Учитель 21 Века

Главная » Файлы » главная » Учителя, прошедшие уровневые курсы [ Добавить материал ]


Отчёт по одному уроку запланированной серии последовательных уроков
05.02.2016, 15:49

Отчёт В2
Отчёт по одному уроку запланированной серии последовательных уроков

Следуя за изменениями взглядов на мир, социум, требуется и соответствующее образование, которое бы отвечало требованиям современности.
Являясь слушателем Программы курсов повышения квалификации, разработанные Назарбаев интеллектуальной школой и Кембриджским Университетом, я изменила свой взгляд на нынешнее образование. Учитель как динамически развивающаяся личность нуждается в постоянном развитии, он должен быть готовым к экспериментам, к изменениям в своей практике и в мировоззрении, в своих убеждениях.
В этой связи обучающий арсенал любого учителя представляет собой совокупность убеждений, знаний и предположений. [1, с.5] Стало быть, меняя свои убеждения, мы меняем свои установки, принимаем соответствующие решения, и действуем. Это утверждал Пажарес [1992], говоря, что, при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе влияют на все, что он делает в классе.[1, с. 5]
«Традиционность» обучения уже давно неактуальна, т.к. в ней не учитываются личностные качества ученика, его возрастные особенности, способности. Программа семи модулей рассчитана на разностороннее развитие учащегося. Ее Идеи заключаются в изменении в понимании современного образования, за счет интеграции новых подходов в обучении и преподавании - это и диалог, социальное взаимодействие (коллаборативная среда, работа в группах), цифровой мир, индивидуальный подход (инклюзивное образование).
Свои уроки я провела в непосредственном взаимодействии уже имеющихся у меня педагогических знаний с новыми подходами, что конечно, оказало положительное влияние на эффективность обучения и качество усвоения знаний. Методом проб и ошибок познается истина, которая подвергается оценке, рефлексии и обзору. Для проведения своих уроков я выбрала пятый класс, так как являюсь учителем русского языка в данной параллели. Но в итоге соответствующей работы - консультированию, мной и руководством школы было решено провести уроки в параллельном моему, пятом классе.
Анализируя свой первый урок, я пришла к выводу, что нужно совершенствоваться, подбирать более удобные стратегии, тщательно корректировать задания, чтобы, поставленная мною цель была оправдана. Я поняла, что главное преимущество- это дети: их поддержка, их помощь. Хотя некоторые элементы Программы, а точнее применение новых подходов в обучении для детей были знакомы, для них я была новым человеком. Они не были знакомы с моими методами работы, т.к. я не являлась их учителем, и столкнуться со мной на одном уроке было для них в новинку. В центре Программы лежит создание благоприятной, так называемой коллаборативной среды, что лежит в основе социоконструктивистского подхода.
Создание данной среды является неотъемлемой частью успешного урока. Применяя стратегии, я постаралась сделать урок комфортным, чтобы дети не боялись высказать свое мнение и были в центре внимания, были мотивированы к изучению русского языка, т.к. бытовало мнение, что русский язык неинтересен, а подача материала нудна, что говорит о «непригодности» традиционного образования. А ведь роль русского языка - несомненно велика. Это обусловлено не только билингвизмом, что является лингвистической особенностью Казахстана, но как уже забыто, именно через язык дети познают мир, как с точки зрения исторического развития, так и с точки зрения современности. Поэтому на своих уроках я использовала стратегии и разработала задания, которые бы способствовали развитию связной речи, путем правильной постановки вопросов и составлению креативных ответов.
По сравнению с первым уроком, который был несколько неудачным, ввиду малой неопытности применения на практике новых подходов в образовании и обучении, второй урок по теме «Правописание о и е после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях имен существительных» был более удачным, и я решила подвергнуть его детальному анализу. Целью данного урока было узнать о правописании данной орфограммы, и уметь применить эти знания при работе с текстом.
В этот урок я вложила, на мой взгляд, более конкретные задания - и орфографические, и лексические, и семантические. Во всю серию последовательных уроков была включена работа с текстом, которая позволяла пополнить не только лексические, но и семантические знания, а также укрепить орфографические навыки.
Как было сказано раннее, чтобы настроить класс на работу, необходимо создать, такую среду, чтобы дети были раскрепощены, не боялись рассуждать и смело высказывали свои мысли. Позитивная нотка на уроке является неоспоримым фактором. Именно поэтому мной была выбрана стратегия «Пожелания», где дети, даря друг другу свой позитив в словах, создавали атмосферу дружелюбия и взаимопонимания. В результате весь урок прошел в приподнятом настроении.
На протяжении серии последовательных уроков я преследовала цель - расширить понимание лексико–грамматических категорий имен существительных, сформировать знания о грамматических особенностях имен существительных через использование групповой работы и ее влияние на мотивацию к обучению русскому языку. Так и на данном уроке работа в группе была приоритетной. Групповая работа способствует развитию саморегуляции, непосредственному взаимодействию, что удовлетворяет нормам социоконструктивисткого подхода. В преддверии всей серии уроков мной и психологом была проведена соответствующая беседа, где я пояснила детям, что бывают ситуации, когда люди, объединяясь в группы, преодолевают все препятствия, страхи. Ведь работа в группе предполагает способ сотрудничества друг с другом, при котором учитывается мнение каждого члена группы, независимо от того, слабый это ученик, или сильный.
Чтобы разделить класс на группы, мной была применена стратегия «Паззл», т.е. дети собирали разрезанную на несколько частей картинку, которая непосредственно была связана с лексической темой урока «Март». Ребята быстро сориентировались, и без проблем собрали составные части. В итоге в каждой группе были и ученики А, и ученики В, и ученики С. Не возникло среди них споров и каких- либо трений. В итоге дети хорошо сработались, они понимали друг друга. К выполнению заданий отнеслись серьезно, поставив себе цель - все выполнить. На мой взгляд, данная стратегия была самой оптимальной, исходя из возрастных особенностей детей, потому как пятый класс еще недалек от начальной школы, и им интересно конструирование. А ведь стратегия «Паззл», явно носит в себе прикладной характер. И второе, характеризуя полученную картинку, дети анализировали ее, что является применением навыка критического мышления. Они, описывая ее и отвечая на вопросы, определяли лексическую тему урока. В нашем случае, все картинки носили весенний характер, и сходились на одной теме «Март».

