Учитель 21 Века

Главная » Файлы » главная » Учителя, прошедшие уровневые курсы [ Добавить материал ]


Творческая мастерская проб педагогического действия в структуре сопровождения непрерывного профессионального образования педагогов
30.10.2015, 15:34

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПРОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
В СТРУКТУРЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Тагиева И.Т.
В Концепции непрерывного педагогического образования РК указано, что стратегическим ориентиром формирования личности при реформировании педагогического образования должна стать идея формирования учителя с инновационным, творческим типом мышления [1].
В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 г.г. указано, что «современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников[2]. Среди возможностей развития образования для педагога выделены в программе:
• привлекательность профессии педагога;
• обеспечение системой карьерного роста;
• обучение на протяжение всей деятельности, в том числе за рубежом, и развитие профессиональной компетентности.
Современная образовательная концепция ориентирует педагогов на развитие субъктивности ученика, формирование способности к конструированию им своей личности. Время объективно требует изменения роли и места преподавателя в учебном процессе. Ученик должен быть активным действующим лицом, а преподаватель – его партнером в обучении и развитии. А для этого необходимо в первую очередь совершенствовать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов, преобразования их деятельности, результатом чего ими иначе должны быть осмыслены цели и принципы обучения, а, соответственно, измениться профессиональная позиция и способы работы с детьми. В связи с этим необходимо так обустроить сопровождение профессионального образования педагогов, чтобы оно стало специально организованным взаимодействием субъектов профессиональной деятельности, направленным на:
• инициирование профессионального движения педагогов, имеющих проблемы в практике;
• оказание помощи педагогам в профессиональном образовании.
В нашей школе на настоящий момент работает в большинстве своем молодые педагоги, чья профессиональная подготовка не вполне отвечает установкам профессиональной компетентности. И, несмотря на то, что в КГУ «Средняя школа № 236» большая значимость, особенно в связи с переходом на 12-летнее образование, придается овладению педагогами инновационных технологий, способствующими формированию субъектиной позиции учеников, пассивность учителей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная мотивация на системное использование инновационных технологий являются серьезными проблемами. На сегодняшний день педагоги на уроках и в режимных моментах применяют лишь эпизодически элементы инновационных технологий.
Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития системы школьного образования и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. При этом существует проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности педагогов и преобразованию их деятельности.
Разрешению данного противоречия может способствовать проектный подход в организации методической работы в школе. Возникает необходимость не только в поиске новых форм и структуры методической работы, соответствующих актуальным ожиданиям общества и системы школьного образования, но и в таком важном факторе управления образовательным процессом, как проектирование обновления содержания, структуры и форм непрерывного профессионального образования педагогических работников.
В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: ученика, учителя-предметника, классного руководителя, родителя. В условиях модернизации и инновационного развития нашего общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным .
Курсы повышения квалификации новой формации в призме новых методов и приемов постижения новых истин сразу дали мне ориентир на то, что прежде чем начать внедрение изменений в учебный процесс, предстоит «сломать» свои собственные стереотипы, изменить свои мысли и подходы к преподаванию. Эту возможность предоставляет обучение по Программе курсов повышения педагогических работников республики Казахстан (далее Программа).
Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обученеия являются их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке. В связи с этим учителя должны располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метосознания – навыков обучения тому, как учиться (Schleicher, 2012.,)[3, стр. 101].
Сравнительный анализ инновационной среды обучения, подготовленный ОЭСР,позволил сформулировать следующие выводы:
• Учителя нуждаются в разнообразном арсенале стратегий обучения, в представлении им взможностей для комбинирования различных педагогических подходов, а также, в значении ответов на один из ключевых вопросов:
Каким образом и при каких ситуациях возможно достижение эффективности использования каждого конкретного метода и стратегии
• Используемые учителями стратегии касаются вопросов преподавания всему классу в целом, а также, содержательной направленности реализуемых исследований, работы в группах, самостоятельной работы учащихся. Вместе с тем образовательные тратегии учителей не должны исключать персональную обратную связь каждого учащегося.
• Учителя должны иметь достаточно обстоятельные знания о том, как происходит обучение, об уровне мотивации отдельных учащихся, о переживаемых ими эмоциях и об их жизни за пределами школы.
• Учителя должны уметь сотрудничать не только с коллегами по преподаваемому ими предмету, но и по другим учебным предметам; с представителями одной организации и ряда других организаций; в рамках сетевых профессиональных сообществ и различных партнерских соглашений, предполагающих активное использование процессов коучинга и менторинга.
