Учитель 21 Века

Главная » Файлы » главная » Учителя школы [ Добавить материал ]


«ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»Исследовательская работа
02.11.2016, 21:10

«ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»
Исследовательская работа по дополнительному образовательному курсу переподготовки «Олигофренопедагогика»

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы формирования трудовых умений и
навыков у школьников с нарушениями интеллекта…………………..5
1.1. Формирование трудовых умений и навыков у учащихся
с нарушениями интеллекта как психолого-педагогическая проблема…..5
1.2. Структура и содержание процесса формирования трудовых
умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта
на уроках технологии .........................................................................................14
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа по
формированию трудовых умений и навыков у младших
школьников с нарушениями интеллекта на уроках технологии........19
2.1. Выявление особенностей в формировании трудовых умений
и навыков у школьников с нарушениями интеллекта
на уроках технологии…………………………………………………………19
2.2. Эффективность коррекционно-педагогической работы по
формированию трудовых умений и навыков у школьников
с нарушениями интеллекта…………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………...38


I. Введение.
Актуальность темы. Конституция Республики Казахстан гарантирует всем гражданам бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях [1,ст.30]. Не являются исключением дети с нарушениями интеллекта. На детей с нарушениями интеллекта, нуждающихся в специальных педагогических подходах, из государственного бюджета выделяются дополнительные средства, гарантирующие получение ими образования на уровне установленных стандартов [1,ст.15, п.3]. Государство содействует профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями. Законом о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями им гарантировано бесплатное получение социальной и медико – педагогической коррекционной поддержки [1,ст.15, п.1]. Закон Республики Казахстан «Об образовании» в статье «Государственные гарантии в области образования» регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан на образование; регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и интересов ребёнка, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации [2,ст.8,п.6]. В концепции развития образования РК до 2030 года приоритетным направлением является введение профессионального обучения, учащиеся коррекционных школ могут выбирать формы и способы обучения, где особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. В Концепции развития образования РК также рассмотрены аспекты подготовки к жизни детей с нарушениями интеллекта [3,ст.8, п.6].
Мир, в котором живёт человек, сегодня, находится в постоянном движении, в нём формируется очень много нового, интересного. Необходимо развивать у детей с нарушениями интеллекта чувство прекрасного, научить видеть мир красивым и показать эту красоту в декоративном искусстве. Нужно учить и воспитывать, вырабатывать трудовые навыки и формировать эстетическое воспитание учащихся с нарушениями интеллекта. Детям следует предоставить широкую возможность творить – изготовлять изделие, требующее понимания чертежа, и правильной разметки материала, и качественной обработки его, и продуманного монтажа, и определенного вкуса при подборе отделочного материала. Такая работа педагогически эффективнее. Необходимо добиваться того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, а прежде всего как гражданин своего государства, активный строитель общества с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения.
Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их морально-психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.
У подавляющего большинства умственно отсталых школьников формируются автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако сам процесс формирования протекает очень медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с нарушениями интеллекта. Таким образом, проблему возможностей успешного формирования трудовых умений и навыков у детей с нарушением интеллекта можно считать мало разработанной и тем самым актуальной. [9]
Противоречие между объективной потребностью в формировании трудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности данной проблемы существует. Разрешение данного противоречия обусловило выбор темы исследования, проблема которого может быть сформулирована следующим образом: какова совокупность психолого-педагогических условий, повышающих эффективность процесса формирования трудовых умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта на уроках технологии? Решение данной проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс трудового обучения учащихся Чкаловской коррекционной (спец) школы-интернат на уроках технологии.
Предмет исследования – процесс формирования трудовых умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования трудовых умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта будет наиболее эффективным, если: учитываются индивидуальные и возрастные особенности школьников с нарушениями интеллекта; используются различные средства наглядности (натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы, карты-планы, макеты, муляжи, игрушки); формируется широкий круг представлений детей в процессе экскурсий; осуществляются наблюдения за реальными объектами, жизненными ситуациями, оцениваются действия людей в этих ситуациях, а также моделируются эти ситуации на занятиях.
Проблема, цель, объект, предмет, гипотеза исследования обусловили решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретические основы формирования трудовых умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта.
2. Выявить психолого-педагогические условия формирования трудовых умений и навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные педагогические условия формирования трудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта могут быть использованы в коррекционно-педагогической работе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида.
Гипотеза исследования: приемы разделения трудовых операций учащихся обеспечат формирование практических умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.