После того как класс был объединен в группы, для проверки домашнего задания по теме «Имя существительное», мной была применена стратегия «Мозговой штурм». Данная работа проходила в форме диалога, где дети задавали друг другу вопросы и отвечали на них. Данный прием позволил выявить насколько правильно дети могут ставить вопросы и формулировать ответы; увидеть «сложность» вопросов и развернутость ответов. Дети привыкли, что опрос домашнего задания -это прерогатива учителя, что является характеризующей чертой «традиций» образования. Джин Раддок, являясь одним из активных сторонников теории «Голос ученика», пишет о том, что общение с учениками имеет своей целью постижение сущности обучения с точки зрения его восприятия, и поиски путей совершенствования обучения для отдельных групп и учеников. (1, с. 44) Исходя из этого, «голос ученика» никогда не учитывался в обучении, а данная стратегия позволила услышать учащихся; их мнение, мысли.
Также на уроке непосредственно была проведена работа с учебником, который являлся опорой для ребят. На нем было построена следующая работа, где дети могли применить навыки критического мышления, а именно им нужно было обработать правило на данную орфограмму, оставить соответствующий алгоритм, по определению признаков «правописание –о и –е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных», на основании чего, они выполняли соответствующее упражнение. Если раньше, мне нужно было объяснять и давать готовые знания, то при применении новых подходов ребята сами смогли разобрать правило и самостоятельно выполнить упражнение. Барнс подтверждает, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. [1, с.37]

