Учитель 21 Века

Главная » Файлы » главная » Учителя школы [ Добавить материал ]


Статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."
14.12.2016, 07:15

Практике обучения хорошо известны случаи, когда усвоение знаний и умений протекает с заметными затруднениями: ученик с большим трудом овладевает письмом или чтением, пониманием текста, счетом или решением задач. Во многих случаях возникающие трудности не зависят от недостатков применяемых методов обучения, и учитель оказывается перед лицом таких препятствий, которые, по-видимому, связаны с индивидуальными особенностями ученика. Естественно, что он должен понять существо этих препятствий и найти методы, с помощью которых он может обойти или устранить эти трудности[1].
Подобное положение имеет место в начальной школе при обучении письму или чтению: учитель хорошо знает учеников, которым трудно дается письмо - несмотря на все его усилия, долгое время они продолжают делать большое количество ошибок, что нельзя объяснить незнанием правил, но их причина остается неизвестной учителю. Аналогичные трудности могут возникать при усвоении текста учебника: нередко ученик легко читает отдельную фразу, но оказывается не в состоянии усвоить сколько-нибудь сложный текст, выделить существенное в его содержании, делает неправильные заключения о читаемом. И эти трудности не всегда оказываются понятными для учителя, а причина их может быть разной.
Наконец, встречается большое число случаев, когда ученик оказывается перед почти непреодолимыми затруднениями при решении задач. Во многих случаях и здесь встречаются трудности, которые нельзя объяснить ни недостатками методов обучения, ни недостаточным умственным развитием ученика. Они различны по характеру и выступают то в невозможности быстро ориентироваться в условии задачи, иногда в неумении применить нужные арифметические операции, то в недостаточной планомерности, которая требуется от ученика в решении задач, и т.д.
Объяснение причин, лежащих в основе подобных трудностей, представляет одну из наиболее сложных задач, решение которой во многом облегчит учителю нахождение адекватных средств для преодоления существенных препятствий, возникающих перед обучением. Естественно, чтобы лучше понять причины, в результате которых возникают такие препятствия в обучении, необходимо тщательно проанализировать психологическое строение процесса усвоения знаний и умений; лишь тогда возможны вычленения путей их преодоления. Процесс усвоения знаний и умений не исчерпывается четким восприятием заданий, предъявляемых ему учителем, как и наличием хорошей памяти, которая помогла бы удержать те знания и приемы, которые нужны ученику для хорошего усвоения умений и навыков[2].
Процесс усвоения знаний и умений является сложной активной деятельностью, имеющей свою структуру. Начиная усваивать какой-нибудь материал, ученик ставит перед собой известную задачу, в основе которой лежит соответствующий мотив деятельности. Пытаясь выполнить эту задачу, ученик должен найти известную "стратегию" - выбрать наиболее существенные способы выполнения задачи, используя ряд вспомогательных операций, которые приведут его к конечной цели. Он должен принимать ряд решений, в результате которых одни из этих операций (или связей) выделяются как существенные, а другие - отбрасываются как посторонние и ненужные. Такая сложная психологическая структура деятельности характерна для каждого акта переработки информации, доходящей до ученика. Если то или другое звено в этой сложной деятельности выпадает (оказывается слабым), то процесс усвоения знаний или умений нарушается, а выработка нужных навыков затрудняется. При этом характер затруднений, переживаемых учеником, оказывается различным в зависимости от того, какое звено познавательной деятельности выпадает или оказывается слабым[3].