Глава 1. Основы формирования трудовых умений и
навыков у школьников с нарушениями интеллекта

1.1. Формирование трудовых умений и навыков у учащихся
с нарушениями интеллекта как психолого-педагогическая проблема
В коррекционной школе педагог в процессе обучения имеет дело с определенной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это неоднородная по составу группа школьников. В эту группу входят дети с разными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик: от детей практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы. От ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Для каждой категории и внутри каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья требуется дифференциация специального образовательного стандарта, на практике обеспечивающая охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям. [7] Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам продвинуть их в плане общего развития. В группу детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети с нарушениями интеллекта или (умственно отсталые дети) [4]. Воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями умственно отсталых детей самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды. Для продвижения умственно отсталых детей в общем развитии, для усвоения знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специально организованное обучение и воспитание [9].
Педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности школьников. Наиболее полно задачам трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических задач. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка. Проблемой формирования умений у детей занимались такие известные психологи и педагоги как С.Л. Рубинштейн , Н.Ф. Талызина ,А.В. Хуторской ,Л.М. Фридман и др. [14].
Умение определяется как способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Понятия «навыки» и «умения» неразрывно связаны между собой. Ученый-педагог Л. М. Фридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано – у ученика образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходит в навык .
Многие педагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, учащиеся младших классов при выполнении практических заданий выполняют ряд действий, связанных с приобретением отдельных элементов умений. При этом навыки держания инвентаря в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Формирование умений и навыков – специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, – это неверно.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Тренировка, нужная для обработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности
Можно сделать выводы, что вся деятельность по обучению умению не должна проходить в отрыве от усвоения урочной системы. Эти два процесса должны протекать параллельно. Практически это значит, что при усвоении урочной темы необходимо подобрать такие упражнения, задания и т. п., которые одновременно будут обучать умению. При этом упражнения могут быть самые разные, не только по содержанию, но и по сложности и видам деятельности. Их продолжительность для разных умений может в значительной степени варьироваться: от нескольких учебных часов до нескольких лет обучения. Формы проверки могут быть тоже разными: мини-задание для всех участников класса, индивидуальные мини-задания. Подводя итог, можно обобщить, что умения и навыки можно разделить на: специфические и обще учебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека [7].
Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся коррекционных школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, сельскохозяйственные организации, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых. Так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду.
Труд детей в школе многообразен. Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. Хозяйственно-бытовой труд школьников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, в огороде, в цветнике.
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности детей с нарушениями интеллекта. Автор подчеркивает, что труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в классе ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в рабочей комнате, мастерской, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в детей уверенность в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата. Но не все категории аномальных детей могут овладеть трудовыми навыками в одинаковой мере, поэтому характер и степень решения той или другой задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка. В связи с этим проблемы выбора видов труда, его форм, производственной нагрузки приобретают для специальных школ особое значение. С.Я. Рубинштейн подчеркивает, что в процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей с нарушениями интеллекта. Когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно, он испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка [14].
Г.М. Дульнев, наблюдая деятельность воспитанников специальных учреждений, указывал, как формируется в труде целенаправленность и самостоятельность. Возможность сделать вещь привлекает, захватывает ребенка с нарушением интеллекта. Более трудно, но еще более значимо, воспитание таких качеств, как критичность и самоконтроль. Когда ребенок получает плохую отметку за неправильно выполненную работу, он не всегда убежден в том, что эта плохая оценка справедлива. Но когда ребенок сам обнаруживает дефект в сделанной им вещи – это сразу дает ему представление о допущенной ошибке и побуждает в дальнейшем более внимательно следить за ходом своих действий [6].
В.Ф. Мачихина указывает на тот факт, что умственно отсталые дети не могут в полной мере и на высоком уровне осознать общественную значимость труда, поэтому специальные образовательные учреждения должны ограничиваться формированием соответствующих трудовых представлений и понятий в упрощенной и конкретной форме. Существенный недостаток трудовой деятельности у умственно- отсталых младших школьников состоит в неумении самостоятельно, без помощи учителя, справиться с поставленной трудовой задачей. Этот недостаток обусловлен не только особенностями их психической деятельности, Но и недооценкой учителем важности воспитания самостоятельности в процессе трудового обучения. В ряде случаев сообщаемые на занятиях по труду знания плохо усваиваются детьми из-за того, что в наглядном материале они воспринимают лишь конкретные признаки и качества. Отвлеченные признаки, характеризующие связи и отношения между отдельными частями материала или отличия данного материала от другого сходного, но не идентичного с ним, не осознаются ими. Поэтому умственно отсталый ребенок без помощи учителя не сможет усмотреть в трудовом материале именно те стороны и свойства его, которые имеют первостепенное значение для выполняемого действия, и не будет руководствоваться случайными признаками, лежащими на поверхности [5].
