Учитель 21 Века

Главная » Файлы » главная » Планирование [ Добавить материал ]


Внеклассное мероприятие: "Педагог-новатор Ыбрай Алтынсарин"
18.10.2016, 20:52

Тема: «Педагог- новатор Ыбрай Алтынсарин» (1841-1889гг.)
Цели:
Образовательная: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. Алтынсарина.
Развивающая: развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь, совершенствоватьумение внимательно слушать друг друга.
Воспитательная: воспитание исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа, воспитание нравственных качеств.
Оборудование: портрет Ы. Алтынсарина, листочки и ручки, компьютер, презентация, мультфильм.
Ход классного часа.
- Я приглашаю вас в литературную гостиную, посвященную памятным датам великих писателей Казахстана. В нашей литературной гостиной мы предлагаем вам окунуться в прошлое нашей страны и познакомиться с беспримерным подвигом служения Родине, родному народу. Подвигом человека, названного Учителем учителей, подвигом Ыбрая Алтынсарина…
- А начать наше мероприятие я хочу с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
- В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарина. Ученый, поэт и прозаик, он внес неоценимый вклад в развитие Казахстана.
Ыбрай Алтынсарин приложил не мало усилий, чтобы открыть первые русско-казахские школы. Это первый народный учитель степи. Он написал первые учебники на казахском языке. Он мечтал, чтобы мальчики и девочки выросли грамотными и культурными людьми, честными, работящими, чтобы они любили свою Родину и приносили ей пользу.
Презентация из жизни Ыбрая Алтынсарина.
Биография И.Алтынсарина.
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю было три года. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Дед был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. Когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда дед отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
Через 7 лет Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.
Доброе дело два века живет, доброму – добрая память… Более ста лет прошло с того дня, как Ыбрай Алтынсарин открыл первую школу, но и теперь в ее стенах звучат детские голоса…
(Слайд «Первая школа, открытая Ы.Алтынсариным – ее нынешний вид»)
- Ы. Алтынсарин преподавал в этой школе. Он был первым учителем в степи.
(Слайд «Ыбрай Алтынсарин – первый народный учитель степи»)
- А теперь пришло время нам погрузиться в пучину прошлого и познакомиться с удивительным творчеством Ыбрая Алтынсарина, его мыслями и мечтами…
1. - Как мы уже знаем из уроков чтения, Ы. Алтынсарин писал притчи: это небольшие произведения, в которых осуждается зависть, лень, ложь, невежество, и говорится о пользе знания и воспитания. Давайте вспомним, с какими притчами мы уже знакомы.
Викторина по притчам Ы. Алтынсарина.
1) Эти орехи не для еды, а сделаны они для украшения. Я взял пустые скорлупки орехов и покрасил их золотой краской. В другой раз о вещах не суди по их наружному виду, так как ценность вещи заключается в её содержании. («Золотой орех»)
2) Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». («Чистый родник»).
3) Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в неё комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку. Он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов собирает травку. Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы. («Паук, муравей и ласточка»)
4) Если ты играешь с ребятами меньше себя, то в конце концов кого-нибудь из них доведёшь до слёз и обидишь. Полкан же, хотя и собака, но стыдится обижать тех, кто слабее его, и эту маленькую собачку не трогает. («Полкан»)
2. – Ы. Алтынсарин создал более ста литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов. В своих поэтических произведениях Ы.Алтынсарин показал себя замечательным художником родной природы.
(Дети читают стихи).
3. - Немало наставлений оставлено для нас великим учителем и поэтом. Имея за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению несколько добрых советов:
(Дети читают отрывки из цикла стихотворений «Наставление»)
Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.

Живущие всюду народы
Для радости сотворены…
Всем ласково светит солнце,
Всем светят лучи луны…
Мы друг перед другом с детства
Во всем быть должны равны!

