Учитель 21 Века

Главная » Файлы » главная » Планирование [ Добавить материал ]


Урок литературного чтения: Сапаргали Бегалин "Ёж Есена"
25.10.2016, 21:18

Тема: Сапаргали Бегалин «Ёж Есена».
Цели: 1) ознакомление с творчеством писателя Сапаргали Бегалина и его произведением «Ёж Есена», анализ рассказа (тема, главная мысль, развитие действия, художественные образы, вопросы проблемного характера, раскрывающие смысловое содержание рассказа; отношение детей к прочитанному), совершенствование техники чтения; 2) развитие мышления и речи, умения делать выводы, выражать свои мысли; 3) воспитание любви к животным, экологическое и нравственное воспитание учащихся.
Оборудование: учебник, портрет писателя, тесты «Ёжик», иллюстрации ежа и мальчика, рисунки по сюжету рассказа.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
А) Чтение художественной книги в разном темпе. (про себя, жужжащее чтение и т. д.).
Б) Скороговорки.
Пошли бобы по грибы, а грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах.
Синхронно.
Произнести в медленном темпе;
В нормальном темпе;
В ускоренном;
Скороговоркой.
3. Проверка домашнего задания.
4. Вводная беседа.
- Отгадайте загадку:
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это…( ёж)
Игра «Ассоциации».
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ёж?
- Теперь мы знаем какой ёж? (Колючий, маленький, круглый, подвижный, насекомоядный,
любознательный).
- Давайте вспомним из урока познание мира о ежах. (учащиеся отвечают к какому классу относятся данные животные, чем питаются, где обитают, какую польза приносят)
(На доске две картинки — мальчик, ежик).
- Кто изображен на рисунках? (мальчик и ежик)
- Подумайте и скажите, как могут быть связаны между собой эти два персонажа?
5. Определение темы урока
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Сапаргали Бегалина «Еж Есена». Этот рассказ о том, как животное может отблагодарить своего хозяина за заботу о нем.
6. Изучение нового материала.
1) Биография Сапаргали Бегалина (1895-1983).
- Слушайте внимательно. После выступления вас ждут, вопросы на которые вы должны будут ответить.
Сапаргали Бегалин — старейший писатель Казахстана. Родился Сапаргали Бегалин в 1895 годув ауле Дегелен Семипалатинской области.
Он написал много произведения для детей. С малых лет Сапаргали отличался любознательностью и стремлением к знаниям. Годы учебы были для него не в тягость. Благодаря грамоте мальчик познакомился с восточными поэмами и сказками. Также он увлекался казахским народным творчеством и всю жизнь собирал песни, поговорки, пословицы, легенды.
Особенно глубоко проникла в его сердце поэзия Абая. Главная тема его рассказов — охрана окружающей природы. С. Бегалин — тонкий знаток природы и быта аула. Он знакомит своих маленьких читателей с жизнью их сверстников: это отважные, ловкие, смышленые, веселые ребята, которые любят свою Родину, бережно относятся к окружающей природе, ухаживают за животными. Таков мальчик из рассказа С. Бегалина «Еж Есена».
Вопросы по биографии:
- Когда родился Сапаргали Бегалин? Где родился поэт? (село Дегелен, Семипалатинская область)
- Чему и кому посвящал свои рассказы автор? (природе и животным).
2) Первичное восприятие текста.
- Природа добра и щедра к человеку до тех пор , пока он относится к ней с любовью, и не прощает жестокости и равнодушия людей. Отношения между человеком и обитателями природы рассмотрены в рассказе «Ёж Есена».
3) Анализ прочитанного.
а) - Понравилось ли вам произведение? Какие эмоции вы испытали? Почему?
- Назовите главных героев.
- Где поймал Есен ежа?
- Какими стали отношения между ежом и Есеном?
- Что говорила бабушка Алтынай ежу, когда он хотел поиграть с Есеном?
- Почему эти слова удивляли Есена?
- Кто такой Каби?
- О чём рассказывал Каби Есену?
- Поверил ли этому Есен?
- Кого увидел Каби, когда проснулся?
- Кто спас мальчиков?
- Почему бабушка сказала, что ёж отблагодарил Есена за заботу?
б) - Кто такой ёж? Когда он выпускает свои иголки?
- А если относиться к нему с дружеской симпатией?
- В представлении людей утвердилось, что ёж – это сердитое колючее существо, которое выпускает свои иголки и к которому трудно подступиться.
Но, читая рассказ, мы видим, что между Есеном и ежом тёплые дружеские отношения, забота и симпатия. И в момент, когда над мальчиками нависает опасность, ёж спасает их.
в) - Назовите тему рассказа? ( Дружба ребёнка с ежом).
-С чего начинается рассказ?
- Кульминационный момент в рассказе? (Схватка ежа со змеёй)
-Развязка? (Победа ежа, любовь и признательность людей).
7. Физкультминутка.
8. Закрепление изученного.
1) Выборочное чтение:
1) найдите отрывок, где говорится об отношении между ежом и Есеном ;
2) что интересного рассказал Каби Есену о еже?
3) прочтите описание беседки, где мальчики готовились к экзаменам;
4) найдите отрывок о борьбе ежа и змеи;
5) что сказала бабушка Есену, увидев мертвую змею;
- Ребята почему бабушка так сказала? Как вы понимаете выражение : «За добро всегда платят добром ». - Можно ли сказать , что это выражение является главной идеей произведения?
2) - Какая из пословиц определяет главную мысль произведения?
Добрые слова дороже богатства.
Добро и во сне хорошо.
Доброе дело без награды не останется.
3) Тест «Ёжик».
1.Правда ли, что ежи герои сказок, мультфильмов?
А) нет.
В) да
С) не знаю
2. Где зимуют ежи?
А) в лесу
В) в норках
С) в доме
3. Ежи домоседы?
А)нет
В) да
С) путешественники
4. Ежи животные…?
А) травоядные
В) насекомоядные
С) всеядные
5. Когда ежи покидают свои дневные убежища?
А) утром
В) днём
С) ночью
6. Почему ежи зимой длительное время обходятся без пищи?
А) спят
В) из-за запаса жира
С) не двигаются
7. Как защищается ёж от врагов?
А) бегством
В) колючем панцирем
С) прячется в норке
8. Какую встречу можно назвать драматической( необычной)
А) с человеком
В) со змеёй
С) с детьми
9. Ёж – зверёк подвижный?
А) нет
В) да
С) малоподвижный
10. Ваше отношение к ежам?
9. Итог урока.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Назовите главных героев? (Есен, еж)
- Как вы думаете, может ли это произведение оставить вас равнодушным? (нет) Почему?
- Какие бы слова для характеристики вы бы подобрали мальчику? (добрый, заботливый, любит животных).
- Что нового из рассказа узнали о ежах, как о животных? (смелые, благодарные, общительные)
- Какова основная мысль произведения? Чему хотел автор научить нас своим рассказом? (любить, ценить и уважать природу и его обитателей)
- И то, что животные тоже могут отблагодарить человеку за заботу!
- Чему вас научил данный рассказ?
10. Домашнее задание: чтение и пересказ рассказа; проиллюстрировать понравившийся эпизод.

Категория: Планирование | Добавил: ira-bagira | Теги: рассказ про ежа Чекунова Ирина Борисовна |
Просмотров: 114 | Загрузок: 65
Всего комментариев: 0
avatar