Как показали исследования М.С. Певзнер, работоспособность детей с умственной отсталостью ниже работоспособности их нормальных сверстников. Кроме того, в течение дня работоспособность умственно отсталых детей обнаруживает большие отклонения. Неправильное отношение младших школьников с нарушениями интеллекта к трудовым заданиям определяется в ряде случаев недостаточным развитием мыслительных процессов. Не будучи в состоянии установить необходимые связи и отношения и наметить обоснованный план действия, умственно отсталый ребенок начинает действовать неадекватно: не стремится получить реальные и значимые результаты, а формально выполняет отдельные операции, имеющие какое-либо отношение к предложенному заданию. Еще более сложен вопрос о связи между интеллектуальным развитием и развитием трудовой деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, особенно когда речь идет о формировании общетрудовых умений и навыков. У подавляющего большинства младших школьников с нарушениями интеллекта могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно. Обучая умственно отсталого школьника определенному виду труда, воспитывая у него правильное отношение к труду, применяя специальные приемы и методы, преодолеваются трудности и недостатки его психического развития [4].
Таким образом по проблеме исследования можно делать такие выводы:
1. Труд - важнейшее средство воспитания, в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
2. Трудовое воспитание - это совместная деятельность учителя и учеников, направленная на физическое и умственное развитие у детей обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
3. В коррекционных школах 8 вида при работе с младшими школьниками применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности во время урока и внеурочное время. Используются такие виды трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
4. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в труде является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития.

1.2. Структура и содержание процесса формирования трудовых
умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта
на уроках технологии
Смена приоритетов в системе специального образования в сторону безусловного обеспечения прав на получение доступного образования всеми категориями детей делает актуальной задачу реализации их права на трудовую занятость. В коррекционных школах 8 вида учатся дети, имеющие стойкие нарушения в развитии мышления, речи и аффективно-волевой сферы. Поэтому деятельность детей с нарушением интеллекта в процессе обучения труду отличается большим своеобразием. Это определяет особенности содержания профессионально-трудового обучения в коррекционной школе и применение как общих так и специфических методов и методических приемов при формировании у детей с нарушением интеллекта профессиональных знаний, трудовых умений и навыков.
Основные задачи обучения школьников коррекционных школ к труду состоят в следующем: формирование у учащихся теоретических знаний, трудовых умений и навыков; коррекция недостатков трудовой деятельности; воспитание положительного отношения к труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, чувства ответственности;
содействие физическому развитию, укреплению их здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости.
Необходимо, чтобы учащиеся овладели наибольшим числом профессиональных приемов труда. Установлено, что учащиеся, овладевшие большим количеством приемов труда, могут лучше спланировать работу по сравнению с теми, которые не имеют такого запаса приемов. Таким образом, овладение приемами труда явится не только средством расширения трудового опыта у детей с нарушением интеллекта, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности.
При подготовке учащихся к труду является обучение их технологическим приемам и ухода за инструментами, потому что существует разнообразные приемы выполнения технологических операций. В условиях коррекционной школы формируются на достаточно высоком уровне навыки выполнения только основных трудовых операций. К концу обучения учащиеся должны выполнять эти операции на уровне сформированного навыка, т.е. во время работы не только правильно держать инструмент, но и правильно выполнять рабочие движения, работать быстро и высококачественно. Навыки выполнения трудовых операций формируются у учащихся постепенно, в процессе многократных упражнений на протяжении всего периода обучения труду.
Трудовая деятельность умственно отсталых школьников в значительной степени зависит от особенностей их физического развития. Учащиеся коррекционной школы значительно отстают от учащихся массовой школы в физическом развитии. Учащиеся коррекционной школы отстают в росте, весе. У них сравнительно мала окружность грудной клетки, обнаруживается слабость брюшного пресса. Эти дети быстро устают, отставание в физическом развитии проявляется у них наиболее ярко при выполнении упражнений и действий, требующих физической силы и быстроты. Если к сказанному прибавить, что у умственно отсталых школьников не развита ориентация в пространстве и времени, то станет совершенно ясно, какое большое влияние оказывают особенности их физического развития на трудовые действия [11].