Инклюзивная педагогика и дефектология изучают, как именно меняется процесс усвоения знаний и умений в результате какого-нибудь частного дефекта, возникающего у ребенка. Анализ того, как нарушается процесс письма или чтения, понимания текста или счета у детей с дефектами слуха или зрения, с нарушением речи, с повышенной возбудимостью или нарушением подвижности нервных процессов. У детей с неполноценным развитием отвлеченного мышления, оказывает большую помощь для описания причин, которые могут вызвать затруднения в обучении, и для классификации тех форм затруднений, которые лежат в основе отставания ученика. Внимательный анализ тех форм затруднений, которые возникают в указанных выше случаях, позволяет выделить виды ошибок, к которым приводят неполноценный слух, повышенная импульсивность или недостаточная подвижность психических процессов, и такое описание может существенно помочь учителю для анализа возможных истоков тех затруднений, которые в развитых формах наблюдаются и у учеников массовой школы и в дальнейшие выстроить индивидуальную стратегию обучения особого ребенка.
Специальный интерес представляет в этих случаях восстановительное обучение, подсказывающее пути, которые могут позволить восстановить нарушенную функцию, компенсировать имеющийся фактор.
Известно, что нервные клетки, входящие в состав коры головного мозга, разрушившись, в дальнейшем не восстанавливаются. Поэтому обучение этих больных должно найти методы, которые, с одной стороны, используют сохранные анализаторные системы и афферентации с них, то есть опираться на сохранные участки мозга, а с другой - опираться на сохранные формы деятельности (вербальные и невербальные) и сохранную личностную сферу больного. Педагогическая нейропсихология направлена на восстановление психической функции на новых мозговых основах.
Содержание программы восстановительного обучения должно отвечать трем основным требованиям: обеспечить закрепление ориентировочной основы действия, создать условия для выполнения серии операций, направленных на решение задачи, обеспечить контроль больного за собственными действиями. Программа восстановительного обучения сводилась к следующим этапам.
1. Прочитайте задачу.
2. Разбейте задачу на смысловые части и отделите их друг от друга чертой.
3. Выпишите эти части одну под другой.
4. Подчеркните и повторите, что спрашивается в задаче.
5. Решайте задачу.
6. Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то...
7. Посмотрите внимательно на условие задачи и найдите, что неизвестно.
8.Как можно узнать это неизвестное'? Напишите первый вопрос задачи и выполните нужное действие.
9. Сверьте его с условием.
10. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если нет, то...
11. Напишите второй вопрос задачи и выполните нужное действие.
12. Сверьте его с условием задачи.
13. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если нет, то...
14. Напишите третий вопрос задачи и выполните нужное действие.
15. Сверьте его с условием задачи.
16. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если да, то...
Сделайте общий вывод, каков ответ задачи?
Легко видеть, что подобная система обучения направлена на то, чтобы программировать его поведение, не указывая на конкретные способы решения задачи или способы выполнения частных операций. Только такая система, которая ставит каждый этап поведения больного под специальный контроль, может достичь нужных результатов.
Как видно из приведенных методов обучения, различным группам больных помогает в преодолении дефекта принципиально разная организация обучения.
Если больным с поражением височных отделов и нарушением слухоречевой памяти помогает программа, позволяющая избежать необходимого удержания всех элементов условия задачи в памяти, то больных с теменно-затылочными поражениями мозга необходимо обучать способу выполнения конкретных операций, включенных в интеллектуальный акт, больным же с поражением лобных долей мозга нужно определенным образом организовать деятельность, не заботясь об операционной ее части.
Восстановительное обучение имеет и еще одно значение, важное для общей дидактики: оно позволяет лучше узнать, какие причины приводят к нарушению процесса усвоения знаний и навыков и какие различные приемы могут быть использованы при различных видах недостаточности.

Список литературы:
1.Глазков И.В. Особенности восприятия окружающего мира детьми ЗПР. СПб.:«Питер», 2011г. С.- 23-24.
2. Буряков В.В. Инклюзивное образование. М.: «Академия», 2010 г. с.-56
3. Лурия A. P. Маленькая книжка о большой памяти. СПб: « Питер», 2011 г. с.45-49

Категория: Учителя школы | Добавил: NataljaU | Теги: статья Пасечная Елена Геннадьевна |
Просмотров: 103 | Загрузок: 59
Всего комментариев: 0
avatar