Ученики, выполняя упражнение, старались помочь и ученикам послабее, за счет чего не нарушался учебный процесс. Все учащиеся были вовлечены в работу, в результате чего материал был успешно усвоен. Это говорит о саморегуляции учащихся. В данной работе я лишь подсказала детям направление, от чего отталкиваться, и как придерживаться алгоритма. Масштаб такого обучения определен как «Зона ближайшего развития», т.е. мной и учениками А были выстроены «подмостки», что обеспечило качественное усвоение знаний.
Как было сказано мной ранее, на протяжении всей серии уроков я использовала работу с текстом, т.к. текст – это кладезь практических идей. Текст является не только единым синтаксическим целым с законченной мыслью, но и материалом для практической и семантической работы.
Для работы я применила работу с текстом на тему «Март». Этот текст был выбран неслучайно. Данная тема связывалась и с реальными сезонными изменениями в природе, и с весенним праздником, который оказался самым любимым в пятом классе - Восьмое марта. В разборе текста учащиеся могут не только применять практические навыки, полученные при изучении новой темы, но и могут размышлять, ставя вопросы по тексту и отвечая на вопросы. Данная работа построена на модуле «Обучение критическому мышлению». Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. [1, стр. 47]
Групповая и парная работа способствует развитию навыков критического мышления, результатом чего является развитие связной речи, абстрактного мышления, культуры речи, с соблюдением всех языковых норм.
Текст «Март» познакомил детей с особенностями верований древних славян, читая его, ученики расширили свой кругозор, получили новые знания, текст носил познавательный характер. Чтобы хорошо усвоить полученные знания по новой орфограмме, дети выписывали слова, соответствующему правилу. Выполнение заданий проходили в группах, поэтому и решение они выносили сообща. Таких слов на данную орфограмму в тексте было мало, что заставило детей более тщательно исследовать текст на наличие примеров правила. Такое задание я разработала не случайно, по причине того, что дети начинают себя чувствовать исследователями, как-будто исследуют древний монускрипт. Ребята имеют общую проблему, создают ее совместное понимание. Они обмениваются мнениями и идеями. Обсуждают и оценивают идеи друг друга. Данные критерии были ярко выражены в смысловой работе с текстом. Мной была применена стратегия «тонких» и «толстых» вопросов. Каждая группа составляла по два вопроса «высокого» и «низкого» порядка. Здесь, во краю угла стояла правильность постановки вопросов и формулирования ответов. Исходя из возрастных особенностей детей, учениками А были составлены более сложные вопросы, которые требовали более развернутого ответа, такие например как: Почему именно Ярило несет свет и тепло на землю? Как бы вы поступили, если бы оказались на празднике древних славян? Как Морана усыпляла землю? и т.д. Учениками более слабыми были составлены вопросы «низкого» порядка, требующие более точного ответа, например: Кто такаяМорана? В честь какого древнеримского бога назван месяц март? Назовите бога солнца древних славян. Такие вопросы не вызвали сложности в ответе, хотя как сложные вопрос заставили учащихся подумать, поразмышлять.
Это говорит о том, что работа с текстом не проходит для детей даром, они учатся анализировать, синтезировать готовые знания с полученными.
Вся работа на уроке подвергалась формативному оцениванию. Одними из целей формативного оценивания является обеспечение обратной связи, развитие мотивации. На первом этапе урока, мной была использована стратегия «Пьедестал», где детьми было посчитано количество правильных ответов, и соответственно ребята раздали места. Данная стратегия мотивирует детей к улучшению своих знаний, не останавливаться на достигнутом, саморегуляции. По утверждению Александера, подобная форма оценивания касается таких категорий как самоценка и взаимооценка. В оценивании урока, дети познакомились с понятием «критерии оценивания», что позволило им взаимооценить друг друга. Конечно, дети не смогли сразу разработать свои критерии. Для этого понадобилась моя помощь, мой импульс. Пусть это не сразу получилось, ввиду малой осведомленности, но в результате данный вид оценивания учащимся пятого класса очень понравился, не было «обиженных и оскорбленных».
Бесспорно, что роль учителя в обучении и оценивании огромна, так как только учитель может контролировать процесс обучения. Он ответственен за правильность поставленных вопросов, влияющих на правильность ответа. Я уверена, что оценивание оказывает огромное влияние на улучшение обучения. Но для того, чтобы оно стало результативным, необходимо обеспечивать обратную связь с учениками, развивать самостоятельное оценивание учениками с целью повышения самооценки учащихся, научить их анализировать результаты своего труда, чтобы знать чего они достигли. Любой урок, построенный по современным технологиям или традиционной системе, невозможен без оценивания. Поэтому учитель должен быть компетентен при оценивании работ учеников, а не самих учеников.
Возвращаясь к уроку, на последнем его этапе-размышлении, мной была предложена тема «Письмо маме». Ребята размышляют о роли мамы в своей жизни, их любви к ней. Данное задание позволило не только применить весь свой лексический запас, но и позволило показать свою грамотность в изложении. Форма написания был разной, кто-то написал в форме письма, кто-то в форме описательного сочинения, а кто и стихотворной форме.
Помимо положительных моментов, были, конечно, и отрицательные. Во-первых, это нехватка времени. Как и любому учителю, мне хочется отдать все знания, но нужно ограничиться только Программой. Мне приходилось урезать время, отведенное на проведение стратегий, или давать меньше времени на работу в группе. Во-вторых, моя неопытность в применении тех или иных приемов, стратегий. Трудно выбрать из множества одно верное решение, надо все попробовать, чтобы выйти на отличный конечный результат. В- третьих, дети были тоже не готовы к резкой перемене формы преподавания: и учитель новый, и преподает по-новому. Но ребята с этой задачей справились. Ведь урок - это не поле боя, а поле для сотрудничества, посредством конструктивного диалога.

Литература
1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень/ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,-3 изд., 2012
2. Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень/ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,-3 изд., 2012

Категория: Учителя, прошедшие уровневые курсы | Добавил: Vego4ka | Теги: модуль, критическое мышление, отчет Гавриш Екатерина вячеславовна |
Просмотров: 802 | Загрузок: 248
Всего комментариев: 0
avatar