Нарушение координации движений и недостатки физического развития оказывают, несомненно, большое влияние на трудовую деятельность учащихся вспомогательной школы и вызывают необходимость в проведении соответствующей коррекционно-воспитательной работы.
Подготовленность учащихся к труду характеризуется также степенью их самостоятельности при выполнении трудовых заданий, особенно тех, которые они выполняют впервые. Низкая степень самостоятельности у учащихся при выполнении новых трудовых заданий является основным недостатком их трудовой деятельности.
Необходимость воспитания у детей положительного отношения к труду в природе, трудовой дисциплины, ответственности за порученное дело, добросовестности определяется тем, что они влияют на успешность трудового обучения учащихся в школе. В современных условиях у учащихся коррекционных школ возникает пренебрежительное отношение к труду. Если в школе не будет проводиться активная воспитательная работа, то ученики не изменят своего отношения к данному виду труда, что может отрицательно повлиять на результаты трудового обучения, а в дальнейшем на успешность их трудоустройства и адаптацию на производстве.
Труд как методический прием является важнейшим средством коррекции, давая возможность осуществлять наглядность обучения в ее наиболее развернутой форме: делания, воспроизведения, моделирования и конструирования. Применение труда в коррекционной школе дает возможность более глубоко и в то же время широко охватить учащихся воспитательной работой. Если активность учащихся используется правильно, она ведет к их самостоятельности. Учеников надо учить работать самостоятельно. Выполняя программные работы под тщательным руководством учителя, ученик закрепляет определенные умения и навыки на поделках, представляющих вариацию основной работы, и эти вариативные вещи выполняются все более и более самостоятельно.
Отдельные этапы трудового обучения тесно связаны между собой: в пропедевтике труда ученик получает первые трудовые установки, первые навыки обращения с инструментом и материалом. Эти установки и навыки развиваются и укрепляются в бытовом труде и профессиональном обучении. Они переносятся учеником в его работу по общеобразовательным предметам. Иллюстративный и профессиональный труд развивает конструктивное мышление, вскрывает нечеткость представлений, переводит эти нечеткие представления в представления более четкие, более полно отражающие предмет [12].
Как показывают исследования, в процессе обучения учащихся коррекционной школы труду большое внимание должно быть уделено не только выработке трудовых навыков и умений, но и развитию познавательных компонентов трудовой деятельности. Только при этом условии создаются необходимые предпосылки для подготовки учащихся коррекционной школы к самостоятельной трудовой деятельности.
Следует, однако, отметить, что наличие знаний и навыков не всегда обеспечивает их использование в нужный момент. Как показали исследования Н. А. Менчинской и ее сотрудников, возможность применить знания на практике зависит не только от степени их усвоения, но и от наличия особых интеллектуальных умений применять их тогда, когда в них возникает необходимость. Эти интеллектуальные умения могут иметь различную степень обобщенности, зависящую от развития мыслительных операций.
Нарушение целенаправленности трудовой деятельности у умственно отсталых школьников часто находит свое проявление в том, что при ее выполнении они не соотносят все действия с требованиями поставленной перед ними задачи. При столкновении с определенными трудностями в работе умственно отсталые дети отходят от поставленной перед ними задачи и начинают производить такие действия и операции, которые все дальше и дальше уводят их в сторону от намеченной цели [14].
Умственно отсталые учащиеся приспосабливали свои последующие операции и частные действия к тому, что ими уже было ошибочно построено, хотя это явно удаляло их от выполнения данного конкретного задания.
Таким образом, одной из основных задач коррекционно-воспитательной работы при обучении умственно отсталых школьников труду является формирование у них целенаправленных способов деятельности. Это означает, прежде всего, что умственно отсталого школьника следует специально учить действовать в соответствии с ясно осознанной целью и средствами, ведущими к самостоятельному достижению цели. Обучая учащихся вспомогательной школы труду, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы их внимание было направлено не только на отдельные действия и операции, но и на выполнение практических заданий, удовлетворяющего определенным требованиям.
Важно в процессе трудовой деятельности добиваться у учащихся коррекционной школы того, чтобы они смогли применить полученные трудовые умения и навыки в жизни.


Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа по
формированию трудовых умений и навыков у младших
школьников с нарушениями интеллекта на уроках технологии

2.1. Выявление особенностей в формировании трудовых умений
и навыков у школьников с нарушениями интеллекта
на уроках технологии.

