Учитель 21 Века

Главная » Файлы » главная » Планирование [ Добавить материал ]


Урок познания мира во 2 классе "Как питаются животные"
18.10.2016, 20:45

Среднесрочное планирование урока познания мира во 2 классе.
Тема урока: «Как питаются животные».
Цели урока: формирование знаний о связи всех живых орга¬низмов в пищевой цепи.
Планируемые результаты:
предметные: знать, как питаются животные, связь живых организмов в пищевой цепи;
личностные: бережно относиться к животному миру;
системно - деятельностные: уметь обобщать и делать вы¬воды; работать в паре.
Тип урока: изучение нового материала.
Материальное обеспечение урока:
для учителя: демонстрационный материал «Пищевая цепь», мультфильм по мотивам сказка В. Бианки «Сова», экологическая пирамида;
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент
IІ. Постановка цели и задач урока.
1. Как называются животные, которые живут рядом с чело¬веком?
(Домашние)
2. Как называются животные, за которыми человек не уха¬живает? (Дикие)
3. Что необходимо животным для жизни?
4. Почему в наших горах и степях не могут жить слон и бе¬лый медведь?
5. Чем питаются животные? (Травой, другими животными, травой и другими животными.)
6. Как называются животные, которые едят только расте¬ния? (Травоядные)
7. Как называются животные, которые едят других живот¬ных? (Хищники)
- Вспомните признаки жизни животных. (Дышат, питаются, двигаются, растут и развиваются, размножаются, умирают).
- Что же необходимо для роста и развития животных? (Питание).
- Мы на уроке будем говорить о том, как питаются живот¬ные. В природе все взаимосвязано и ярким примером этой связи являются пищевые цепи.
III. Изучение нового материала.
1) - Разные животные питаются разной пищей. Животные питаются растениями или животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Пищевая цепь показывает, кто для кого служит пищей.
- Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
- Второе звено цепи – это растительноядные животные.
- Как вы думаете почему?
- Третье звено – хищники и насекомоядные животные.
Беседа с опорой на демонстрационный материал «Пищевая цепь».
- Давайте попробуем составить сложные цепи питания лисицы:
(Учитель выставляет на доску карточки со словами).
Дуб (жёлуди) – мыши – лиса
Осина – заяц – лиса
- Кто крупнее в этой цепи питания? (Лиса).
- А мышь крупнее жёлудя. Но если бы у нас были бы волшебные весы и мы бы взвесили всех лис в лесу, всех мышей и все жёлуди, оказалось бы, что жёлуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее лис. Почему? Да потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а лис мало. Случайно ли это? Нет. Ведь одной лисе для питания надо много мышей, а одной мышке – много желудей. Получилась экологическая пирамида. В их основании – растения, а на вершине – хищные животные. Невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.
- Что произойдет, если нарушится цепь?
2) – Я предлагаю посмотреть мультфильм по мотивам сказки Виталия Бианки «Сова».
Вопросы:
- Почему Сова перестала летать на луг?
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.)
- Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу?
- Кому нужен питательный клевер? Почему? (Корове. Для того чтобы её молоко было жирным и вкусным).
- Как чувствовала себя корова без клевера?
- Что же пришлось сделать старику?
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
- В природе всё друг с другом связано. Если порвётся одно из звеньев, то разорвётся вся цепочка.
- Какая связь между чаем с молоком и совой?
- На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Попробуем восстановить эту цепочку.
3) - Давайте составим цепочку взаимосвязи и объясним значение каждого звена в этой цепочке.
СОВА – МЫШИ – ШМЕЛИ – КЛЕВЕР – КОРОВА – МОЛОКО – ЧАЙ
- Убедил ли вас писатель в том, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга?
- Какова главная мысль сказки? (Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным).
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного.
1) Работа по учебнику.
- Как приспособились животные к добыванию пищи?
- Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.
- Как приспособились животные защищаться от хищников?
- Заяц – быстрые ноги, цвет шубки (зимой – белый, летом – серый). У ежа – иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки –едкая кровь.
- Что случится, если волк и лиса не бу¬дут есть зайцев? (Все в природе взаимос¬вязано. Если станет много зайцев, то они съедят кору деревьев, траву. Больные зайцы будут распространять болезни. Может нарушиться природное равновесие.)
- Все в природе взаимосвязано. Хищники тоже нужны. Да и пищу им добывать очень трудно.
2) Работа в парах.
- Каждой паре я выдам карточку с текстом. Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей
Текст 1.
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
(Ответ: дубы – шелкопряд – птицы).
Текст 2.
В заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.
(Ответ: молодые деревья – козы – волки).
Текст 3.
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
(Ответ: деревца – мыши – ежи, барсуки).
VI. Рефлексия.
- На какие группы делятся животные по способу питания?
- Что такое цепь питания?
- Почему цепи питания начинаются с растений?
- Какое второе звено в цепи питания животных?
- Назовите третье звено цепи питания.
- Как хищники приспособились к добыванию пищи? (Острые зубы, когти, бесшумны в движениях и др.)
- Надо ли уничтожать хищников?
- Почему необходимо беречь и охранять хищников?
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется. (Б. Заходер).
VII. Информация о домашнем задании.
Чтение статьи учебника, ответы на вопросы.

Категория: Планирование | Добавил: ira-bagira | Теги: цепь питания Чекунова Ирина Борисовна |
Просмотров: 113 | Загрузок: 70
Всего комментариев: 0
avatar