• Учителя должны обладать прочными навыками в области информационных технологий и методики их использования как эффективного инструмента преподавания, а также, автоматизированной системой управления процессом преподавания с целью отслеживания процесса обучения учащихся.
• Учителя должны совершенствовать свои потенциальные профессиональные способности к сотрудничеству с коллегами и участию в разработке, управлении и планировании учебной среды.
• И, последнее, но не менее важное: учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на своем опыте. [4,стр.102]
Чтобы стать успешным в современном информационном обществе, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости. Растет необходимость индивидуализации и персонализации обучения, представляющего возможности для получения различными группами учащихся инклюзивных и сенситивных знаний. В этой связи, для преобразования процесса преподавания необходимо овладеть новыми подходами и методами. [5,стр.. 103]
Для совершенствования школьной практики, через формирование личностного осмысления проблем и значимости новых подходов в преподавании и обучении, установленных в результате обобщения лучшего мирового опыта и согласованных с рекомендациями ОЭСР, нами был разработан проект «Творческая мастерская проб педагогического действия в структуре сопровождения непрерывного профессионального образования педагогов» (Приложение 1).
Овладеть новыми подходами и методами возможно через обновление структуры и форм профессионального образования педагогов.
Обновление структуры и форм непрерывного профессионального образования педагогов предполагается за счет обустройства открытого места для проектирования и реализации профессиональных проб педагогического действия с использованием новых подходов в обучении и преподавании.
Таким местом в структуре НПО педагогов может стать творческая мастерская проб педагогического действия «Семь модулей - семь взаимосвязанных идей эффективного преподавания и обучения» . В данной мастерской будет апробироваться современный урок с внедрением новых подходов в преподавании и обучении, и обсуждаться связанные с этим проблемы. Каждая мастерская включает в себя три этапа: проектирование операций педагогического действия (Исследование в действии, подход Lesson study), собственно пробы этих операций и рефлексия этих проб. Сопровождение этих этапов осуществляет специально подготовленная команда сопроводителей (менторы и коучи), которые организуют процессы коммуникации, понимания, проектирования проб, рефлексии, через коучинги и менторинг.
В рамках данной мастерской альтернативой для привычных – транслирующих и передающих – форм и методов обучения педагогов являются интерактивные формы обучения. (Интерактивный – способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо).
Интерактивные формы обучения весьма многообразны, но наиболее распространенными являются:
 работа в малых группах;
 общая дискуссия и др.
Интерактивные формы обучения по сути своей позволяют внедрить в процесс обучения эффективное общение, т.е. вовлечь педагогов в обучение в качестве активных участников, а не слушателей или наблюдателей. В этом смысле проектирование уроков группой учителей осуществление проб педагогического действия в соответствии с разработанным проектом занятия и последующая рефлексия этих проб (Приложение 3) являются именно интерактивными методами, вовлекающими педагогов в активное взаимодействие и общение.
Кроме того, в рамках данной мастерской через ведение каждым педагогом рефлексивного дневника (Приложение 4) разрабатывается и реализуется индивидуальная образовательная программа каждого педагога по освоению новых подходов в перподавании и обучении.
Цель проекта:
создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, а также их мотивации на системное использование новых подходов в преподавании и обучении, через организацию постоянно действующей творческой мастерской проб педагогического действия.
Задачи проекта:
1. Подготовка команды сопроводителей НПО педагогов в рамках творческой мастерской проб педагогического действия (коучи, менторы).
2. Стимулирование каждого педагога на повышение профессиональной компетентности на основе само- и взаимооценки уровня овладения новым подходам в преподавании и обучении и выявления на этой основе проблем практики (коучинг, менторинг, Lesson study).
3. Оснащение педагогов способами профессиональной деятельности в рамках внедрения идей семи модулей, через организацию проб педагогического действия и их последующей рефлексии (Среднесрочное планирование).
4. Анализ процесса сопровождения профессионального образования педагогов в рамках мастерской.
Ожидаемый результат реализации проекта в целом:
Готовность значительной части педагогов к выходу в инновационную практику – системному использованию новых подходов в преподавании и обучении.
Проект направлен на обновление структуры и форм методической работы в КГУ «Средняя школа № 236» по сопровождению внедрения инновационных практик. Творческая мастерская проб педагогического действия, представленная в проекте, является новым элементом в структуре непрерывного профессионального развития педагогов, в рамках которой используются активные формы методического сопровождения, способствующие более эффективному внедрению новых подходов в преподавании и обучении, а также профессиональному развитию педагогов. Кроме того, предполагается, что данный проект будет способствовать оптимизации управленческих действий по повышению профессиональной компетентности учителей.