В концепции развития образования РК до 2030 года приоритетным направлением является введение профессионального обучения, учащиеся коррекционных школ могут выбирать формы и способы обучения, где особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся [3]. Труд учащихся, соединённый с образованием, является не только средством подготовки практической деятельности, но и средством формирования личности. В процессе выполнения трудовых заданий знания учащихся конкретизируются и уточняются, формируются умения применять их в практической деятельности. Успешное выполнение работы даёт учащимся нравственное удовлетворение, содействует развитию хорошего настроения, особенно если работа по душе. Школа не может стоять в стороне от тех задач, которыми живет наше общество. Нельзя учить труду в отрыве от важнейших проблем воспитания.
Работа по формированию трудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта проводилась на базе КГУ «Чкаловская коррекционная (специальная) школа –интернат для детей с ограниченными возможностями развития.
Цель эксперимента: выявить особенности сформированности трудовых умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта.
Трудовые занятия в школе – не самоцель, они подчинены идее всестороннего развития личности, они являются одним из основных средств организации трудового воспитания учащихся. Мало вооружить детей конкретными умениями и навыками по обработке материалов. Надо пробудить у них внутренний интерес к труду, вкус к красоте предметного мира, вооружить четкими эстетическими идеалами, вызвать стремление к активному участию в творчестве по законам красоты. Успешная трудовая деятельность невозможна без ясного осознания цели, плана и способов действия. Для того чтобы выполняемая работа была продуктивной, ее надо осуществлять в соответствии с данной конкретной ситуацией и с учетом условий, складывающихся в процессе деятельности, настойчиво преодолевая возникающие при этом трудности.
Сформированность общетрудовых умений у учащихся (ориентировка в трудовых заданиях, планирование, контроль за их выполнением) зависит от самостоятельности учащихся. Установлено, что умение ориентироваться в трудовых заданиях, планировать и контролировать свою работу не вырабатываются у учащихся автоматически в процессе труда, а формируются в результате специального коррекционного обучения. Поэтому научить учащихся самостоятельно ориентироваться в трудовых заданиях средней степени сложности и планировать их выполнение, т. е. определять последовательность операций, подбирать рациональные приемы труда и соответствующие инструменты и орудия. Кроме того, их необходимо научить своевременному выполнению контрольных действий, а также применению общеобразовательных знаний на уроках труда [10]. Поэтому для формирования умений и навыков не нужно недооценивать момент подготовки к выполнению трудового задания, т.к. без него не только невозможно сознательное достижение детьми высоких результатов в труде, но и немыслима полноценная система воздействий на учащихся. Подготовка к выполнению трудового процесса предполагает заранее продуманный план занятий по развитию эстетических представлений, чувств, вкусов, идеалов. Из этого следует, что процесс формирования трудовых умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта на уроках технологии включает следующие этапы: выбор объекта труда, предварительные наблюдения объектов труда, постановка цели труда, анализ модели-образца.
Выбор объекта труда. Процесс формирования трудового воспитания учащихся на уроках технологии должна начинаться с выбора объекта труда. Это первый этап подготовки детей к выполнению трудового задания, первый шаг эстетического воздействия на них. Разумеется, эффективность его будет зависеть от того, насколько педагогически правильно его организовать, насколько активнее привлечь учащихся к участию в выборе объекта труда, какие требования предъявляются к намеченному для изготовления изделию. Очень важно активно включать самих учащихся в выбор объекта труда. Активное участие в выборе объекта труда не только усиливает интерес учащихся к намеченным для изготовления вещам, но и становится и актом общения детей с красотой предметного мира, пробуждая эстетическое отношение к действительности, и в частности, к намеченному для изготовления предмету. Участие детей в выборе объекта труда может быть различным: беседы о вещах, которые хочется сделать на уроке, коллективный анализ письменных ответов на вопрос: « Что бы ты хотел сделать на уроках труда?», обсуждение и утверждение плана работ, составленного учителем. Мало привлечь школьников к выбору объекта труда, надо помочь им подобрать такой предмет для выполнения, который смог бы служить источником эстетического воздействия на всех последующих этапах трудового процесса, возбуждал бы активность и желание проверить творческие способности, воспитывал вкус.
