера, как беспечность, если волевые задатки плохие – формируется слабоволие, неспособность противостоять обстоятельствам, настойчиво осуществлять собственную линию поведения, выполнять то, что намечено заранее, а не порождено давление превосходящих факторов. Привычки бывают простые и сложные, более важные и менее важные. Но каждая из них имеет непосредственное отношение к характеру. С одной стороны, характер формируется в процессе выработки привычек, с другой – уже сложившийся характер определяет особенности формирования новых привычек. Отсутствие внутренних стимулов к деятельности, примитивизм этой деятельности приводит к отсутствию сформированных, устойчивых полезных привычек. Такие люди живут сегодняшним днем, не задумываясь о том, что будет завтра. Тем более, что при их образе жизни завтра не сулит им ничего нового, все тоже давно известные и приевшееся. Отсутствие у индивида склонности к содержательной деятельности не позволяет ставить перед собой отдельные цели, что во-первых, мешает деятельность продуктивности, а во- вторых, формируют несдержанность, нетерпеливость в удовлетворении своих желаний, стремление удовлетворить их немедленно.
Отсутствие привычки к содержательным занятиям служит преградой на пути духовного развития человека. Следует иметь в виду, что неразвиты не обладающие полезными привычками люди отличаются и безответственностью – неумением или нежеланием предвидеть или учитывать последствия своих действий. Пример же других для них особенно заразителен при условии, что подражание это не требует особых усилий. Наличие или отсутствие определенных привычек непосредственным образом сказывается на выработке таких важных черт характера, как взгляды, представления, убеждения. Действительно, потерпев неудачу в осуществлении линии поведения, которую он считал правильной, человек может перейти к пересмотру своих прежних представлений. И взгляды, представления, убеждения человека могут измениться именно потому, что действия его в соответствии с ними неизбежно оказывается решенными эффекта.
Может случиться и по- другому. Не в силах отказаться от своих намерений, но вместе с тем лишаясь уверенности в возможности реального их осуществления, в своей способности достичь цели, человек начинает довольствоваться мечтой, а не делом, ограничиваясь мысленным достижением цели, фантазируя на эту тему вместо реальных действий, противопоставлять мир фантазий реальной действительности. Наличие или отсутствие необходимых навыков и привычек непосредственным образом сказывается и на интересах детей, подростков. Придавая привычкам большое значение в развитии личности, следует учитывать, однако что привычки- не цель, а лишь средство полноценного ее развития. Это – способ отбора, закрепления, а также постоянного осуществления необходимых форм деятельности. Это- фиксация определенного способа действия благодаря, во- первых, формированию соответствующего навыка и, во – вторых, тому, что сам этот способ действия становится потребностью. Поэтому, привычки и придают необходимую прочность и устойчивость всей системе воспитания.
Привычки обязательно должны служить интересом расширения деятельности ребенка. И поэтому воспитание привычек обязательно должно сочетаться с развитием нравственных качеств, инициативным, чувства нового, с неуклонным духовным ростом ребенка. Только в этом случае в воспитании достигается необходимое соответствие между консервативными и прогрессивными элементами. Если в процессе воспитания не происходит формирование системы все усложняющихся привычек, где каждая отдельная из них играет роль лишь кирпичика в воздвигаемом сложном здании, а не венчает его, воспитание становится внешним, формальным, человек замыкается, костенеет в своих привычках, и истинного духовного развития его не происходит. Становясь самоцелью, даже полезные привычки принижают человека, отрицательно сказываются на духовном его развитии, способствуют склонности жить по трафарету, без поиска нового, без творческих устремлений. В моменты, требующие самостоятельности в решениях и действиях, такие люди обнаруживают душевную пустоту и беспомощность, так как имеющиеся в них даже полезные навыки и привычки как бы консервируют их на повседневном, рутинном уровне. Даже хорошие привычки лишь тогда оказываются основой сильного характера, когда они воспитываются в тесном единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. В процессе воспитания следует добиваться не столько беспредельного укрепления каждой отдельной привычки, даже очень полезной, сколько разумного сочетания ряда таких привычек. Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, дети присматриваются к поступкам и действиям окружающих, подражают им, стараясь вести себя так, как ведут взрослые. Для воспитания привычки очень важны первые впечатления, связанные с выполнением определенного действия. Как отмечал К.Д. Ушинский, «многие привыкли говорить, что всякие наставления в юности и все школьное воспитание оставляют мало следов в человеке . Только уроки жизни ложатся в него прочно и неизгладимо, но это не совсем справедливо: жизнь, правда, рубит топором, но часто этот топор тупится о камень уже затвердевший; воспитание и умение в юности проводят легкие черточки, но зато проводят их на душе и еще мягкой, еще не загроможденной впечатлениями».

Используемая литература:
1 Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. Николаенко В. М. М.: Инфра-М , Новосибирск НГАЭиУ 2000.
2 Андреева М.Г. Социальная психология. М. 2000.
3 Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
4 Воспитание детей в семье. М., 1990.
5 Изард К. Психология эмоций. М., 1999.
6 Леонгард К. Акцентуированные типы личности. М., 1974.
7 Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
8 Психология. Словарь. Под ред. А. Петровского. М., 1990.

Категория: Учителя школы | Добавил: NataljaU | Теги: статья Писарева Татьяна Николаевна |
Просмотров: 69 | Загрузок: 30
Всего комментариев: 0
avatar