Ссылки:
1. Концепция непрерывного педагогического образования РК
2011- 2015гг.
2. Государственная программа развития образования РК
на 2011-2020 г.г.
3. Руководство для учителя третьего (базового уровня), стр. 101.
4. Руководство для учителя первого (продвинутого уровня), стр. 102.
5. Руководство для учителя первого (продвинутого уровня), стр. 10
Приложение 1
ПРОЕКТ
Творческая мастерская проб педагогического действия в структуре сопровождения непрерывного профессионального образования педагогов.
Цель проекта:
создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, а также их мотивации на системное использование новых подходов в преподавании и обучении, через организацию постоянно действующей творческой мастерской проб педагогического действия.
Задачи проекта:
1. Подготовка команды сопроводителей НПО педагогов в рамках творческой мастерской проб педагогического действия.
2. Стимулирование каждого педагога на повышение профессиональной компетентности на основе само- и взаимооценки уровня овладения новым подходам в преподавании и обучении и выявления на этой основе проблем практики.
3. Оснащение педагогов способами профессиональной деятельности в рамках внедрения идей семи модулей, через организацию проб педагогического действия и их последующей рефлексии.
4. Анализ процесса сопровождения профессионального образования педагогов в рамках мастерской.
Ожидаемый результат реализации проекта в целом:
Готовность значительной части педагогов к выходу в инновационную практику – системному использованию новых подходов в преподавании и обучении
Участники проекта: педагоги КГУ «Средняя школа № 236» .


№ Мероприятия Содержание Сроки Ответственные Ожидаемые результаты этапа
Подготовительно-организационный этап
Цель: обеспечение и усиление мотивационной готовности педагогического коллектива к преобразованиям в обучении
и преподавании
Семинар для команды сопроводителей «Коучинг и менторинг- способы сопровождения профессионального образования педагогов» Изменение характера взаимодействия учителей. Сентябрь Овладение сопроводителями способами сопровождения: организации в группах процессов понимания, коммуникации, рефлексии.
Повышение мотивации педагогов к профессиональному развитию.
Выделение педагогами проблем практики, оформление образовательных задач.
Тренинг «Раскрой свой творческий потенциал» Создание у педагогов мотивации, эмоционального настроя, положительного отношения к осуществляемой деятельности. Создание условий для проведения самостоятельности, инициативы, творчества, возможности содержательного общения в системе «педагог – педагог», «педагог – ребенок». Сентябрь
Педсовет «Критерии успешности педагогической деятельности» Определить для конкретного педагогического коллектива, с учетом имеющихся условий, наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности. Сентябрь


Использование подхода Lesson study с целью совместного содействия усовершенствованию процессов преподавания и обучения Организация взаимодействия: уроков, Lesson study Один раз в месяц
Организация и планирование сетевого сообщества педагогов района
«Даму» Сетевое сообщество «Даму» предполагает совместное планирование, внедрение и мониторинг взаимодействия педагогов района в целях психоло-педагогического сопровождения усовершенствования процесса преподавания и обучения посредством внесения позитивных изменений в процесс повышения учащихся в условиях сети школ.
Семинар «Успешное преподавание – успешный учитель»:
1. Тренинг «Успешный
учитель…Успешный ученик…Взаимодействие — взаимопонимание — сотрудничество.»
2. Демонстрационные уроки сертифицированных учителей
3. Работа в студиях:
Экспресс-обучение новым подходам в обучении и преподавании
4. Рефлексия Обучение представителей школ района новым подходам в преподавании и обучении, через привлечение в проектную работу. Октябрь
Проблемно-рефлексивный семинар «Проблемы практики» (в том числе входная диагностика методом анкетирования уровня овладения педагогами новым подходам обучения и преподавания) Совершенствовать подготовленность учителей к освоению новшеств; повышать уровень новаторства и творческой активности учителей в школьном коллективе; развивать коммуникативные связи педагогов;
Путем анкетирования, установить с учителями обратную связь, чтобы убедиться, правильно ли понята проблема Ноябрь.
Команда сопроводи-телей
Мастер-классы сертифицированных педагогов Создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности внедрения идеи семи модулей преподавания и обучения.
Октябрь
Январь