Тип ориентировки, сформированный у ребенка, определяет качественные стороны его мыслительного процесса. Развернутый характер ориентировочной части, ее словесная организация, фиксация внимания на основные ориентирующие признаки объекта, включение в этот процесс перцептивных действий, общение взрослого с ребенком,- существенно усиливают полноту формирующихся образов, и самостоятельность детей при выполнении практической части задания.
Предварительные наблюдения объекта труда. В школьной практике используются предварительные наблюдения с целью пробуждения эстетического отношения к объекту труда. Находясь в окружении многообразного предметного мира, учащиеся постоянно сталкиваются с красивыми предметами, которые непроизвольно задерживают их внимание. Учитель опирается на эти наблюдения в педагогической практике. Предварительные наблюдения изделия образца, несомненно, способствуют пробуждению формирования эстетического воспитания, но их недостаток в том, что они не приобщают к красоте окружающего предметного мира.
Эффективность предварительных наблюдений во многом зависят от того, насколько умно организует их учитель. Прежде всего, насколько правильно делает он установку на наблюдение. Таким образом, правильно организованные предварительные наблюдения являются средством формирования трудовых умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта Они будят у детей эстетическое отношение к предметному миру, вселяют в них желание принять участие в создании красивых вещей.
Постановка цели труда. Следующим этапом подготовки детей к выполнению трудового задания является постановка цели труда. Цель труда по своему содержанию весьма многогранна: она включает и учебную, и воспитательную, и предметную, и эстетическую, и общественную стороны. Учебная и воспитательная цели труда направлены на формирование личности детей; предметная, эстетическая, общественная – связаны с объектом труда, направлены на достижение высоких результатов труда. Учитель обязательно продумывает, какие новые знания, умения, навыки, какие качества должны приобрести дети, выполняя очередные трудовые задания. Педагогическая задача при постановке цели – создать у школьников положительное отношение к объекту труда и пробудить стремление к созданию красивого предмета. Демонстрируя готовые модели, учащиеся видели реализованной, осуществлённой цель своего труда, видели красоту будущих результатов своего труда. Необходимо всегда стремится к тому, чтобы дети полнее увидели эту цель, чтобы они хотя бы немного были удивлены, очарованы красотой модели, чтобы эстетическое отношение к объекту труда пронесли через все этапы выполнения трудового задания, чтобы оно помогало им преодолевать трудности, которые обязательно встретятся в работе. Когда школьники собственным чувством оценивали эстетические чувства, наглядной цели их труда, учитель ставил перед ними вопрос: « Как мы должны сделать наши поделки?» «Красиво!» - отвечали они; и чем богаче опыт творчества учащихся, тем глубже был смысл лаконичной установки - сделать красиво. Во время постановки цели иногда полезно развернуть перед детьми яркие перспективы оценки результатов их труда.
Таким образом, постановка цели труда может и должна быть использована как средство формирования трудовых умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта Всесторонне раскрытая цель выступает зримой и интересной. Характер постановки цели труда накладывает свою печать и на характер труда детей. Чем ярче, увлекательнее цель, тем содержательнее и результативнее труд учащихся.
Анализ изделия образца. Осуществляя систему воздействий на учащихся на уроках технологии, следует выделить в трудовом процессе и такой этап, как анализ изделия-образца. Задача анализа - дать развернутую оценку изделию в словесной форме. Значение этого этапа, несомненно.
Во-первых, школьник учится четкому выражению своего суждения о предмете. Формулируя свое высказывание, он стремится глубже осмыслить особенности предмета, сущность своего отношения к нему. Во-вторых, систематически выражая свое суждение, он активно упражняет свой эстетический вкус. В-третьих, постоянно сравнивая свою оценку с оценкой учителя, учащийся обогащает свои представления о красоте предметов. При анализе следует привлекать внимание школьников к тем особенностям предметов, благодаря которым мы считаем их прекрасными. Необходимо научить подрастающее поколение творчески подходить к решению любой проблемы, успешно применять полученные знания в жизни, в быту.
Для изучения уровня сформированности трудовых умений и навыков младших школьников с нарушением интеллекта проводили наблюдения и упражнения. Организуя фронтальную работу, внимательно наблюдали за школьниками, а затем точно и своевременно фиксировали полученные данные, отражая в записях постепенные изменения в трудовой деятельности детей
Для того чтобы труд понравился умственно отсталому ребенку, доставлял ему радость, мы учитывали его индивидуальные особенности и возможности. Не следует торопить его, досадовать на его медлительность или, напротив, излишнюю поспешность. Зачастую эти особенности поведения объясняются именно структурой дефекта при умственной отсталости. Нарекания приведут лишь к тому, что у ребенка появится негативное отношение к трудовому заданию, возникнет стремление уклониться от него. Навыки и умения, сноровка и аккуратность придут к умственно отсталым детям постепенно. На первых же порах необходимо, прежде всего вызвать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваясь поставленной цели, и тогда умственно отсталые дошкольники вполне овладевают разнообразными формами труда по самообслуживанию.