Если можете – добрым делом
Помогайте народу Вы!
На поклон ни к кому не ходит,
Чтобы не было злой молвы!
У хорошего человека на лице
Лучится привет…
Научитесь с первого взгляда узнавать –
Каков Ваш сосед…
4. - Ыбрай Алтынсарин был не только талантливым поэтом. Многие его произведения были написаны в совершенно других жанрах. Ребята, назовите их. (Пословицы, поговорки, басни, притчи).
- А сейчас мы предлагаем Вашему вниманию небольшую инсценировку «Садовые деревья» по мотивам одноименного произведения Ы. Алтынсарина.
Садовые деревья
(Автор, отец и сын).
Автор: Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
- Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.
- Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, - ответил отец.
- Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.
- В уходе есть большая польза, - ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком, если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец.
(Дети завершают инсценировку).
- Дети, скажите, почему же одно дерево выросло прямым и стройным, а другое – кривым?
- Какому дереву становятся подобны дети, лишенные родительского внимания?
- А что вы можете сделать, чтобы не вырасти такими?
5. - А сейчас мы с Вами дадим себе минутку отдыха и посмотрим интересный мультфильм, основой для которого послужили рассказы Ыбрая Алтынсарина.
(Анимированный мультфильм «Паук, муравей, ласточка»)
Просмотр мультфильма «Паук, муравей и ласточка».
- Подумайте, чему бабушка учит внука в этой сказке?
- Какой вывод каждый из вас для себя сделал?
- Эти маленькие существа могут служить для вас примером. Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и вы живёте не для того чтобы бездельничать. Нужно привыкать к труду .
- Как много мы с вами узнали о творчестве и жизни первого народного учителя степи – Ыбрая Алтынсарина! Теперь самое время составить кластер «Что вы узнали об Ыбрае Алтынсарине»
Кластер.
(Раздать детям листочки. Дети пишут и прикрепляют на доску вокруг портрета писателя. Затем записи зачитываются).
- Встреча в нашей литературной гостиной подходит к концу.
Ыбрай Алтынсарин был настоящим патриотом своей Отчизны. Боль своего народа он чувствовал всей душой и радовался, когда получалось быть ему полезным. Вся жизнь Ыбрая Алтынсарина являет собой научный и творческий подвиг во имя Родины.

«Весна. Жарки»
В апреле наступает благодать;
Весенних в небе птиц не сосчитать.
С веселым гулом мчатся воды с гор.
Звенят дожди, туман, клубясь, плывет,
Дыханьем райским полнится простор,
Благоухают зеленью луга.
«Лето»
Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
Землянику, смородину с песней на склонах горы
Собирают аульные девушки наши.
…Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта.
«Өзен»
Таулардан өзен ағар сарқыраған,
Айнадай сәуле беріп жарқыраған.
Жел соқса, ыстық соқса бір қалыпта,
Аралап тау мен тасты арқыраған.
Көңілің суын ішсең ашылады,
Денеңде бар дертінді қашырады.
Өксіген оттай жанып жануарлар
Өзеннен рақат тауып басылады.

Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.

Живущие всюду народы
Для радости сотворены…
Всем ласково светит солнце,
Всем светят лучи луны…
Мы друг перед другом с детства
Во всем быть должны равны!

Если можете – добрым делом
Помогайте народу Вы!
На поклон ни к кому не ходит,
Чтобы не было злой молвы!
У хорошего человека на лице
Лучится привет…
Научитесь с первого взгляда узнавать –
Каков Ваш сосед…
Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
Сын: Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.
Отец: Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, - ответил отец.
Сын: Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.
Отец: В уходе есть большая польза, - ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком, если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец.
Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
Сын: Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.
Отец: Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, - ответил отец.
Сын: Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.
Отец: В уходе есть большая польза, - ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком, если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец.

Категория: Планирование | Добавил: ira-bagira | Теги: внеклассное мероприятие Чекунова Ирина Борисовна |
Просмотров: 451 | Загрузок: 120
Всего комментариев: 0
avatar