Разработка карт диагностики универсальных учебных достижений учащихся Февраль-март Проектная группа
Практический этап
Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к внедрению новых подходов в обучении и преподавании
Постоянно действующая творческая мастерская проб педагогического действия «Семь модулей-семь взаимосвязанных идей эффективного преподавания и обучения»:
проектирование,
осуществление,
рефлексия проб. Реализация процессов коучинга и менторинга для достижения учителями успешности в реализации идей семи модулей.

В месяц один раз Команда сопроводителей Становление профессиональных компетентностей.
Овладение педагогами новым подходам преподавания и обучения
Рефлексивные сборы команды сопроводителей. Развитие навыка ведения профессиональной беседы, содействующего расширению объема профессиональных знаний и совершенствованию практики использования метода совместного обучения В месяц один раз
Рефлексивно-оценочный этап
Рефлексивно-аналитический семинар
«Итоги деятельности мастерской: выполнение индивидуальных образовательных программ» (в том числе итоговая диагностика (уровня овладения педагогами новым подходам преподавания и обучения)
Апрель
Команда сопроводи-телей
Педагог – субъект изменений своей профессиональной деятельности.

Диагностика уровня сформированности у учащихся универсальных учебных достижений способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Май
Зам.зав.
по УВР, педагог-психолог, педагоги Полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Анализ деятельности мастерской, оформление материалов. (объективная оценка личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов Май-июнь
Зам.зав.
по УВР, педагог-психолог Анализ деятельности мастерской, оформление материалов.

Приложение 2

Оценка эффективности реализации проекта:
Показатели эффективности реализации проекта: Способ контроля
Число педагогов, включившихся в инновационную деятельность
( принимающих цели и ценности идей семи модулей преподавания и обучения) Посещение занятий, наблюдение, анализ деятельности педагогов
Рост профессиональной компетентности педагогов Анкетирование, наблюдение, анализ деятельности педагогов
1. Положительная динамика качества образования
(пролонгированный результат)
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся (в рамках мониторинга реализации образовательной программы)

Приложение 3.
Рефлексия пробы педагогического действия
1. Обоснование логики действий, которые были спроектированы для достижения цели.
Какова цель урока, т.е. каким должен быть «конечный» результат (продукт)?
Какое новое знание (понятие) или способ действия предполагалось освоить на уроке?
Как предполагалось прийти к достижению цели на данном этапе урока?
2. Сравнение логики спроектированных действий с логикой реально проведенной пробы:
• Какие моменты оказались неожиданными?
• Что не было учтено при проектировании?
• Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему?
• Достигнута ли цель данного этапа урока?
• Что педагог считает основанием для этой оценки?
3. Что нужно изменить в организации и содержании урока при следующем проектировании?
4. Какую образовательную задачу в освоении новых подходов в преподавании и обучениии Вы хотели бы для себя решить (т.е. каких знаний, умений, навыков Вам не хватает в организации и проведении урока?)
Приложение 4.

Рефлексивный дневник педагога

Число, тема урока,
на котором осуществлялись пробы
Какую образовательную задачу я перед собой ставила? Задачу решить удалось: за счет каких собственных действий? Задачу решить не удалось: почему? Эффекты образования: Образовательная задача, которую теперь перед собой ставлю.
Что удалось понять, осмыслить? Чему научилась? Какая проблема выделена?

Категория: Учителя, прошедшие уровневые курсы | Добавил: indi Тагиева Индира Таваккул-кызы |
Просмотров: 1003 | Загрузок: 447
Всего комментариев: 0
avatar