Трудовое обучение предполагает овладение более сложными видами труда: вышивка, макраме, вязание, соблюдение ТБ и порядка в школьных мастерских. Выполнение большей части трудовых операций, связанных с обработкой ткани, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Учащиеся привлекались к совместным формам труда (вдвоем, втроем); объясняя детям, что вместе они быстрее и лучше сделают порученное дело. Группе детей необходимо объяснить также ход предстоящей работы, спланировать ее вместе с ними, распределить обязанности. На занятиях, не только ставилась цель научить детей трудовым умениям, но и обязательно вводили на занятиях такие приемы, которые будут формировать умение совместно, сообща стремиться к достижению результата. Прежде всего это приемы попеременного использования одного и того же приспособления или инструмента, материала в ходе работы, общего выполнения определенной части работы, ее этапа, коллективного рассматривания готовой работы, доведения ее общими усилиями до конца.
Школьники охотно занимаются на уроках труда. Этот труд рассматривается взрослыми с позиции обучения детей навыкам выполнения технологических операций, связанных с использованием различных инструментов. Не отрицая необходимости такого обучения, его важности, следует больше внимания уделять воспитанию детей во время труда в мастерских, формированию у них таких нравственных качеств, которые наилучшим образом возникают в условиях именно этого труда. Надо, чтобы дети, выполняя любые работы, почувствовали радость от соприкосновения с материалом, увидели красоту, постигли их значение в жизни человека. Учащиеся применяли приобретенные знания и умения при выполнении самостоятельной работы. Упражнения выполняли фронтально и индивидуально. При фронтальном выполнении использовали такие упражнения:
1) подобрать необходимый материал для дальнейшей работы;
2) определить вид ткани, свойства;
3) подобрать необходимые инструменты и приспособления;
4) выбрать объект труда;
5) определить последовательность его изготовления основные особенности.
При индивидуальном выполнении :
Самостоятельно изготовить изделие по выбору;
1. Определить последовательность технологических операций ;
2. Определить, какие инструменты необходимы, виды швов.
3. Какую технику безопасности нужно соблюдать.
Результаты наблюдения и упражнений оценивались по четырёхбалльной шкале [13]:
1 балл – (низкий) этот уровень характеризуется отсутствием навыков в работе. В хозяйственно - бытовом труде - дети не принимают активного участия в уборке, наведении порядка в комнате, в классе, не предлагают свою помощь педагогу. Ручной труд - здесь самостоятельность школьника с нарушениями интеллекта на низком уровне. На занятиях по ручному труду такие дети редко проявляют инициативу. Дети очень неохотно приступают к работе, часто отвлекаются, избегают напряженных интеллектуальных усилий, быстро устают, уходят от сути задания .У них низкий уровень мыслительной деятельности, не способны к самостоятельному выполнению доступных заданий.
2 балла – (средний) на этом уровне дети также мало инициативны, однако в вышеперечисленных видах трудовой деятельности, при непосредственном присутствии и участии педагога начинают проявлять самостоятельность у этих детей имеется какие-то навыки в самообслуживании. Дети охотно приступают к выполнению задания, если они носят игровой характер, принимают лишь общую цель деятельности, не осознавая правил выполнения задания. На одном виде деятельности удержать их трудно.
3 балла – (выше среднего) - это уровень учащихся с нарушениями интеллекта в трудовой деятельности, так дети охотно, но нередко импульсивно, без должной предварительной ориентировки принимаются за выполнение задания. Уже через некоторое время склонны отвлекаться от него. Такие дети вполне могут самостоятельно выполнять любую работу. Ребенок способен самостоятельно пользоваться инструментами, дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком и пытаются проявить инициативу, способны к планированию своей деятельности, и последовательной реализации.
4 балла – (высокий) уровень учащийся без участия педагога выполняет все функции по труду, довольно часто вызывается помочь педагогу в трудовой деятельности. активно обсуждают процесс работы. Такие дети работают с максимальной отдачей, демонстрируя высокую активность и сосредоточенность, способны самостоятельно осуществлять итоговый контроль выполнения задания. Далее результаты наблюдения записывались в лист обследования и оценивались как низкий, средний, выше среднего и высокий уровни, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.
