• Республ. олимпиада

    14 января - 24 февраля
  • Служба поддержки

    +7 (778) 411 95 35
By - publisher

Конспект урока. Основы грамоты.Тема: Слово. Насекомые.

Занятие: № 1
Дата: _______

Тема: Слово. Насекомые.
Цель:
• помочь детям осознать, что слова звучат, т.е. состоят из звуков дифференцировать понятия «звук» — «слово»;
• слово может быть коротким и длинным;
• в слове есть начало, середина, конец; звуки стоят в определенном порядке;
• познакомить со звуковой схемой слов (звуковыми бусами);
• учить определять количество звуков в звукоподражаниях и односложных словах;
• обобщать знания о насекомых;
• активизировать словарь по теме;
• составлять рассказ по сюжетной картинке;
• развивать связную речь, фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;
• воспитывать самостоятельность, активность, бережное отношение к живой природе.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Введение в тему (побуждение, сообщение темы).
Вспомнить звуки окружающего мира, обозначить их с помощью звуков человеческой речи. (Опираться на картинки).
Отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела).
— Пчела – это кто? (Насекомое). Вы послушали загадку и назвали слово – отгадку.
Сегодня мы с вами поговорим о слове и насекомых.
II. Новый материал. Выделение нового звука. Характеристика звука.
1.- Рассмотрите картинки в тетради. Кого еще вы видите? (В тетради: жук, оса, муха, шмель, бабочка, комар, муравей, стрекоза.) Кто они все? (Насекомые).
— Что вы произносили? (Слова).
— Все, что нас окружает, имеет название, т.е. обозначается словом.
Всему название дано —
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным — полно
А безымянных нету !
И все, что только видит глаз –
Над нами и под нами –
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А. Шибаев).

2. — Вы любите секреты? Сегодня мы откроем необычные секреты – секреты слов.
— Вы отгадали загадку о пчеле. Какой звук издает пчела? [ж].
— Что она делает, издавая этот звук? (Жужжит) кто еще может жужжать? (Жук) Какие звуки живут в этом слове? (Интонационно выделяют звуки: ж-ж-у-у-у-у-к-к). Эти звуки одинаковые или разные?
Выводы: слова состоят из разных звуков – это первый секретик слова. Поэтому и говорят: «Слова звучат». (Они состоят из звуков.)
3. — Как вы думаете, все ли звуки нужны в словах? (Все). Давайте проверим. Замените в слове «жук» звук [ж] на звук [л]. Что получилось? (Лук) Объясните значения слов.
Второй секретик: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, иначе меняется значение слов.
4. Послушайте, я назову насекомых. Но в их названиях потерялись звуки: …абочка, кома… Вы знаете таких насекомых? Какие звуки и куда нужно поставить, чтобы получилось правильное название насекомых? В азбуке – тетради наклеить картинки бабочка и комар.
Вывод: у слов есть начало и конец – это третий секретик.
5. В слове может быть много звуков, а может быть мало, т.е. слова могут быть длинными и короткими.
Дидактическое упражнение «Длинное – короткое».
— Назовите насекомых в тетради, внимательно вслушиваясь в слова. Если слово длинное, соедините его с длинной полоской, а если слово короткое – с короткой.
6. Знакомство и работа со схемой:
— Под наклейками нарисуйте столько кружочков, сколько звуков в слове (на каждый звук – кружочек). Так мы будем обозначать звуки в словах (ведь они идут один за другим, как бусинки на ниточке).
Физминутка.
Кузнечики,
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок! Стоп!
Сели – травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
III. 1. Дифференцировать понятия «слово» — «звук».
— Вы узнали, что звуки мы будем обозначать кружочками, а слова — полоской.
— Я буду называть слова и звуки. Если вы услышали звук, поднимайте кружочек, а если слово – полоску.
Воспитатель называет слова и отдельные звуки (не только насекомых и звукоподражательные, но и другие).
2. Составление рассказа по сюжетной картинке (подобранной воспитателем) по плану или по образцу:
— Когда мы можем видеть насекомых? (Весной, летом, осенью).
— Какое время года на картинке?
— Кто прилетел на цветущий луг?
— Как вы узнали, что это насекомые? (Есть головка, брюшко, четыре прозрачных крылышка, шесть ножек).
— Что делают бабочки? (Прыгают с цветка на цветок).
— Кто собирает нектар с цветов? (Пчелы).
— Что делает кузнечик? ( Прыгает в траве, стрекочет).
— Для чего нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц).
IV. Письмо.
Штриховка.
V. Итог. – Назовите полезных и вредных насекомых. Что значит: слова звучат? (Они состоят из звуков).
Игра «Собери слово». – Сделайте ладошки «чашечкой». Я буду «бросать» звуки, а вы собирать из них слова. Звуки нельзя «ронять» и переставлять! Ж.у.к; л.у.к; м.а.к; д.о.м; с.о.к; д.ы.м: и т.п. Дети закрывают «чашечку» и подносят ее к уху (слушают слова).

>

Автор: regina11071994


0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

publisher

14
Комментарии: 0Публикации: 3735Регистрация: 08-12-2018
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
О работе с сайтом, размещая свои публикации на нашем сайте, пользователи берут полную ответственность на себя за контент материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами. Мы всегда готовы помогать Вам в публикации, редакции сайта и в ряде других вопросов. Если Вы обнаружили ошибку на нашем сайте или незаконное использование материалов, сообщите администрации сайта.