Полученные результаты показали, что большинство детей показали средний и выше среднего уровни формирования трудовых умений и навыков.
Больше всего дети находятся на 2 и на 3 уровнях – такие дети трудятся охотно, но только под руководством учителя или с помощью более активных товарищей. Они владеют навыками, но не проявляют инициативы, не доводят начатое дело до конца. В работе с ними необходимо совершенствовать их трудовые навыки, развивать интерес к трудовой деятельности, воспитывать самостоятельность, ответственность, желание трудиться и уверенность в себе. Это дети недостаточно критично оценивают свои успехи (чаще всего утверждают, что с заданием справились). На высоком уровне находится одна учащаяся – она инициативна с хорошими навыками на всех видах труда. Стремится работать с максимальной отдачей, демонстрируя высокую активность и сосредоточенность. При выполнении практических заданий использует рациональные приёмы. Цель задания удерживается на протяжении всего периода его выполнения. На низком уровне находится тоже одна учащаяся. Девочка не способна к самостоятельному выполнению самых примитивных заданий, в этой связи она нуждается в активном участии взрослого на всех видах трудовой деятельности. Эксперимент показал, что низкий и средний уровни формирования трудовых умений и навыков в труде учащихся с недостатками интеллекта обусловлены рядом причин. В основном это связано с особенностями психического интеллектуального развития учащихся.
Таким образом, результаты свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной коррекционной работы по формированию трудовых умений и навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта в процессе трудового обучения.

2.2. Эффективность коррекционно-педагогической работы по
формированию трудовых умений и навыков у школьников
с нарушениями интеллекта

Труд школьников организовывался в процессе деятельности в учебном учреждении. Работа строилась с использованием следующих приемов.
1. Во время уроков старались объединить детей в группы, при этом учитывали не только умения, темп их работы, самостоятельность, но и умение помочь товарищу.
2. Во время работы иногда проводили конкурс, например, на лучшую профессию швеи. При этом до начала работы беседовали с учащимися о роли труда в жизни человека. С интересом и желанием приступали они к выполнению своих обязанностей, относились к ним очень ответственно. Такие приемы особенно благотворно влияли на детей. У одних появлялась уверенность в своих возможностях, у вторых — интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.
3. К оценке выполненной работы привлекали детей. Учили их высказывать суждение о качестве работы. Формируя у детей навыки воспитывали и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Наблюдая, как изменяется деятельность учеников при той или иной организации урока отмечалось, что помогает им выполнить задание, что остается непонятным. Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируя задания, учитель намечает пути и приемы работы с конкретными учениками. В процессе обучения наблюдали за тем, способствуют ли намеченные виды помощи развитию умственной деятельности и двигательных умений, вырабатывают ли самостоятельность, повышают ли работоспособность. Необходимо было также проследить, как дети применяют приобретенные знания и умения при выполнении нового простого или сложного задания насколько адекватно используют приобретенный опыт.
Если ребенку не удавалось что-либо сделать, мы старались его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Особенно важно это было в работе с детьми которые показали 2 и 3 уровни в трудовой деятельности. Таких детей мы старались поупражнять в трудовых действиях, в правильном выполнении которых они затруднялись. Иногда ставили их в такие условия, чтобы они находили выход сами, без помощи учителя, проявляли бы самостоятельность, инициативу.
Детей, выполнивших свою работу хорошо, мы хвалили за старание, добросовестное отношение к делу, отмечали проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. У детей ранее не проявлявших самостоятельности это вызывало желание не отстать, они старались не хуже других выполнить поручения. Мы учили их со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше. На основании собственных наблюдений, а также анализа особенностей трудового обучения в коррекционной школе, можно сделать следующие выводы. При выполнении конструктивных заданий дети с интеллектуальными нарушениями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результатов своих действий, не соотносят их с образцами. Вместо предложенной им задачи они часто решают более простую задачу. Выполняя какую-либо работу, дети руководствуются ближайшими мотивами, руководствоваться отдаленными мотивами они могут лишь с трудом. Поэтому действия, которые направлены на выполнение конкретных заданий, выполняются ими охотнее и лучше, чем познавательные.

Категория: Учителя школы | Добавил: gongalo_L Гонгало Людмила Людвиговна |
Просмотров: 94 | Загрузок: 56
Всего комментариев: 0
avatar